Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

30 мая 2014 16.00

Пространство хорошего настроения

29 мая состоялось веселое, шумное, креативное открытие Первого городского паблик-арт фестиваля «Пространство множественности».



29 мая состоялось веселое, шумное, креативное открытие Первого городского паблик-арт фестиваля «Пространство множественности».

С самого первого дня фестиваль захватывает своим разнообразием и неординарностью представленных работ. Необычные инсталляции, выставки, театральные постановки, танцы, пропажа арт-объекта и попытка установить рекорд для Книги рекордов Гиннесса — и это только первые 4 часа фестиваля, который будет проходить в нашем городе до 8 июня. Но обо всем по порядку.

Современное искусство вызывает много споров, так как оно далеко от привычных нам классических музейных идеалов. Зритель будет либо повергнут в шок, либо испытает чувство смущения, не приняв того, что по идее должно представлять интерес для каждого «современного интеллигентного человека». Понимание, что перед тобой шедевр, обычно возникает только в обстановке музея или галереи. Паблик-арт же, напротив, искусство, рассчитанное на неподготовленного зрителя вне выставочного пространства.



Идея создания открытой площадки для диалога между художником, зрителем и городским пространством возникла достаточно давно: два года назад Омский государственный институт сервиса начал сотрудничать с американской художницей, профессором искусств Университета Сан-Хосе Робин Лассер, которая на тот момент активно участвовала в организации выставки в Екатеринбурге. Позже благодаря энергии Лассер и Василия Мельниченко (омский художник, преподаватель) возник проект выставки, совместный с консульством США в Екатеринбурге. Уже на этапе подготовки стало ясно, что рождается нечто большее, чем обыкновенная выставка арт-объектов. Так появился на свет фестиваль «Пространство множественности».

На самом деле «Пространство множественности» возникло чуть раньше как менее масштабный проект Василия Мельниченко. Но, по словам куратора фестиваля, он решил развивать этот концепт дальше: мы все составляем некую множественность — идей, чувств, мнений, а вот с пространством для нее у нас не все так гладко. Все жалуются, что в Омске скучно, ничего не происходит. Команда «Пространства множественности» решила показать, что можно самостоятельно создавать себе хорошее настроение. Главная цель фестиваля, по признанию организаторов, - создать дружественную творческую атмосферу между художниками и зрителями, сделать творчество доступной частью нашей повседневной жизни.
{gallery}joomgallery/details/_177/___378{/gallery}
Открылся фестиваль занимательным туром по его объектам: художники демонстрировали свои творения и рассказывали, что они хотели ими выразить. Из 30 представленных работ большая часть принадлежит рукам омичей, однако «Пространство множественности» поддержали также Санкт-Петербург, Краснодар и Сан-Хосе (США). Забегая вперед, отметим, что вывести фестиваль на общероссийский уровень — это задача, поставленная его создателями на следующий год.

Заинтриговывали уже сами названия произведений: памятник дырке от бублика «Бублик-арт» (арт-лаборатория «Кружок-квадратик»), «Ежи против серости» (Сергей Баранов), «Будка-убежище» (Александр Румянцев), «Выходи» (Валентина Фомченко) и другие. К сожалению, практически все работы выполнены из недолговечных материалов, но мы очень надеемся, что наиболее яркие работы этого фестиваля на следующий год займут свои места на улицах нашего города уже навсегда, воплотившись в «металл и камень».



Полина Кукузей и Алена Борзунова: «Часто паблик-арт непонятен, кажется пустым и бессмысленным. Нас еще не воспринимают на улице, и наше искусство – это та самая дырка от бублика, которой мы поставили памятник. Все видят дырку, но никто не хочет видеть сам бублик».
Некоторым арт-объектам не удалось дожить даже до открытия: были срезаны цветные атласные ленты с работы Татьяны Стадниченко «Гравитация», пострадала от дождя «Граница» Робин Лассер и Василия Мельниченко, а шестиметровый памятник Дизайну вообще кто-то унес вместе с табличкой, и это произведение мы смогли увидеть только на фотографиях. Но, как сказал кто-то из современных художников, акт вандализма — это тоже вид диалога с искусством. И на самом деле этот диалог получился весьма занимательным и веселым, так что ни тени огорчения на лицах зрителей и создателей объектов никто не увидел.



Например, «стены» размокшей «Границы» заменили обычной пленкой. Изначально планировалось, что каждый желающий может оставлять на них надписи. Но так как на пленке ничего не напишешь, вокруг на зеленой траве лежали большие листы бумаги, на которой зрители с удовольствием нарисовали свои картины, используя краски и природные материалы. Эти новые шедевры тоже присоединились к выставке. С украденной клумбой-урной в виде слова «дизайн» получилось тоже интересно: художники Екатерина Дубровская и Яна Баркан не растерялись и из подручных материалов восстановили свое произведение. Так возникла реакция на реакцию, то есть тот самый диалог, к которому и стремились участники фестиваля.



Общение возникало на каждом шагу. Яркий пример тому — работа «Занавес» Робин. Невероятного размера «шторы» позитивного рыжего цвета преграждали путь пешеходам на улице Интернациональной. Кто удивлялся, кто улыбался, кто-то вообще их не замечал и шел, как шел. Наблюдать за реакцией человека, который столкнулся с чем-то ярким и необычным и на 5 минут выпал из своей реальности, было очень весело.



А еще веселее было разворачивать самую длинную фотографию в мире, созданную под руководством питерского художника Андрея Чежина. 83 метра фотобумаги весом 5 килограмм держали всем миром: художники, зрители, приглашенная пресса, генеральный консул США Отто Ханс Ван Маерссен, гость из Японии Йоичи Небата. Черно-белые кадры из чьей-то жизни, виды нашего города заполнили значительную часть площади у «Континента» — каждый желающий мог предоставить негативы и стать частичкой этой в прямом смысле длинной истории. И, несмотря на ветер и не очень дружелюбную погоду, все лица светились радостью. Фотография была измерена, и в ближайшее время результаты замера вместе с фото и видеорепортажем будут отправлены в США для занесения в Книгу рекордов Гиннесса.


При создании фотографии не использовалось цифровое фото, она проявлялась несколько дней на цельном рулоне фотобумаги. Для промывки фотографии была зафрахтована яхта, с которой ее опускали в Иртыш.И это только начало путешествия в яркий мир паблик-арта. Но уже сегодня хочется выразить благодарность руководству ОГИС, Робин Лассер и Василию Мельниченко, — людям, которые развили одну идею до такого масштабного мероприятия. Нужно заметить, что США выделили значительную часть средств для покупки материалов, необходимых для создания арт-объектов, за что стоит сказать спасибо генеральному консулу мистеру Маерссену.

Хочется присоединиться к словам кураторов «Пространства множественности»: пока ведется диалог, пока людям есть что сказать друг другу, войны не будет. И, может быть, именно потому что художники, в широком смысле этого слова, мудрее политиков и бизнесменов, произведения искусства радуют нас из века в век, переживая государственные катаклизмы и политические разногласия.

Самое актуальное в рубрике: Общество

Больше интересного в жанре: Инфографика

Добавить комментарий