Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

23 октября 2013 05.28

Виктор Иссерс: «Критиковать легко. А ты своё сделай»

Руководитель «Видео Интернешнл — Омское Агентство», создатель фестиваля социальной рекламы «ПОРА», «Школы медиаменеджера» и других медийных проектов Виктор Иссерс не первый год пытается раскачать сонный рынок рекламы Омска, и ему это неплохо удаётся. О том, зачем нужны городу и его компании образовательные медиапроекты, что может изменить фестиваль «ПОРА» и станет ли Омск социальной столицей, Виктор рассказал «Классу». 


Руководитель «Видео Интернешнл — Омское Агентство», создатель фестиваля социальной рекламы «ПОРА», «Школы медиаменеджера» и других медийных проектов Виктор Иссерс — знаковая фигура для Омска. Он не первый год пытается раскачать сонный рынок рекламы провинциального города, и ему это неплохо удаётся. О том, зачем нужны городу и его компании образовательные медиапроекты, что может изменить фестиваль «ПОРА» и станет ли Омск социальной столицей, Виктор рассказал «Классу».

— «ПОРА» в этом году проходила под единой концепцией «Омск — социальная столица». Давайте напомним, в чем ее суть?
— Фестиваль «ПОРА» существует уже семь лет, но долгое время он оставался достаточно специализированным событием для рекламистов, пиарщиков, маркетологов. На фестивале в прошлом году два постоянных члена нашего жюри — Анатолий Ясинский и Игорь Намаконов — предложили что-то сделать для Омска. Они отметили, что в течение нескольких лет наблюдают неудачные попытки территориального маркетинга нашего региона, все эти «брендолапы», стратегии развития региона, и понимают, что всё это крайне сложно будет приживаться, поскольку насажено сверху, а не родилось в массах. Омску нужна другая история.

Спустя несколько месяцев в «Фейсбуке» появилась группа «Омск — социальная столица», внутри которой развернулась дискуссия по поводу названия будущего проекта и его наполнения. Споры вызывало слово «социальный». Были опасения, что словосочетание «социальная столица» будет ассоциироваться со столицей бюджетников — пенсионеров, учителей и врачей. Но идеологи этой концепции уверили нас: это определение подразумевает, что в наш город со всей страны будут стекаться социально активные люди. Ведь что такое столица? Это город, куда люди зачем-то едут. В культурную столицу, Питер, едут за искусством, в финансово-политическую столицу, Москву, едут за деньгами и за властью, а Омск должен стать центром, в котором будут собираться социально активные люди. «ПОРА» стала неким стержнем этой концепции, и вокруг него в дальнейшем будут формироваться другие события, подтверждающие статус Омска как социальной столицы.

Согласно задуманной механике, жители Омска сами должны находить людей, которые будут менять город в лучшую сторону. Это началось с байкерского клуба «БОБ». Члены жюри обнаружили там пандус для инвалидов, приехавших на концерты, который установил хозяин бара Валерий Саркисян. Это стало точкой отсчета. Мы решили находить таких людей и делать из них медийных персон. Мы понимаем, что без поддержки СМИ мы не обойдёмся. Необходимо, чтобы эти истории освещались, а лейтмотивом проходила концепция «Омск — социальная столица». Над этим мы сейчас работаем. Параллельно есть ряд активностей крупных компаний и отдельных личностей, которые направлены на развитие нашего города. Я говорю о проектах Андрея Голушко, Национального фонда социальных инициатив, компании «Газпром нефть». Но они сильно дефрагментированы в информационном пространстве, разобщены. Хотя, по сути, все мы делаем общее дело. Ещё рано говорить о каких-то глобальных вещах. В этом году на фестивале партнёры приглядывались друг к другу, и сейчас мы думаем, как состыковать все проекты, чтобы они работали не в ущерб друг другу, а дополняли друг друга и способствовали развитию. Это сложно и требует времени. Но в течение этого года и в начале следующего, я думаю, появится какая-то ясность.

— На презентации концепции «Омск — социальная столица» было заявлено, что авторы концепции будут смотреть за реакцией людей на проект и относительно их активности планировать дальнейшие мероприятия. Спустя полгода какие выводы вы можете сделать?
— Я могу сделать два вывода: один положительный, другой отрицательный. Неприятное наблюдение следующее. Мы отправили 120 именных приглашений на фестиваль «ПОРА» всем депутатам Заксобрания и городского Совета, членам правительства Омской области, и практически никого из них на фестивале не увидели. Что это означает? Что нашей власти совершенно не интересно изменение социального поведения общества в лучшую сторону, ведь социальная реклама направлена именно на это. Это печально.

Положительный момент — это, безусловно, активизация молодых ребят, в том числе и вокруг нашего фестиваля в качестве волонтёров. Подготовка к фестивалю — очень трудоёмкая работа и длится она практически полгода. И львиная доля задач была решена нашими волонтёрами. В большинстве своем они уже прошли через другие наши проекты — «Школу медиаменеджера», «Медиаигры» — и поняли, что это отличная площадка для их реализации. Для них это уникальная возможность получить доступ к акулам рекламного бизнеса, пообщаться с ними и получить первый фестивальный опыт. Также Омск встряхнули хорошие общественные проекты, инициированные снизу: «Горки», Городской пикник. Когда подобные инициативы идут сверху, то возникает проблема «брендолапы» — когда люди не принимают чужеродный для них бренд, как это произошло в Перми.



— Есть ли у концепции «Омск — социальная столица» шанс стать таким настоящим, а не навязанным брендом?
— Я считаю, что даже если два человека начинают какую-то тему обсуждать, то проект уже состоялся. Вопрос только в его масштабах. А проект «Омск — социальная столица» и всё, что с ним связано, обсуждает уже гораздо большее количество людей. Я не правительство Омской области, и у меня нет ресурсов, чтобы донести свою идею до каждого. Социальные изменения в обществе, связанные с формированием у людей веры в то, что каждый сам может изменять окружающую действительность, занимают не год и не два. Это длительный процесс, если мы говорим о массированном явлении. Поэтому мы выбрали целевой аудиторией своего проекта молодёжь от 18 до 30 лет. У них меньше стереотипов и шаблонов, им проще идти на какие-то изменения. Эти ребята через десять лет будут формировать стратегию жизни региона. И если в них сейчас в них заложить правильные принципы, есть шанс, что эти изменения состоятся.

— У вас много образовательных проектов — «Школа медиаменеджера», «Медиаигры». Вы просто воспитываете для себя будущие кадры, или есть какая-то более высокая цель?
— Мы не просто воспитываем кадры, мы формируем профессиональную медиасреду. В Омске раньше отсутствовал медиарынок, совершенно не было специалистов. Основная причина этого — монополизация медиарынка, то есть концентрация ресурсов в одних руках. Долгое время все основные его сегменты были поделены между омскими компаниями, которые предоставляли сразу комплекс услуг. Например, такой обладатель ресурсов приходил к рекламодателю и говорил ему: «Купи у меня 20 щитов, а я тебе бесплатно нарисую макет наружной рекламы». В результате за 15 лет клиент разучился платить за креатив. В то же время мало у кого возникал вопрос об оценке эффективности медиаразмещения.

Задача наших проектов — правильно воспитать студентов старших курсов. Для этого мы приглашаем топов различных компаний, чтобы они прочитали им мастер-классы. Наша цель — не попиарить собственную компанию с помощью этих проектов, а дать ребятам общий обзор по разным сегментам медиарынка. Да, это очень трудозатратный проект, но я понимаю, что завтра эти люди станут либо моими сотрудниками, либо моими клиентами. Это такие «длинные» инвестиции, и они уже начинают себя оправдывать. У нас было четыре набора «Школы медиаменеджера», некоторые из её выпускников уже работают у нас в компании, а некоторые с нашей помощью решают вопросы по медиаразмещению. Это социально-предпринимательский проект. То есть я делаю что-то полезное и для себя, и для кого-то ещё.



В культурную столицу, Питер, едут за искусством, в финансово-политическую столицу, Москву, едут за деньгами и за властью, а Омск должен стать центром, в котором будут собираться социально активные люди.



— А как появился фестиваль «ПОРА»?
— Изначально фестиваль «ПОРА» задумывался как региональный конкурс социальной рекламы. Возник он, когда меня избрали сопредседателем Омского медиа-сообщества. Тогда в него входили самые разные представители рекламного рынка и не было какой-то общности интересов. Каждый пытался решать свои проблемы: у «наружников» щиты сносят, «печатники» тиражи не могут сосчитать и так далее. Нужна была общая история, которая, во-первых, объединила бы всех членов этой организации общей идеологией, целью, во-вторых, способствовала бы выстраиванию отношения с властью. Так родилась идея конкурса социальной рекламы. Чтобы работы, представленные на нём, впоследствии появились на улицах города. Ведь из года в год мы видим повторяющиеся георгиевские ленточки, гвоздики и надпись «День Победы 1941–1945». Зачем это вешается, для кого? Хотелось, чтобы были качественные работы, которые можно брать и использовать.

На тот момент нас поддержало областное правительство, которое выступило соорганизатором и частично сформировало призовой фонд фестиваля. Так он и существовал. А за последние 3,5 года, благодаря Владу Деревянных, который сделал фирменный стиль фестиваля, он стал собирать вокруг себя все больше интересных людей. Новые члены жюри захотели ехать к нам, а мы уже могли выбирать лучших из лучших. Сейчас половина состава жюри обновляется каждый год.

В этом году фестиваль «ПОРА» стал официальным представителем международного конкурса WSA. Этот конкурс проводят ООН и ЮНЕСКО, в нём участвуют 168 стран. Он собирает все самые интересные проекты на базе digital-технологий, направленные на решение социальных вопросов. Это и компьютерные программы, и анимационные фильмы, и приложения для гаджетов. К сожалению, в этом году работ такого плана достойного уровня на «ПОРЕ» представлено не было, поэтому мы туда ничего не отправили. Надеюсь, будет в следующем году.



— Какое у фестиваля будущее?
— Со следующего года фестиваль изменит свой формат. Первый шаг на пути к этому мы сделали уже в этом году: ввели новую номинацию «Социальная инициатива». Наиболее вероятно, что в 2014 году будет просто фестиваль «ПОРА», а социальная реклама станет одной из его частей. Он будет собирать всё, что связано с социальной активностью. Уже в этом году в категории «Социальная инициатива» было представлено 16 работ. И я надеюсь, что в будущем наш фестиваль будет провоцировать ребят на какие-то добрые дела.

По одной из наших идей авторы социальных инициатив со всей страны будут присылать нам видеопрезентации своих проектов, и либо члены жюри, либо простые люди путем интернет-голосования будут отбирать из их числа тех, кто приедет в Омск на фестиваль «ПОРА». И уже здесь все эти команды будут направлять свою активность на улучшение пространства именно в Омске.

В этом году мы уже попробовали провернуть что-то подобное с членами жюри: вышли на улицы, чтобы покрасит урны для мусора в яркие цвета. Кстати, власть в этом проекте повела себя странно. Мы обратились к администрации города с идеей, что наши члены жюри, арт-директора, хотят оставить след не только в головах омичей, но и на улицах города. Мы сначала попросили собрать для нас новые урны, но таких не оказалось в наличии. Тогда попросили привезти какие есть, только подготовить их и очистить. В результате нам для покраски привезли сетчатые урны, большинство из которых были еще с остатками мусора.




— Омский предприниматель Шкуренко недавно высказал мысль, что социальные инициативы омичей отпугивают от нашего города инвесторов. Так, по его мнению, случилось с «Колесом времени», которое планировали поставить в Воскресенском сквере, и с кремниевым заводом. Вы не согласны с такой постановкой вопроса?
— То, о чем вы говорите, это не социальная инициатива. Это скорее консолидированное мнение общественности. Социальная инициатива — это когда люди не просто выступают против чего-то, но предлагают другое решение проблемы. К примеру, борцы с колесом в Воскресенском сквере просто ходили и говорили «Нет!». А авторы проекта «Горки» пришли и сделали что-то интересное своими руками, придумали и реализовали идею. Вот это социальная инициатива. Критиковать каждый может, а ты что-то своё реализуй. Именно такие вещи мы готовы культивировать и всячески поддерживать.

— Просочилась информация, что в скором времени в Омске должен открыться творческий конгломерат в формате лофта «Купцы-творцы», где в одном месте будут сконцентрированы омские рекламисты. Расскажите об этом проекте.
— Пока этот проект существует только на уровне идеи, а я в нём выступаю не как участник, а как идеолог. Планируется, что это будет что-то вроде лофта-коворкинга, в котором соберутся креативные омские рекламные команды. Получится производство замкнутого цикла. Его участникам общее пространство позволит сэкономить на затратах, а клиентам — упростит задачу по составлению рекламной кампании, все нужные ему услуги можно будет получить в одном месте. Там будут собраны взаимодополняющие компании: креативное агентство, аудиовидеопродакшн, информационное агентство, возможно, типография, плюс общие развлекательные заведения, общее выставочная и ивент-площадка. Это будет частично офисное, но при этом живое пространство, культурный кластер. Там будут выставки и другие культурные события. Я в этом проекте выступаю не как участник, а всего лишь как идеолог.

Мы не просто воспитываем кадры, мы формируем профессиональную медиасреду.

— Подобный проект свидетельствует о том, что рынок рекламы в нашем городе оживает? Ведь лет пят назад он просто не смог бы появиться.
— Благодаря отдельным компаниям он действительно оживает, и слава богу. На самом деле, грустная ситуация была на рынке много лет. Руководители компаний не понимали, что реклама — это не затраты, а инвестиции, которые ещё нужно уметь правильно посчитать. Сейчас мы сами пытаемся обучать наших клиентов, устраиваем конференции, тренинги и мастер-классы, где учим их отличать хорошее от плохого, измерять эффективность рекламных кампаний и так далее.

— Получается, что рекламному агентству мало открыться, нужно ещё самим воспитать себе клиентов и подготовить кадры?
— Рекламный рынок — он специфический. Так же, как люди привыкли жить долгое время, не веря, что можно что-то поменять (и мы это видим по крайне низкой явке на выборах, например), так и компания привыкли жить в тепличных условиях. Омский бизнес не умеет конкурировать. Он не научился предоставлять нормальный сервис, не научил продавцов на кассах не хамить. Поэтому при появлении на рынке серьёзных конкурентов, транснациональных корпораций, приходится делать это в авральном режиме. Где все наши магазины электроники, продуктовые сети, строительные рынки, которых был миллион? Все они не выдержали давления мировых гигантов.
К сожалению, многие омские бизнесмены считают, что разбираются в бизнесе лучше всех. Безусловно, бывает такой талант у предпринимателя, есть компании, построенные интуитивном маркетинге, например «Алкогольная сибирская группа». Но зачастую, находясь внутри структуры, подняться вверх и определить ниши, целевую аудиторию, новые рынки очень сложно. Нужно, как барон Мюнхгаузен, поднять себя за волосы. Омские компании уже начинают планировать свои кампании на год вперед — это вопрос дальновидности. Однако многие всё же относятся к маркетинговым затратам как к неокупаемым, какой-то роскоши. Это чисто провинциальная тенденция.

— Вы долгое время руководили Омским медиасообществом, а затем два года назад его покинули. После этого оно ещё какое-то время существовало, а потом объявило о своем закрытии в июне этого года. Вы вообще сейчас не видите смысла в подобных организациях у медийщиков, или в том формате, в котором это было тогда?
— Я по натуре скорее проект-менеджер. Мне легче, когда есть какая-то задача, цель, этапы реализации проекта и его завершение. А общественная организация в её классическом понимании заставляет работать с инфраструктурой. Для современного менеджера тратить время на организацию регулярных встреч, обсуждения, голосования — это непозволительная роскошь. Если нужно поговорить, можно собраться и без медиасообщества, к примеру за завтраком или обедом с партнёрами.

Записала Анастасия Шугаева


Больше интересного в жанре: Интервью

Теги: медиа , пора

Добавить комментарий