Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

17 января 2014 05.26

С миру по нитке

Краудфандинговое движение в России набирает обороты. Только за последний год запустились сотни проектов, и многим из них удалось добиться успеха. Краудфандинг — парадокс рыночной экономики. Люди отдают честно заработанные деньги, чтобы помочь кому-то реализовать хороший проект. И омичи готовы вкладывать средства в общее дело, как показала практика «Городского пикника» и других общественных проектов. «Класс» разобрался, что же такое краудфандинг и с чем его едят.

Краудфандинговое движение в России набирает обороты. Только за последний год запустились сотни проектов, и многим из них удалось добиться успеха. Краудфандинг — парадокс рыночной экономики. Люди отдают честно заработанные деньги, чтобы помочь кому-то реализовать хороший проект. И омичи готовы вкладывать средства в общее дело, как показала практика «Городского пикника» и других общественных проектов. «Класс» разобрался, что же такое краудфандинг и с чем его едят.

Краудфандинг родился в 1997 году как материальное выражение фанатской любви к музыкантам. Американские поклонники британской группы Marillion так хотели, чтобы кумиры приехали с концертом в их города, что без участия самих музыкантов провели интернет-кампанию и собрали деньги на организацию для них масштабного тура по немаленькой территории США. $60 000 получили ребята из Marillion от благодарных фанатов, после чего регулярно прибегали к их помощи для записи новых альбомов.

Этот опыт послужил толчком для создания в 2000 году первой фан-фандинговой платформы ArtistShare. На этой площадке музыканты могли напрямую общаться с фанатами, собирать с их помощью средства на новые проекты. Сервис оказался более чем востребован, и вскоре подобные порталы стали появляться, как грибы после дождя. Оказалось, что поклонники готовы заранее платить за какую-то «печеньку» от любимого артиста. Да и самим музыкантам проще работать по предзаказу, точно зная, что созданный продукт не пропадет даром. Таким образом, каждый, пожертвовавший на музыкальный проект определенную сумму, получал либо билет на концерт, либо новый диск любимой группы, либо еще какую-то приятность. Сейчас различных крауд-площадок в мире существует великое множество, однако самым успешным остается портал Kickstarter.com, созданный в 2009 году. Там размещаются проекты самого разного рода, связанные с творчеством, технологиями, благотворительностью и так далее.

В России масштабный краудфандинг также начался с фанатской поддержки музыкантов, спустя двенадцать лет после первого в мировой истории успешного опыта фан-фандинга. В 2012 году ветераны отечественного рока группа «Би-2» с помощью специально созданного портала Planeta.ru организовала сбор средств для записи своего нового альбома Spirit. Несмотря на изначальный скепсис критиков, музыкантам удалось собрать 1 миллион 250 тысяч рублей. Этот опыт стал первым в истории отечественной музыкальной индустрии, когда поклонники сами профинансировали выпуск продукта, однако позже к нему прибегли многие российские исполнители.

Музыка их связала

А сам сайт Planeta.ru после этого успешного проекта развился в одну из первых полноценных краудфандинговых платформ в России. Первоначально к помощи ресурса прибегали в основном музыканты, желающие повторить успех Левы и Шуры «Би-2». И по мере того как проекты один за одним собирали заявленные суммы, услугами Planeta.ru стремились воспользоваться все больше людей, не связанных с музыкой. По словам Катерины Чечулиной, пиар-директора Planeta.ru, в начале работы платформы доля размещенных на ней музыкальных проектов составляла 90%, а сейчас — всего 40%. Единственной специализированной площадкой для музыкального фан-фандинга в  России остается проект Kroogi, с помощью которого можно распространять уже записанные альбомы и также собирать деньги на выпуск дисков в свет.
 
Ну, за искусство
Российский краудфандинг пока тяготеет к творческим проектам. «В России сегодня больше всего вовлечены в краудфандинг именно творческие, контентные проекты (музыка, кино, видео, искусство), а также социальные, общественные, — отмечает Катерина Чечулина. Начинают потихоньку «выходить из тени» компьютерные игры, малый бизнес. Мало технологических и научных, IT-проектов. Мы начинали внедрять идею краудфандинга именно с музыки, поскольку у музыкантов большой кредит доверия, лояльная аудитория и есть основной «продукт» — их творчество. Технологические и наукоемкие проекты пока все больше смотрят на Запад, где краудфандинг технопроектов, гаджетов, научных разработок становится почти отдельной индустрией и вызывает огромный интерес как у специалистов, так и у обычных людей. Представление на «Кикстартере» своего проекта такого рода (если он действительно интересен и глобален) практически всегда гарантирует авторам интерес инвесторов, общественности, СМИ. Но, я думаю, что совсем скоро и российский краудфандинг дорастет до такого уровня.

В нашей стране краудфандинг постепенно осваивает новые направления. После успешных проектов в музыкальной сфере наступил черед киноиндустрии. Культурную общественность потрясла новость о небывалом успехе российской ленты «28 панфиловцев».


Полумифическая история о том, как 28 человек почти голыми руками остановили 18 немецких танков во время Второй мировой войны собрала больше трех миллионов рублей на краудфандинговой платформе Boomstarter.ru. При этом половину этой суммы — за последние сутки до окончания сбора средств. Проект уже называют народным кино, созданным на народные деньги. Сейчас съемки в разгаре, ленту поддерживает минкульт и Российское военно-историческое общество. На российские экраны фильм должен выйти в ноябре 2014 года. Оценивая головокружительный успех проекта, эксперты сошлись во мнении — людям нужны свои собственные герои, какой-то настоящий, а не надуманный повод для патриотизма и гордости за свою страну и ее прошлое. И за это, как оказалось, они готовы платить.

По словам Катерины Чечулиной, сейчас кинопроекты на Planeta.ru появляются регулярно. «По итогам года именно интересные кино- и видеопроекты собрали самые большие суммы и вызвали самый активный отклик публики. Например, телеспектакль "Петрушка", который по пьесе Виктора Шендеровича будет снимать Владимир Мирзоев, собрал за пару месяцев 3 222 000 рублей. Гарри Яковлевич Бардин собрал 2.2 млн рублей для того, чтобы завершить свой анимационный фильм "Три мелодии", премьера которого уже состоялась в ноябре. Режиссер-документалист Лена Погребижская собрала более 600 тысяч рублей на съемки своего фильма "Васька". Недавно запустился сбор на новый большой кинопроект режиссера Михаила Сегала, который снял чудесный фильм "Рассказы" и множество музыкальных клипов», — перечисляет Екатерина. Сегодня вместо того чтобы идти к продюсерам, режиссеры предпочитают обратиться непосредственно к своему зрителю и попросить его «проголосовать рублем». Если проект оказывается успешным, значит, автор выбрал актуальную тему, и фильм однозначно не ляжет на полку.


Бизнес на коленке
После кино пришла очередь и мелких бизнесменов обратить свой взгляд на краудфандинг. Их проекты обычно довольно скромные, но очень милые — чаще всего «бизнесмены» продают то, что сделано своими руками. Так, проект магазина экологически чистых фермерских продуктов LavkaLavka с прекрасным фирменным стилем собрал на «Планете» полмиллиона рублей за три дня.


Более того, за сутки были выкуплены все самые дорогие «реворды» (вознаграждения, которые получают акционеры в зависимости от внесенной суммы) стоимостью в 100 тысяч рублей. Фактически команда LavkaLavka нашла на крауд-платформе тех спонсоров, которых не могла отыскать в реале. «После этого к нам пошли другие бизнес-проекты, например, милейшие «Дашины пирожки» журналиста, бывшей сотрудницы Газета.ru Даши Сонькиной, которая решила сделать свое хобби семейным бизнесом. Ее проект поддержал даже Артемий Лебедев. Она печет удивительные пирожки и на нашем портале собрала 200 тысяч на покупку профессионального оборудования для пекарни. Еще несколько «вкусных» проектов из сферы обслуживания, и мы уже ввели на «Планете» категорию "Еда"», — вспоминает Екатерина Чечулина.

Вслед за мелким бизнесом проявили интерес к возможностям краудфандинга представители направления, наиболее заинтересованного в бескорыстных пожертвованиях — благотворительности. Сегодня таких проектов все больше, а представители крауд-платформ стараются их всячески поддерживать. Так, Planeta.ru не взымает с подобных проектов свою комиссию, ведь их авторы ничего не заработают, даже если заявленную сумму удастся собрать.

У российского краудфандинга есть энтузиасты. Например, Антон Данилевский — автор и основатель проекта «Краудкульт» портала, созданного для общения и взаимодействия авторов крауд-проектов и развития крауд-культуры в России в целом. «Наш проект делится на две части: онлайн и офлайн. Онлайн — это портал для авторов и фанатов проектов crowdcult.ru, где они могут общаться, рассказывать о своих проектах и так далее. По сути, это аналог «хабра» но про краудфандинг. Портал уже готов к работе, но это только бета-версия, и до финала еще далеко. На нем будет много игровых моментов, а также интеграция с ведущими краудфандинговыми площадками, системы продвижения через соцсети и многое другое. Цель портала — помочь авторам быть замеченными как их потенциальными единомышленниками, так и прессой. Офлайн часть — это консалтинг проектов, семинары, лекции и конференции. Ее задача — ускорить формирование культуры краудфандинга в России и странах СНГ», — рассказал «Классу» Антон.
А тут мы собираемся
Российских крауд-платформ пока не так много. Две самые популярные и востребованные — Boomstarter и Planeta.ru. Их принципиальное отличие заключается в том, что на первой деньги на руки автор получит лишь в том случае, если проект соберет все 100% заявленной суммы. В противном случае, все они вернутся акционерам. На «Планете» же авторы проекта могут забрать деньги уже после преодоления отметки в 50% собранных средств. В этом случае из суммы вычитается 10% комиссия Planeta.ru и 5% — платежной системе. Если же проект соберет всю сумму, его авторы заплатят лишь 5% за все. Для сравнения — на Boomstarter в любом случае придется отдать 5% самой платформе и 5% платежной системе. Постепенно набирает обороты портал Smipon.ru. Он также отдает деньги авторам только в случае 100% успеха проекта, при этом принципиально не работает с благотворительными проектами.

Для того чтобы увеличить шансы проекта на успех, нужно учесть множество нюансов. Особое внимание работники крауд-платформ советуют уделить оформлению проекта. Его название должно быть максимально информативным, как и описание. Не стоит игнорировать возможность создания промовидео, от которого зависит очень многое. Огромное значение имеет система ревордов — вознаграждений от авторов проекта. Они должны быть оригинальными и при этом не слишком трудозатратными и, конечно, соответствовать заявленной сумме пожертвования. Проект мало создать, его нужно еще и продвигать, пиарить всеми возможными способами — через друзей, социальные сети, блоги и другие ресурсы.
Краудфандинг по-омски
У Омска с краудфандингом отношения особые. Именно в нашем городе, благодаря группе неравнодушных ребят, появился новый формат уличных мероприятий, организованных и оплаченных самими жителями. Роман Ковалев вместе с группой общественников летом 2012 года впервые предложил омичам организовать и провести проект «Городской пикник» за счет собственных средств. Мероприятие, созданное по типу пикника журнала «Афиша» в Москве, стало открытой площадкой для всех, кто хотел показать свои умения — музыкантов, художников, танцоров и многих других. А омичам предлагалось перевести сколько-нибудь денег на счет организаторов, оказать им посильную помощь или просто прийти посмотреть, послушать, поучаствовать в мастер-классах, поиграть в игры и съесть бутерброд на зеленой лужайке. «Городской пикник» за один день посетило более пяти тысяч человек, событие получило множество положительных отзывов, и команда «Пикника» приняла решение не останавливаться на достигнутом. После были «Зимние игры», второй «Городской пикник», «Горки» и, наконец, наделавший много шума «Городской каток» — и все они проводились за счет самих омичей.


На все предложения найти спонсоров или прибегнуть к помощи властей негласный руководитель команды «Придуманный город» Роман Ковалев чаще всего отвечал принципиальным отказом. Для него формат мероприятия, когда люди сами организуются, «скидываются» и делают праздник для себя, всегда оставался принципиальным. «Подобный социальный краудфандинг может стать отличительной чертой нашего города, потому что нигде в России ничего подобного нет. Люди, которые сами собрались и независимо от власти что-то для себя организовали — больше не безликая масса, а активное, самостоятельное сообщество», — поясняет Роман. Единственный раз общественники попытались провести проект в сотрудничестве с властями, и этот опыт стал самым печальным в их практике. «Городской каток» проработал всего неделю вместо заявленных трех месяцев — постоянные конфликты с администрацией культурного комплекса привели к преждевременному закрытию проекта.

Идеи Романа разделяет в частности Виктор Иссерс — один из авторов концепции «Омск — социальная столица», согласно которой наш город должен стать местом объединения социальных инициатив со всей страны. Подобные проекты развивают в людях то, что Роман назвал «Гражданской потенцией» — желание участвовать в жизни своего города и страны, делать что-то самому, а не наблюдать со стороны. Главное в них не результат, а совместная работа, соучастие.
По словам Романа, краудфандинг в России сильно отличается от того же явления на Западе. Если за границей краудфандинг помогает состояться проектам, направленным на технологии и развлечение, то в России — это институт консолидации гражданского общества. Именно поэтому у нас так востребованы глобальные благотворительные проекты. Например, «Всем миром» Первого канала — проект сбора средств для пострадавших во Владивостоке — побил все рекорды. За десять часов марафона было собрано без малого 830 миллионов рублей — космическая сумма для простого обывателя.
Навязала

Первый в Омске успешный крауд-проект — это шапочный бренд «Простошапка» Елены Харламовой, которая вручную вяжет головные уборы из натуральной пряжи. За 45 дней проект собрал чуть больше 30 тысяч рублей на Boomstarter. «На меня вышли администраторы Boomstarter и стали уговаривать разместить проект на портале. Я долго думала, но кураторы были настойчивы, и я решилась», — вспоминает Елена.


По словам молодой мамы и бизнесвумен, собрать деньги им помогли репосты московской певицы, которая заинтересовалась проектом, а также тот факт, что сам Boomstarter сделал «Простошапку» проектом дня на сутки. Помогло и стильное оформление проекта, и хорошие фотографии от Вадима Харламова — мужа Елены. Всем «донорам», перечислившим более 700 рублей, Елена пообещала вознаграждение в виде шапки с бесплатной доставкой. В этом, по словам девушки, ее главный промах. «Мы не учли расходы на почтовую пересылку, ведь люди иногда заказывали шапки из таких далеких городов, названия которых мне даже были не известны. Кроме того, на пару месяцев я превратилась в настоящий шапочный конвейер — нужно было изготовить кучу шапок для всех "доноров", — смеется Лена. — Зато размещение проекта стало отличным пиаром проекта — после этого заказы, что называется, поперли». При этом из всех «доноров» лишь четыре человека оказались омичами.

Удалось собрать деньги на проект «Интернет-трансляция познавательных IT-мероприятий» сообществу IT-энтузиастов Omsk Google Technology User Group. Ребята организовывают интересные IT-тусовки, такие, как Android Hackathon, и им нужны были деньги на оборудование для онлайн-трансляций своих семинаров для иногородних коллег. За три месяца парни собрали указанную сумму в 10 000 рублей. Правда есть подозрение, что на видеооборудование «скинулись» сами участники OGTUG.
Проект художника из Омска Отто Шмидта также имеет косвенное отношение к нашему городу. Косвенное, потому что Шмидт здесь давно не живет — он переехал в Москву и работает там в анимационной студии. Художник собирает деньги на выпуск своего артбука на платформе Kickstarter, работая также по системе предзаказа (реворк) — в зависимости от пожертвованной суммы «бекеры» получат артбук в твердом или мягком переплете. У комиксиста Отто масса поклонников за границей, поэтому он собрал уже почти $50 000, при этом сбор средств будет остановлен только 20 февраля. Проект уже превысил изначально заявленную сумму более чем в два раза.

Многие омские проекты также пытались и пытаются реализовать проекты с помощью краудфандинга, но удается это сделать единицам. Близко подобрался к заветной галочке «успешный» третий «Социально-эротический календарь», который собрал 42 500 рублей из заявленных 80 000. Не помогли ни качественные фото, ни обнаженные женские тела, ни социальный подтекст. Однако, организаторы все же напечатали календарь и без крауд-финансирования. В декабре 2013 года он увидел свет. Также в списке проектов, которым не подошла крауд-модель, проект «Детские друзья» благотворительного фонда «Радуга», сериал «Другая реальность», проект детского монтессори-центра «Умный птах» и другие.


Анастасия Шугаева




Больше интересного в жанре: Инфографика

Добавить комментарий