Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

02 декабря 2013 02.28

Выставку Дамира Муратова в Петербурге посетили более 10 тысяч человек

Кто такие «белые солдаты» — участники Гражданской войны почти столетней давности или души погибших воинов, — ответ на этот вопрос жители Северной столицы могли получить, увидев работы омского художника Дамира Муратова. Выставка произведений Муратова из коллекции Олега Усачева с заметным успехом прошла в петербургском музее «Эрарта», ее посетили более 10 тысяч человек.


Кто такие «белые солдаты» — участники Гражданской войны почти столетней давности или души погибших воинов, — ответ на этот вопрос жители Северной столицы могли получить, увидев работы омского художника Дамира Муратова. Выставка произведений Муратова из коллекции Олега Усачева с заметным успехом прошла в петербургском музее «Эрарта», ее посетили более 10 тысяч человек.

Грубоватая эстетика работ омского художника пришлась по вкусу искушенной петербургской публике. Посетители с интересом рассматривали объект «Топография» — выпуклую алюминиевую елочку, подолгу останавливались возле объекта «Земляная мама», похожего на языческого кумира. Внимание привлекали и картины-плакаты, — например, лаконичное изображение слов «дафть-нефть».

«Все сибиряки — белые солдаты, — говорит Муратов. — Мы в Сибири практически все время воюем с холодом, нас все время крючит, корежит». Тема Сибири как огромного, фактически пустого пространства вообще очень занимает художника. Так, первая персональная выставка Муратова, прошедшая в этом году в Москве, называлась From Siberia with Love. То есть не такая уж она пустая эта огромная Сибирь, если там есть место любви. Впрочем, чтобы заполнить пустоту человеческим теплом и светом, надо еще потрудиться.

«К нам редко доезжают хорошие выставки, тем более мирового уровня, — рассказывает Муратов об Омске. — Мой проект — это осознанное заполнение пустоты, которая образуется в городе, как и в других удаленных от центра местах, в связи с постколониальным синдромом. В Сибири пространство довлеет над человеком, и заполнение пустоты — физической, художественной, духовной — становится необходимым условием для выживания».



Личный вклад сибирского художника в заполнение пустоты – галерея-мастерская «Кучум-арт», созданная им в Омске. В рамках этого проекта на протяжении последних двадцати лет Муратов занимается живописью, графикой, инсталляцией, арт-объектами. Муратов создает новую брутальную сибирскую мифологию, за что его нередко и называют сибирским поп-артистом и наследником соц-арта. Самому Муратову из соц-артистов ближе всего простонародный Леонид Соков. Из западных коллег по цеху сибирский художник выделяет поп-артиста Джаспера Джонса и индейского художника-правозащитника Джимми Дурема, защищающего права коренного населения США.

Широкую известность омский художник приобрел благодаря своей работе Che Burashka. Следом за воинственным мультперсонажем в берете и с автоматом Калашникова в лапах из художественного небытия восстали товарищи Че Рнышевский и Че Паев. Так можно было бы развлекаться бесконечно, но постепенно Муратов утратил интерес к этой беспроигрышной лотерее в стиле Энди Уорхолла. Для него искусство — зона высокого напряжения. Это напряжение и еще какая-то сибирская мощь и вековая тоска исходят от работ Муратова и передаются зрителям.

«Белые солдаты» тоже о Сибири. Именно так называлась песня «Гражданской обороны». В Питере хорошо знакомы с творчеством другого омича — Егора Летова «Просто белые солдаты вдаль куда-то идут, просто белые солдаты улыбаются среди войны. Среди обязательной войны», — раздавались слова этой нетипичной для Летова песни в «Эрарте». Название выставки действительно не случайно повторяет название композиции «Гражданской обороны». Работы Дамира Муратова, как и песни Летова, вроде бы не предназначенные для эстетического любования, позволяют острее почувствовать саму жизнь.

Анна Егорова из Петербурга, специально для «Класса»
Фото автора


Больше интересного в жанре: Новости

Добавить комментарий