Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

23 января 2014 10.03

Потемкинские деревья

На прошедшем 17 января круглом столе, посвященном концепции озеленения и благоустройства Омска эколог и блогер Сергей Костарев поднял тему ежегодной высадки и сноса деревьев. 

По словам общественника, цифры, указанные в комплексном плане по благоустройству территории Омска за 2013 год, не соответствуют действительности. «Класс» предлагает читателям вместе с нами оценить реальные масштабы городского озеленения и «нарисованные».

Круглый стол по озеленению вновь всколыхнул немного подзабытую зимой тему с недостаточным озеленением Омска, которую активно «раскачивали» общественники этим летом. Главным борцом с «облысением» Омска остается эколог, общественник и блогер Сергей Костарев, который не мог не высказаться по столь волнующей его теме. На круглом столе он задал главному специалисту управления благоустройства и зеленого строительства департамента городского хозяйства Ольге Швецовой прямой вопрос о том, куда девались указанные в плане озеленения на 2013 год деревья (за прошедший год департамент должен был посадить 1706 крупномерных саженцев). Швецова не смогла дать четкий ответ на этот вопрос.


По ее словам, департамент контролирует лишь часть посадок. «Есть управление дорожного хозяйства, размещающее зеленые насаждения на своих объектах. Остальные посадки в пределах 60% ведут предприятия, жители, общественники. Где и как они высаживают, сложно сказать. Нам фактическую информацию присылают администрации округов.Чаще всего предприятия сажают у себя на территории», — пыталась оправдаться Швецова. — Но даже у тех деревьев, что все же посадили, как оказалось, не так много шансов прижиться. «Наши посадки имеют приживаемость 70%, но это если зиму переживут. Ведь мы их вдоль дорог сажаем, а там зимой сугробы и снегоуборочная техника, да еще солью посыпаем — как им выжить», — посетовала Швецова на свое же руководство. После ее слов сложилось впечатление, что высаженные деревья вырастают, скорее, вопреки усилиям власти, чем благодаря им.


Древесный эксперимент

 
Мы решили своими глазами взглянуть на творение рук департамента городского хозяйства и отправились по нескольким указанным в плане на озеленение улицам, вооружившись фотоаппаратом. По словам эколога Сергея Костарева, в землю должны были высаживать крупномерные саженцы высотой 3-5 метров, а значит, сугробы не смогут их скрыть. Для компенсации загрязнений атмосферы от выхлопов автомобилей, деревья в большинстве своем должны высаживать вдоль дорог, однако именно там им труднее всего прижиться. Улицу 10 лет Октября, вдоль которой должны были высадить 100 саженцев деревьев, Сергей Костарев уже проинспектировал, поэтому мы отправились на улицу Герцена, где за 2013 год должно было появиться 50 новых деревьев.



Где конкретно их искать, было непонятно, точных адресов высадки городская администрация не предоставляет ни нам, ни общественникам. Новые саженцы на Герцена действительно были кое-где нами замечены, но выглядели они очень слабыми и совсем не были похожи на трехметровые крупномеры. В основном же в глаза бросались высокие пеньки, на которые были похожи щедро кронированные деревья. Особенно много таких близ остановки «Улица Яковлева». Оставалось сказать спасибо, что есть хоть что-то, и отправиться дальше.



Следующим пунктом стала улица Омская, на которой в 2013 году планировали высадить 50 деревьев.



На улице явно видны новые саженцы, да и в целом Омская выглядит довольно плотно засаженной деревьями и кустарниками. На фоне совершенно «лысой» улицы 10 лет Октября контраст довольно яркий.

Не могли мы обделить вниманием и улицу Музейную, на которую у омского министерства культуры наполеоновские планы. В 2016 году здесь должен открыться омский филиал Эрмитажа в красивейшем здании по адресу: Музейная, 4, которое раньше занимало страховое товарищество «Саламандра». Музейная должна стать настоящим прогулочным бульваром, именно поэтому на коротенькой улице уже в этом году должны были высадить 50 деревьев.



Пока же улица выглядит заброшенной, хотя по периметру видны кусты и деревья, посаженные в довольно хаотичном порядке. Есть здесь и знакомые нам кронированные пеньки. За забором, отделяющим здание будущего Эрмитажа от остальной улицы, так же хаотично колосится непонятная растительность. Кстати, само здание выглядит плачевно — разбитые окна, обшарпанный фасад. Пока ничего не свидетельствует о том, что через каких-то два года здесь будет главный культурный центр Омска. В целом на улице Музейной мы не обнаружили заявленных 50 крупномерных деревьев, хотя какие-то посадки здесь явно были. И благодаря удаленности от дорог им даже удалось прижиться.



Последним пунктом нашего рейда стала улица 4-я Линия, на которой в этом году должен был образоваться бульвар с 40 деревьями.



Никаких новых посадок в этом месте не обнаружено, старые деревья остались на своих местах, а молодняка так и не появилось. Территория выглядит довольно пустой и совсем не похожа на бульвар.


Отсюда вывод

 
В целом посадки на обследованных нами улицах кое-где виднеются, однако их явно меньше, чем заявлено в плане на 2013 год. То ли бедные саженцы так и не прижились, то ли их даже не сажали. Сергей Костарев считает, что их все же не было в принципе: «Я не знаю, куда делись саженцы, скорее всего, их и не было. Вряд ли они появятся, так как финансирование уже прошло, а на следующий год уже другие планы». Выводы напрашиваются самые неприятные — финансирование на озеленение было выделено, а куда пошли средства непонятно. Не хочется думать, что в чей-то карман.

В зимнее время без листвы обрубки кронированных деревьев выглядят действительно очень печально, укрепляя мнение об Омске, как о городе пне. Про чрезмерное кронирование у представителей департамента городского хозяйства тоже спрашивали на том самом круглом столе. Заведующая ботаническим садом ОмГАУ Евгения Янцен уверила журналистов, что городские власти все делают правильно: «Большинство древесных требуют тщательного ухода. Обязательно надо периодически их кронировать, чтобы крона правильно сформировалась». Кронированием действительно считается и щадящая обрезка некоторых веток, и полное удаление всей кроны, после которой и остаются увиденные нами высокие пни. Кронирование используют не только для того, чтобы сформировать крону дерева, но и в тех случаях, когда его ветки задевают провода, «скребутся» в окна жильцов домов или представляют опасность для пешеходов.



Но это еще не все. Кронирование часто используют как альтернативу полному сносу дерева. Дело в том, что разрешение на кронирование получить гораздо легче — стоит оно дешевле полного сноса дерева и компенсационное озеленение после него не требуется. Может быть, поэтому вокруг нас появилось так много трехметровых пней — дерево кому-то не угодило, и его «обезглавили» вместо полного сноса. Новая крона на таком пне сформируется не скоро, если вообще сформируется.

Какой ты породы

Чаще всего кронированиюподвергают тополя из-за ломкости их веток. По словам все той же Ольги Швецовой, именно тополя составляли основу зеленых насаждений Омска в те времена, когда город по праву именовался городом-садом. Нам в наследство от озеленителей прошлого достался летающий по городу тополиный пух, от которого каждое лето не знают куда прятаться аллергики. Однако, как ни странно, у тополя есть масса полезных для городской экологии свойств. «В 50-х годах тополь использовали для озеленения большинства микрорайонов, самый яркий пример — Чкаловский и Амурский поселки. Тополь обладает способностью высасывать из почвы лишнюю влагу для Омска, где много заболоченных территорий, это тоже очень важно. С тополиным пухом придется мириться ещё в течение 20-30 лет, пока не будет произведена полная замена старых деревьев. Убрать одномоментно все старые тополя с территории города невозможно это резко ухудшит экологическое состояние Омска. При этом сегодня 80% зеленых насаждений города составляет именно эта порода деревьев», отвечала на вопрос читателей АиФ о борьбе с тополиным пухом Ольга Швецова. Однако, по ее словам, в последние годы в Омске высаживается только разновидность пирамидальных тополей, которые не выделяют пух. 

Кроме тополя, городские улицы Омска засаживают ивами, березами, соснами, елями, лиственницами, черемухой, рябиной, сиренью. Лучше всего проблемы плохой экологии в городе решают хвойные породы деревьев. Однако вдоль дорог они не приживаются и вообще плохо переносят загазованность, поэтому увидеть их можно только вдалеке от проезжей части и не в том количестве, в котором хотелось бы. Поэтому вдоль движения транспорта чаще всего стоят те самые неприхотливые тополя. Или то, что от них осталось после кронирования.


Сноси меня полностью

 
Массовый снос деревьев по всему городу остается еще одной проблемой, которая не может не волновать общественность. Только за 2013 год было запланировано на снос 3501 дерево. Это в два раза больше числа крупномерных саженцев, запланированных на посадку. Чаще всего деревья сносят при строительстве крупных объектов, при этом застройщик обязан провести компенсационное озеленение — высадить за каждое выкорчеванное дерево три новых. Однако, как оказалось, отследить, была ли проведена компенсационная высадка, не так просто. Стройки часто оказываются брошенными, и взыскивать просто не с кого. «В заявительном порядке мы направляем запросы в прокуратуру о принятии мер. Одна возможность у нас взаимодействие с правоохранительными органами», пожаловалась Швецова на несознательных застройщиков. По ее словам, если компенсационные деревья и появляются, жильцы домов часто самовольно сносят их ради освобождения места под парковки. Департамент благоустройства призывает свидетелей произвола самим вызывать полицию при попытках их соседей избавиться от неугодных деревьев. Однако, если был созван совет жильцов дома и на нем большинство голосов было отдано за снос, сделать с этим уже ничего не получится.

В массовом сносе деревьев общественники винят главного архитектора города Анатолия Тиля. По мнению Сергея Костарева, политика Тиля в отношении зеленых городских зон такова, что архитектор при необходимости легко ими жертвует ради застройки города не только жилыми зданиями, но и коммерческими заведениями. Общественники даже готовы выходить на митинги за отставку несознательного чиновника. «Главный архитектор — это очень важный политический пост. Он формирует политику по развитию города и задает тренды. Если Тиль все-таки покинет свой пост, есть несколько вариантов развития событий. Если оставлять должность в таком виде как сейчас, то надо объявлять публичные выборы, в том числе с приглашением иногородних участников. И выбрать себе такого главного архитектора, который представит лучшую программу развития территории Омска. А можно разделить обязанности: на главного архитектора и начальника департамента. Но тогда главного архитектора нужно тоже выбирать. А есть мнение, что главный архитектор вообще не нужен. В любом случае надо провести широкие консультации и определить для города лучший вариант», — перечисляет Костарев. В это время сам главный архитектор настолько перенервничал от общественной «травли», как назвала действия активистов и публикации в СМИ его помощница, что слег с гипертоническим кризом. 


То ли еще будет

 
Планы на 2014 год у департамента благоустройства Омска грандиозные. «В 2014 году планируется высадить не менее 27 500 деревьев ценных пород и декоративных кустарников, три миллиона цветов, создать не менее 22 гектаров газонов», сообщает пресс-служба городской администрации. Вдоль дорог должны быть высажены декоративные кустарники, в каждом округе планируется организовать сквер или сад, который станет окружной площадкой ежегодной выставки «Флора». Воплотятся ли эти планы в жизнь, увидим в следующем году. А пока общественники предлагают активно участвовать в формировании будущего Омска. Однако, по словам Костарева, вариантов это сделать не так много — попытки ощественников повлиять на горадминистрацию упираются в современное российское законодательство. «У нас есть несколько путей. Во-первых, контроль за предлагаемыми решениями и участие в публичных слушаниях. Но законодательство ограничивает возможности участия общественности, наше мнение только в лучшем случае принимается во внимание. Во-вторых, требование пересмотра генерального плана и внедрение новых процедур общественного участия. Мы уже внесли предложения по этому поводу. Надо сделать влияние общественности не рекомендательным, а обязательным и через горсовет, а не через администрации. И наконец, забирать рекреационные земли себе — домам, сообществам, отдельным людям, и озеленять. Но есть сложность — очень запутанное законодательство и строгие правила по согласованию озеленения», — отметил Костарев. По всем этим направлениям общественники уже работают, но эффективность их действий зависит от количества неравнодушных людей. Пока их недостаточно.  

Анастасия Шугаева

Самое актуальное в рубрике: Город

Больше интересного в жанре: Новости

Добавить комментарий