Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

17 июня 2014 12.30

Светская благодать

Сотня верующих и специальный корреспондент «ДО» наблюдали, как в четыре руки губернатор Виктор Назаров и митрополит Омский и Таврический Владимир укрепляют духовные скрепы народа, закладывая камень в строительство Серафимо-Вырицкой обители.

Вадим Харламов

Еще год назад землю под обитель выделил местный предприниматель, учредитель ООО «СК «Дом» Денис Атрощенко. Участок, расположенный близ Подгородки, представляет из себя обычное непаханое поле, обрамленное лесом. На краю в ожидании первых лиц бездельничала паства.



Первое лицо региона шло в сопровождении левой руки — второго первого замгубернатора Вячеслава Синюгина — и других частей организма областного правительства из чиновников поменьше. 



Лицо духовенства никто не сопровождал, но встречные путники опускали голову, получая благословение. Лица были свежи и улыбчивы.



Проект обители будет готов не раньше 2015 года, и пока символический алтарь, где предстояло пройти богослужению, расположили в тени берез. По дороге к нему процессию встретили послушницы, поднесшие гостям по дохристианской традиции каравай с солью. 



Владыке протянули белые розы. «Губернатору, — шепнул Владимир иерею, сующему в руки митрополита букет. — Губернатору отдай».

Цветы вручили Виктору Назарову, а тот передал их пресс-секретарю Юлии Соколенко с просьбой раздать людям.



Затем духовенство направилось к алтарю, а светские зашли за него под березки.



Служба шла около получаса, и по ходу дела портреты присутствующих обрастали деталями. Например, стало понятно, что упомянутый предприниматель Денис Атрощенко глубоко верующий человек. Повернувшись спиной к губернатору, лицом к митрополиту, он то и дело шепотом повторял молитвы и крестился.

Другое дело — владелец ООО «Компаньон» Егор Сусликов. По просьбе оргкомитета его компания изготовила стенд с иллюстрациями будущего монастыря, и Сусликова пригласили на торжественную часть. Все происходящее он с серьезным видом снимал на мобильный.

В стороне от всех за одинокой березкой таился гендиректор медиахолдинга «Слово» Андрей Ткачук. Ровно год назад он оставил должность начальника ГУПТРа в облправительстве. С тех пор смелыми прогнозами и хлестким словом успел убить пару нервных клеток главы региона и возглавить оргкомитет Серафимо-Вырицкой обители. И  вот теперь вынужден прятаться от губернатора в такой праздничный для несуществующей пока обители день. Шутка ли.



«Что же вы прячетесь? Стыдно что ли?» — начал я разговор.

«А чего мне стыдиться? Не прячусь я! Просто в теньке стою»,
— улыбался Ткачук.

«Так вы шестого числа губернатора в отставку отправляли! А он вот божьей милостью в должности, камни закладывает».

«Мы не отправляли! Мы написали, что слухи такие ходят, а кто им верит — болван!» — ухмылялся медиамагнат.

«Так поздоровайтесь!».

«Да зачем? В другой раз».

Владыка нараспев читал проникновенные слова. Присутствующий люд часто крестился. Лишь члены делегации облправительства держали руки по швам.

Как давно заметили СМИ, Виктор Назаров никогда не крестится. Даже в храме. Даже во время богослужения. И чиновники стояли смирно. Исключением оказался Вячеслав Синюгин, который спокойно крестился в такт остальной пастве.

Когда же в апогее молитвы паства опустилась на колени и даже Егор Сусликов присел на корточки, Виктор Назаров, Вячеслав Синюгин и остальные несколько чиновников остались стоять. Непреклонность перед Богом вызвала волну удивления истово верующих.



И тут губернатор не выдержал. Вот десница его дрогнула в локте и потянулась ко лбу. Момент располагал. Пение облаченных в стихари дьяконов чистило душу. Это был тот самый миг, когда стоит осенить себя крестным знамением. Рука дошла до переносицы и публика выдохнула: «Смотри, он наш! Все-таки наш!». Губернатор вытер пот со лба и опустил руку. Не время.

Иереи подняли трехметровый крест и аккуратно поставили его в заготовленную ямку. Владыка освятил его и, не снимая саккоса (облачения) и митры (головного убора), взялся за лопату. Немолодой уже митрополит, к удивлению журналистов, полностью засыпал яму сам.



Закончив с крестом, процессия священнослужителей подошла к закладному камню. Это был бетонный блок метров десяти в длину с выемкой по центру. Рядом лежала памятная табличка. Ее-то и замуровали в бетоне митрополит и губернатор. Затем по очереди обратились к пастве. Или к электорату. Кому как.



«Если просить Господа — Господь даст», — начал митрополит и рассказал историю, вернее бородатый и даже богохульный анекдот про то, как во время наводнения мужичок молился Богу о спасении. Плавал себе на бревне и отказывался от помощи сначала рыбаков, потом моряков и так далее. Утонув, он попал к Господу на прием и спросил: «Ну как же так? Я же просил тебя о помощи!». И получил ответ: «Так я трижды за тобой посылал».



Впрочем, в умелых устах духовного лидера даже анекдот становится поучающей притчей.

«Не только молиться, но и делать нужно! — заявил Владимир. — Каждого присутствующего прошу помолиться за обитель. А кто может помочь, пусть еще и поможет».

Наступила тишина. Речь митрополита завершилась крестным знамением. Дождь прекратился. Отсутствие аплодисментов резало слух. Щурясь от солнца, к собравшимся обратился губернатор.



«Наступает то время, когда нужно вернуться к духовности, посмотреть внутрь себя, — сказал Виктор Назаров. Солнце втиснулось в тучи, но глава не прекратил щуриться. Казалось, он говорил не с людьми, а с собой. — Без духовности уже нельзя».

Чуть позже, общаясь с прессой, он рассказал, что бюджет региона не будет участвовать в строительстве обители, но всем прочим правительство поможет (информационно, административно). Еще он добавил, что первым взносом от администрации будет однодневный заработок всех министров и глав муниципальных образований.



«По крайней мере, мы это им предложим. А там — как уж они пожелают участвовать. Я, например, буду участвовать», — улыбнулся губернатор.

«А молиться будете?» — не удержавшись, спросил я его.

«Я еще не пришел к такому формату веры в Бога. Он у меня в душе. Если в первую очередь для себя пойму, что это необходимо, то, может быть, и буду молиться».



Владыка, в свою очередь, заметил, что молитва — это тайна для каждого:

«Сказать «я буду молиться» — это уже фарисейство. Молиться — это личное дело». Как, собственно, и благотворительствовать.

Владимир Червонящий

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №22 (026) 16 июня

Самое актуальное в рубрике: Город

Больше интересного в жанре: Новости

Добавить комментарий