Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

13 марта 2014 16.48

Пора заваривать

«Класс» обратил внимание на то, что модные кофейни с горьким напитком из зёрен совершенно вытеснили куда-то на обочину жизни заведения, где подают чай.



«Класс» обратил внимание на то, что модные кофейни с горьким напитком из зёрен совершенно вытеснили куда-то на обочину жизни заведения, где подают чай.

История этого напитка куда как глубже, чем история кофе, а церемония правильного заваривания чая намного сложнее варки кофе.

Чайна-таун
Чай для россиян, пожалуй, один из самых популярных напитков: на сегодняшний день Россия занимает 4-е место по уровню потребления чая, уступая лишь мировой тройке ОАЭ, Индонезии и Индии. Хотя российский рынок — один из самых разнообразных по количеству марок этого напитка, большинство россиян не придают значения его качеству – было бы чем воду закрасить. Наверное, именно поэтому ценовая ниша premium ещё только формируется, быстрее — в центре и менее активно — на периферии.



Омск тоже не отстает: первая чайная волна захлестнула наш город в 2009-10 гг., когда стали активно открываться специализированные чайные магазины, где на вес можно было купить классический «Английский завтрак» или композиционный чай, которым сейчас уже никого не удивишь. Сегодня время второй чайной волны: активное увлечение восточными культурами, географическое расположение нашего региона, мода на экзотику и здоровый образ жизни — всё это привлекло внимание омичей к родине этого напитка – Китаю. Для нашего слуха уже стали привычны такие слова как «Пуэр», «связанный чай», «белый чай».

Nadin и Forsman неизбежно уходят в ценовой сегмент middle+. Даже если просто зайти на омскую страничку «Унции» в интернете, первыми (как по цене, так и по популярности) мы увидим «Да Хун Пао», «Молочный Улун» и «Пу Эр Туо Ча». Однако эти сорта чая, которые уже давно продаются практически в каждом супермаркете Питера или Москвы, мы ещё продолжаем называть «элитными». Почему? Потому что новый тип потребителя, заинтересованного в качестве продукта, ещё только формируется в условиях не особо разнообразного предложения, если мы будем говорить об официальных чайных компаниях.

Иная ситуация на неофициальном чайном рынке. Активное развитие продажи товаров и услуг через интернет-магазины и социальные сети привело к тому, что сейчас омские челноки стали активно ездить в Китай не за одеждой или электроникой, а за чаем. Истинный ценитель никогда не купит, например, зеленый чай, который хранился в магазине на свету в стеклянной банке, а не как положено — в холодильнике. К тому же магазин не рискнет заказывать что-то вроде прессованного «Да Хун Пао» или «Те Гуань Иня», обжаренного в тыкве — проще продавать уже известные растиражированные «элитные» сорта. Кстати, если говорить о настоящих элитных сортах, для самих китайцев это чай по цене от 500$ за килограмм и выше. 

Ещё один плюс в пользу индивидуального чайного бизнеса в том, что у такого поставщика чай можно попробовать. У нас же в городе только два магазина предлагают дегустацию своего товара – это «Чайная пара» (к слову, первопроходец омского рынка в этой теме) и «Нефритовая чаша». Осложняет ситуацию и полное отсутствие чайных в Омске, хотя кофейни есть практически на каждом углу.

Чайни мадридского двора

Год назад Дмитрий Филин ездил в Китай по делам, и, конечно, купил там настоящий китайский чай в подарок для домашних. Тогда он ещё не думал, что серьезно «подсядет на чай». Однако вскоре образовалась группа в соцсети «ВКонтакте», потом Дмитрий со своим другом Константином Кашниковым создали собственный интернет-магазин 1teashop, в настоящий момент молодые люди разрабатывают проект собственной чайной, открытие которой планируется в 2014 году.

«Для нас чай, — рассказывает о проекте Дмитрий, — это прежде всего отдых, общение, здоровый образ жизни. Если мы планируем деловую встречу, то мы идем в кофейню. А куда сходить, например, с девушкой или друзьями просто пообщаться там, где не курят, не пьют, где играет хорошая музыка. Таких доступных мест для молодежи у нас немного. В нашем видении таким местом может стать чайная. В хорошей чайной недопустимо курение, чай располагает к неформальному общению, а ещё он очень полезен для здоровья».

Из первых роликов, снятых молодыми людьми дома на фоне обоев, можно узнать много интересного о свойствах чая, о его истории, о популярности тех или иных сортов в России. Сейчас с ними можно пообщаться в кафе «СушиПицца Тайм», где они проводят регулярные презентации. На данный момент аудитория проекта 1teashop перевалила за 13 тысяч человек, среди которых есть постоянные покупатели из Белоруссии, Казахстана и самых разных российских городов.

Чайную как творческое пространство рассматривают и Юлия Симонова с супругом. Музыкантов по профессии также волнует отсутствие в Омске мест для неформального творческого общения, где можно отдыхать и обмениваться идеями. Несколько месяцев назад они переделали свою квартиру под маленькую чайную, назвав её «Тайная Чайная "Термос"».

Истинный ценитель никогда не купит, например, зеленый чай, который хранился в магазине на свету в стеклянной банке, а не как положено — в холодильнике.
Название «Тайная Чайная» ассоциируется с «тайной комнатой» из «Гарри Поттера»: мало кто ещё знает, что в квартире №36 по адресу: ул. 10 лет Октября, 189 можно посидеть за чашкой ароматного чая, встретиться с интересными людьми, петь песни под гитару. А название «Термос» поясняет формат чайной: посетитель платит не за чашку чая, а за термос кипятка, с помощью которого он может сам приготовить заинтересовавший его чай.

«Лично я увлекаюсь чаем около пяти лет и в этой теме далеко не новичок, — рассказывает Юлия. – Но большинство наших посетителей не такие искушенные "чаеманы". Поэтому первая составляющая концепции нашей чайной — дать возможность начинающим любителям познакомиться с этим напитком: оценить букет вкуса и аромата того или иного сорта, не задумываясь о стоимости за чашку. Вторая составляющая — создание особой творческой атмосферы. Расслабившись за чашкой чая, человек отвлекается от повседневности, мечтает, делится своими идеями, которые не может высказать дома или на работе. И я считаю, это важно для каждого — стать собой хотя бы на пару часов, выпав из ритма большого города».

Нужно сказать, что гости чайной активно поддерживают организаторов: они сами предлагают темы встреч и уже провели несколько интересных мероприятий, например, мастер-класс по плетению Ловца Снов и концерт с завязанными глазами.

А вот Александра Иванова, вернувшегося из Китая полгода назад, поразила сама атмосфера чайной церемонии, её философия.

«На самом деле, китайцы относятся к чаю гораздо проще, чем мы думаем. Они не смотрят на упаковку и стоимость, для них главное — вкус и аромат. Поэтому даже 20-летний пуэр может быть оценен как плохой. Китайцы очень близки к природе, они стараются во всем видеть суть. Мы же, русские, даже чай принимаем «по одежке». Нам есть, чему у них поучиться: спокойствию, гармонии с внешним миром, простоте. Всё это присутсвует в чайной церемонии, сложной только внешне, а на самом деле — очень простой и логичной».
{gallery}joomgallery/details/_177/__344{/gallery}
Сейчас молодой человек активно развивает свой чайный бизнес под названием компания «Чай Лэнд» на просторах интернета, в частности в группе «ВКонтакте». На его дегустатциях в антикафе «ПраймТайм» можно не только попробовать различные сорта китайского и индийского чаев, но и поучаствовать в настоящей чайной церемонии, научиться держать в руках гайвань, узнать, зачем китайцы поливают кипятком керамических лягушек и почему китайские чашечки имеют разную форму.

Мы пойдём Чайным путём
В России чайных не всегда было меньше, чем кофеен. Например, в XIX веке в Москве чайных было очень много: в середине 1850-х годов насчитывалось более 200 заведений, при том что население города составляло около 360 тысяч человек. Сейчас чайных — считанные десятки. Если мы поедем в Новосибирск, Тюмень, Екатеринбург или Красноярск, мы сможем отдохнуть там в оригинальных чайных. И сейчас новые веяния относительно формата чайных заведений идут в Омск именно оттуда. Например, именно из Красноярска бизнесмен Никита Васильев привез нам проект «Чайная юрта»: сейчас на территории Омской крепости запущено строительство двух чайных в виде юрт. Там можно будет насладиться алтайскими и китайскими сортами чая под расслабляющую этническую музыку. По признанию Васильева, этим проектом он занимается не ради выгоды, а для души: для него главное не прибыль от чайной, а создание уникальной атмосферы, доселе Омску неизвестной.

«В Красноярске проект не просто прижился, но и полюбился жителями. Я думаю, в Омске произойдёт тоже самое, — рассказывает Васильев. — Я думаю, многие омичи оценят спокойный уголок для отдыха в центре города без алкоголя и табака. Тем более таких мест в Омске немного.

Чайные в Омске будут и дальше возникать, но пока только в узких сегментах. Сейчас они развиваются в основном за счет любителей чайных церемоний и красивых зрелищ или единичных энтузиастов. Чтобы по-простому выпить чай или кофе, существуют кофейни, которые продолжат свое доминирование, и ситуация в ближайшие годы не изменится кардинально. Однако, начало уже положено.

Самое актуальное в рубрике: Общество

Больше интересного в жанре: Инфографика

Добавить комментарий