Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

29 апреля 2014 10.11

Виктор Мережко: «Творческий человек не имеет права на остановку»

Известный российский драматург, режиссер и киносценарист Виктор Мережко прилетел в Омск на закрытие кинофестиваля «Движение».


В его творческом багаже — 64 киносценария и 18 пьес, которые до сих пор можно увидеть на театральных подмостках. А еще были сценарии для мультфильмов, телепередачи, организованная им премия «Ника» и фестиваль «Киношок», который он возглавляет уже много лет. Но останавливаться на достигнутом он и не думает. Его график как и прежде расписан по минутам, он много пишет и назло скептикам уже обдумывает сценарий к новой киноработе. 

Несмотря на то что 26 апреля в Омске была объявлена чрезвычайная ситуация, перелет прошел нормально и спустя всего несколько часов после прибытия в наш сибирский город мэтр отечественного кинематографа встретился с омичами.

Все могут короли
Драматург уже перешагнул семидесятилетний рубеж, но он по-прежнему остаётся любимцем женщин. Худощавый, стройный, в простых джинсах и свитере Мережко пленил собравшихся своей аристократической неторопливостью и голосом с хрипотцой. Проигнорировав столик, стоявший в глубине сцены, он спустился к зрителям, присел на подмосток и пригласил выйти к собравшимся Станислава Дубкова, директора театра «Арлекин».

«Я в восторге от театра и от того, в каком состоянии он содержится. С каким трепетом и любовью вы к нему относитесь. Обычно в творчество идут зарабатывать деньги, а вы их вкладываете. Это театр, господа, а не какой-то закуток. Хвала и уважение вашему бывшему губернатору за то, что он построил его. Сказать по правде, я в Омске был всего один раз, еще в самом начале своей творческой карьеры. Но мне здесь очень нравится. И я рад, что в Омске проходит кинофестиваль "Движение", который стал своеобразной стартовой площадкой для молодых актёров, сценаристов, режиссеров. Это замечательно. А вообще очень огорчает в нашей стране отношение к мастерам. Тенденция сегодняшнего дня такова, что человек, которому за 40, уже считается отработанным материалом, это печально. Сейчас время двадцати- и тридцатилетних».

Драматург также отметил, что сегодня все чаще сценаристы и драматурги предпочитают кинематографу телевидение. И эта тенденция наблюдается повсеместно.

«Я сам много пишу для телевидения. Иногда проекты "зависают" из-за недостатка финансов и приходится ждать, когда фильм начнут снимать. Тогда пишу что-то новое. Вообще творческому человеку нельзя останавливаться. Нужно постоянно работать. Это злит, раздражает, наваливается усталость, но по-иному нельзя».



О женщинах
Виктора Мережко нередко называют женским драматургом. И не удивительно, ведь тому, как он любит, а самое главное — понимает прекрасную половину человечества, мог бы позавидовать любой Дон Жуан. В его работах, на первый взгляд, невзрачные и обыденные женские истории и образы раскрываются подобно цветку. Да и сам мэтр этого не скрывает.

«Мне интересно прописывать женские характеры и мне кажется, что у меня это получается, я понимаю женщин. Хотя понять женщину — это порой невыполнимая задача. Ведь женщина — создание, которое любит, чтобы ты принадлежал полностью ей. Люблю женщин за то, что они действуют вопреки логике, ориентируются не на то, что в голове, а на то, что бьётся в груди, на сердце, на интуицию. Сам я уже 17 лет вдовец. Жениться не собираюсь. Пустить женщину в свою жизнь даже на один вечер чревато тем, что на следующий день твой шкаф будет заполнен женскими кофточками и юбками», — пошутил Виктор Иванович.

О Нонне Мордюковой
«Моя встреча с этой удивительной женщиной произошла на съемках военной драмы "Трясина". И после того как мы с успехом побывали с этой картиной в Кемерово, я пообещал Нонне Мордюковой, что напишу для нее роль в комедии. Когда я дал ей почитать "Родню", где на первой странице было написано: "Главная роль Нонна Мордюкова", она была просто поражена. Звонит мне потом: "Витя! Какой сценарий! Я такого еще не читала. Надо найти самого лучшего режиссера". А тогда самым лучшим был Михалков — как раз только прошел его фильм "Неоконченная пьеса для механического пианино". Мордюкова дала ему прочитать сценарий, и он неожиданно быстро согласился. Это был единственный фильм Михалкова на "современную" тему. Вот так все и получилось».



О драматургии
«Я ученик и приверженец старой русской сценарной школы. Как-то я должен был писать сценарий, и мне прислали договор, в котором было чудовищное по содержанию приложение: с одной стороны — такое количество сантиметров, с другой — стороны столько-то, абзац должен начинаться там-то. Я им позвонил и сказал: "Пошли вы вон!". Дело в том, что у меня каждый сценарий издается, как книга. У меня в целом восемь книг вышло».


О путешествиях
«Я объездил практически весь мир, кроме Африки, Китая и Австралии. Не хочу никуда ездить, скучно. Это мне неинтересно. Потрясающей была лишь одна поездка — на Чукотку. Когда мы поехали на залив, мне два рыбака дали рыбу с красной икрой всего за два календарика с моим изображением. Этот вояж стоит любых поездок в Таиланд, Египет, Бельгию или куда угодно. Мы совершенно не знаем Россию».

ДОСЬЕ
Виктор Иванович Мережко — выпускник ВГИКа, автор сценариев игровых и анимационных фильмов, театральных пьес, телесериалов. Ведущий «Кинопанорамы», ток-шоу «Мое кино», вице-президент 6-го канала. Президент Российской Академии кинематографических искусств «Ника». Президент Открытого фестиваля кино стран СНГ и стран Балтии «Киношок». По его сценариям снято 58 кинокартин («Вас ожидает гражданка Никанорова», «Родня», «Одинокая женщина желает познакомиться» и др.), за фильм «Полеты во сне и наяву» в 1980 году удостоен Государственной премии СССР. С 2004 года работает и как режиссер. В телесериале «Сонька — золотая ручка» он и автор сценария, и режиссер, и актер. Имеет двух взрослых детей, профессионально связанных с театром и кинематографом.

Самое актуальное в рубрике: Культура

Больше интересного в жанре: Новости

Добавить комментарий