Класс

Класс

02 июня 2014 16.16Интервью

Робин Лассер: «Я приехала сюда, чтобы рассказать свою историю»

«Класс» пообщался с одним из кураторов омского фестиваля паблик-арта «Пространство множественности», профессором искусств Университета Сан-Хосе Робин Лассер о современном паблик-арте и высокой миссии художника.
Робин Лассер: «Я приехала сюда, чтобы рассказать свою историю»


«Класс» пообщался с одним из кураторов омского фестиваля паблик-арта «Пространство множественности», профессором искусств Университета Сан-Хосе Робин Лассер о современном паблик-арте и высокой миссии художника. 


С 27 мая по 8 июня в Омске проходит Первый городской паблик-арт-фестиваль «Пространство множественности», кураторами и идейными вдохновителями которого являются омский художник, преподаватель Василий Мельниченко и американская художница, профессор искусств Университета Сан-Хосе Робин Лассер. В рамках фестиваля гостья из США проводит образовательный цикл, состоящий из лекций и мастер-классов, во время которых слушатели задают Робин массу вопросов как о современном искусстве, так и о ней самой. «Класс» пообщался с Робин Лассер о современном паблик-арте и высокой миссии художника.

В свои 58 лет Робин находится в постоянном движении как внутреннем, так и географическом: художница объехала половину земного шара, а два года назад впервые посетила Россию. Она настолько общительна, что способна найти общий язык даже с теми, кто не владеет английским. Возможно, именно это умение общаться и сплачивать людей помогло ей и Василию Мельниченко развить идею «Пространства множественности» до уровня городского фестиваля.

IMG 9078.jpg  2

 Почему Вы выбрали для себя именно современное искусство, в частности паблик-арт?
— Во-первых, я родилась и выросла в эпоху постмодернизма, а во-вторых, паблик-арт дает мне больше возможностей, чем любое другое направление. Большое влияние на меня оказала моя преподавательница фотографии, чьи курсы я слушала, когда мне было 19 лет. Она показывала студентам массу фотографий самых разных людей со всего мира, и каждая встреча с ней была своего рода путешествием. Она научила меня очень многому, но главное — ощущению радости от возможности поделиться творчеством с другими. Именно поэтому я тоже стала преподавателем и связала свою жизнь с паблик-артом — искусством, которым легко поделиться с окружающими.

— Поменялось ли Ваше восприятие России после первого визита в нашу страну?
— Мне вспоминается по этому поводу один случай. Когда я только приехала в Омск, меня поселили в общежитие. Чтобы попасть внутрь, мы открыли одну железную дверь, потом вторую. Перед нами сидел охранник, он проверил наши документы, открыл нам решетку, потом ещё одну железную дверь, закрыл их за нами. Наконец, мы поднялись на этаж, открыли ещё несколько дверей, закрыли их за собой. Наконец-то я оказалась в своей комнате, мне дали тяжелую связку ключей и спросили: «Ты поняла, как идти сюда?».

Если бы я приехала в Россию в качестве туристки, то все ваши «двери» так бы и остались для меня закрытыми. Общаясь с вами, я узнала, какая ваша страна на самом деле. У вас есть свои стереотипы об Америке, у нас о России тоже. Я приехала в вашу страну, чтобы понять живущих здесь людей и поделиться с ними своей историей и своим искусством.

— Робин, как отнеслась ваша семья к этому путешествию?
— Мои восьмидесятилетние родители сказали, что я убью их этой поездкой. Они ни в коем случае не против России, тем более мой дедушка практически русский — он родился в Минске. Но напряженная политическая ситуация, конечно, заставляла их волноваться.

IMG 9055.jpg  3

— Уже идет четвертый день фестиваля, какие отклики горожан Вы наблюдаете, в частности на вашу работу «Занавес»?
— С одной стороны, я вижу улыбки на лице, удивление, где-то растерянность при их столкновении с нашими арт-объектами. К нам часто подходили люди, чтобы сказать что-то хорошее. Однако была и другая реакция. К сожалению, некоторые произведения были испорчены ещё до открытия фестиваля. Я думаю, в Америке такого бы не произошло. Возможно, потому что наш зритель более привычен к такого рода действам на улице, а у вас паблик-арт только зарождается. С моей работой тоже произошел казус: к нам с Василием подошла милая на вид женщина, которая сначала улыбалась, а потом потребовала убрать занавес, сказав, что этот объект с ней не согласован. Эта женщина оказалась комендантом соседнего здания. Василий тщетно пытался доказать ей, что вся выставка согласована с администрацией города. Но она ему не поверила и вызвала полицию. И я считаю, хорошо, что я всё это видела. Для меня это ещё один повод продолжать начатое — доносить искусство до людей.

— Что именно вы хотели сказать своей работой «Занавес»?
 О! Занавес — очень интересный символ. С одной стороны, это может быть театральный занавес, вход в неизвестный волшебный мир. А с другой стороны, он выполняет роль границы — проходя сквозь него, мы переступаем через что-то как снаружи, так и внутри себя. Пограничное состояние должно быть близким для жителей страны с такой сложной историей. Энергичный оранжевый, близкий к ржавому цвет, во-первых, композиционно подходит к соседним домам, а во-вторых, задает определенное позитивное настроение. Но самое главное, что мой занавес подвижен, он меняется с каждым порывом ветра. Это флаг, паруса, ровное поле — он живой, и за ним можно наблюдать бесконечно.

— В рамках фестиваля Вы проводите лекции и мастер-классы. Какие различия как преподаватель Вы видите между русскими и американскими студентами?
— Даже судя по вопросам, которые они мне задавали, чувствуется, что русские студенты относятся более ответственно к тому опыту, который получают в стенах университета. Я чувствую, что они более серьезны и даже в своем повседневном общении касаются довольно глубоких тем, не ограничиваясь как американские студенты простым «Привет, как дела?». Вы чем-то похожи на итальянцев, которые тоже очень активны, постоянно спорят, о чем-то говорят.

— Робин, как Вы думаете, какова роль современного искусства в нашей жизни, в частности в жизни молодежи?
— Я думаю, это больше вопрос для вас самих. Искусство помогает нам выразить себя, свою индивидуальность. И художником в таком смысле может быть каждый. Современный художник не тот, кто умнее или талантливее других. Это человек, который умеет обозначить проблему и привлечь к ней внимание. Если говорить о молодежи, то искусство должно не только провоцировать, но и быть некой магией, вдохновляющей на дальнейшее развитие. Для молодых людей современное искусство — это попытка быть свободными и креативными в любом виде деятельности, от рисования до приготовления еды.

Современный художник не тот, кто умнее или талантливее других. Это человек, который умеет обозначить проблему и привлечь к ней внимание.

— Сейчас творчество зачастую становится способом зарабатывания денег. «Сколько это стоит?» — один из главных вопросов современного ценителя искусства. Каковы отношения паблик-арта и денег?
— В США на этом отчасти можно зарабатывать. Например, для меня потенциальный источник заработка — это модные места, где можно разместить своё творение. Однако на сегодняшний день в мире всего несколько художников, которые действительно продают свои работы за большие деньги. Лично я никогда не думаю в первую очередь о финансовой составляющей. Меня больше волнует, как моя работа может помочь продвижению той или иной территории.

Например, фестиваль «Пространство множественности» был организован за очень небольшое количество денег, но с огромной энергией, которая, возможно, послужит толчком для развития культурной жизни вашего города. С другой стороны, как это не грустно, сейчас возникает много паблик-арта, который вроде стремится украсить городское пространство, но по сути создан только для зарабатывания денег. Это другой паблик-арт, далекий от того, который мы пытаемся создать на фестивале.

— У Вас есть любимый собственный проект, если говорить о вашем творчестве?
— Пожалуй, это платья-палатки, которые представляют собой интерактивные живые скульптуры, рассказывающие об особенностях того или иного места. Это действительно палатка, в которую можно зайти, только выглядит она как огромное платье, надетое на живого человека. Этому проекту скоро будет 10 лет, но он мне до сих пор интересен. Для выставки в Екатеринбурге я спроектировала специальное «платье» куполообразной формы с девушкой в военном костюме на самом верху. В нем я объединила все стереотипные представления о необъятной русской душе — неповторимую красоту, религиозность, свободолюбие и силу. А внутри поместила скрытую камеру-обскура и динамики. Каждый входящий в «подол» платья видел окружающий мир перевернутым и слышал шепот на фоне церковного звона.

— Робин, что для Вас самое главное в жизни? Что заставляет Вас двигаться и развиваться?
— Я думаю, любовь к искусству, людям, жизни. Именно любовь заставляет нас видеть красоту в обыденном и вызывает желание делать что-то хорошее для окружающих.

Добавить комментарий
#ИзмениОмск: серьезные будни серьезной редакции

#ИзмениОмск: серьезные будни серьезной редакции

Полтора месяца сотрудники СМИ55 жили по принципу: «Хочешь изменить мир — начни с себя». Как это было — в нашем суперрепортаже с места событий.

Никита Поздняков, художник: «Морально на кладбище работать гораздо легче, чем в салонах связи»

Никита Поздняков, художник: «Морально на кладбище работать гораздо легче, чем в салонах связи»

О постмодернизме, цензуре, ценности текста, а также способах жить и выживать — в нашем интервью.

Уездный Тюкалинск: культ Чехова, помощь Марка Твена и буквица в чернильном исполнении

Уездный Тюкалинск: культ Чехова, помощь Марка Твена и буквица в чернильном исполнении

Корреспондент «Нового Омска» нырнул в быт русской домохозяйки, попробовал себя в роли школьника из уездного города и сфотографировал неожиданно современный Мемориал славы.

Золотая еда: 10 самых дорогих ресторанов Омска

Золотая еда: 10 самых дорогих ресторанов Омска

Любителям роскоши и поклонникам стильного интерьера «Класс» предлагает отправиться в гастрономическое путешествие и найти для себя островок в океане самых дорогих ресторанов Омска.

Кожа, в которой я живу: испытания брюнетки на пути к красоте

Кожа, в которой я живу: испытания брюнетки на пути к красоте

Пост второй. О влюбленности в руки, парных играх и самом большом органе.

Тесный контакт: в Омске открылась выставка «Тексты»Фото

Тесный контакт: в Омске открылась выставка «Тексты»

24 сентября в галерее «Левая нога» свои работы представили люди, не испорченные художественным образованием. 

Анна Козловская, режиссер: «Любовь к Омску всегда и во всем — плакатное заявление. Настоящая любовь — это действие»

Анна Козловская, режиссер: «Любовь к Омску всегда и во всем — плакатное заявление. Настоящая любовь — это действие»

Накануне премьерного показа спектакля «Нефты» «Класс» узнал у режиссера, как творить без рамок и уточнил у автора идеи, зачем урбанистам театр.

Саша Привалов, создатель Lit Trip: «Современные поэты — не серебряный век. Нигилизм сегодня намного грубей»

Саша Привалов, создатель Lit Trip: «Современные поэты — не серебряный век. Нигилизм сегодня намного грубей»

Писатель Саша Привалов год назад собрал в Омске литературное сообщество Lit Trip. «Класс» поговорил с молодым автором о том, как и зачем пиарить омских поэтов.

«Она» с психотерапевтом Михаилом Богачевым

«Она» с психотерапевтом Михаилом Богачевым

«Как психотерапевт я поверил в эту историю». Вернувшийся на экраны Поль Верховен снова за свое: секс, черный юмор, скрытые психозы и непристойности.

5 блюд из 5 осенних овощей

5 блюд из 5 осенних овощей

«Класс» накрыл виртуальный стол от супа до десерта, чтобы вы не пропустили самый вкусный сезон в году.

По природе своей: как известные омичи отдыхают вдали от цивилизацииФото

По природе своей: как известные омичи отдыхают вдали от цивилизации

Сегодня весь мир отмечает день отказа от автомобиля. Мы нашли снимки, на которых омские чиновники, депутаты и предприниматели, бросив машины, демонстрируют единение с природой. Здесь есть рыбалка, грибы, пчелы и, ...

Уездный город: поиск работы омичами на чужбине

Уездный город: поиск работы омичами на чужбине

«Новый Омск» опросил 130 экс-омичей о жизни до и после отъезда. Все, что вы хотели знать о тех, кто смог покинуть Омск, в цифрах и фактах. Часть вторая.

Вкус худобы: испытания брюнетки на пути к красоте

Вкус худобы: испытания брюнетки на пути к красоте

Пост первый. О ссорах с весами, микровзрывах и колдовстве.

Электронная лихорадка: топ-10 самых дорогих гаджетов в Омске

Электронная лихорадка: топ-10 самых дорогих гаджетов в Омске

«Новый Омск» изучил прилавки местных магазинов и собрал виртуальный портфель электроники по максимальной стоимости.

Узнай омское СМИ по заголовку

Узнай омское СМИ по заголовку

В День омской прессы предлагаем оценить креативность коллег и угадать, авторству какого СМИ принадлежит заголовок. Ну и с праздником омские медиа, конечно же.