Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

11 июля 2014 13.31

Ирина Брана: «Прислушайтесь к своему внутреннему художнику»

Фотограф Ирина Брана рассказала «Классу», как выйти из проторенной колеи и найти себя.



Ирина Брана занимается фотографией четыре года, за это время фотохудожница стала очень популярна. Съемки, заказы, работа над портфолио, сотни сообщений как от поклонников, так и от желающих попробовать себя в роли модели. Фотографии Ирины увлекают в особенный, сказочный мир и заставляют взглянуть на реальность под другим углом. Творчество Ирины особенно поражает, когда узнаешь, что девушка — абсолютная самоучка. Ее главный козырь — целеустремленность и желание. Уже этой осенью фотограф планирует открыть персональную выставку. Корреспондент «Класса» помог Ире в подготовке реквизита для фотосъемки в стиле ню, а художница дала «Классу» свое первое полноценное интервью.



Полуметровое ухо — реквизит, созданный за беседой с «Классом»

- Как начался твой творческий путь? Ты пишешь в своем жж, что фотосъемка стала почти озарением.
- Я поступала на исторический факультет и о творчестве не задумывалась, отчетливо представляла, что буду дипломатом международником. Это была сплошная колея, день за днем, в моей жизни не было творчества. В этом состоянии мне было никак. Но потом пришло в голову взять в руки фотоаппарат, тем более тогда фотоискусство начало набирать популярность. И я решила, почему бы и не попробовать. Зеркального фотоаппарата у меня не было никогда в жизни. Летом я пошла раздавать листовки, чтобы заработать на камеру. Бабуля и мама добавили мне денег, и мы общими семейными усилиями купили ее. Это было мое первое серьезное приобретение. Счастье в том, что с первой съемки я определилась с тем, чем буду заниматься дальше. С истфака я ушла на заочку юрфака. Я сейчас буду защищать диплом, но вне творчества я себя не мыслю.

- Какой была твоя первая съемка?
- Я начала со сказочной съемки. Сняла шторы, порылась по антресолям, нарвала трав, позвонила подружке, сказала, что буду ее фотографировать. Это была одноклассница Евгения с длиннющими рыжими волосами, которую мы попробовали завернуть в ткани вместо какого-то костюма. Не было конкретной привязки к образу, она была неким лесным персонажем. На этой съемке я просто хотела выплеснуть свои эмоции.

Очень долгое время я работала так: прислушивалась к внутреннему порыву и просто делала, делала. Cейчас, правда, больше концентрируюсь на концепте, на идее, важно, чтобы у кадра был смысл. И пошло-поехало, одно за другим. Я была как какой-то фотоманьяк, во всех видела потенциальных моделей, а все вокруг воспринимала как реквизит. Долгое время я фотографировала дома, сделала импровизированную маленькую студию: повесила белый фон, освещала прожекторами из строительного магазина, крутилась как могла. Как тогда, так и сейчас у меня не было своей команды, и я просто взяла и начала делать.

- То есть ты осталась довольна первой съемкой?
- Безусловно. Я люблю свою первую съемку. Фотографии с нее у меня по сей день на подарочных сертификатах. Я берегу память об этом. С самого начала я определилась с направленностью съемки и с заданного пути уже не ухожу.

- За твоими плечами совсем никакой школы?
- Я начала и все. Совершенно не понимала, о чем речь, где-то была съемка на автомате. У меня не было публики, зрителей, и восемь друзей «ВКонтакте», а сейчас за моим творчеством следят, и это стимул держать себя в тонусе. Но тогда я просто делала. Я вообще считаю, что в жизни можно начать творить что угодно, было бы желание. Фотошкола, наверное, как-то ускоряет процесс, но это субъективная вещь. Собственный опыт никогда ничего не заменит, чего бы это ни касалось. Этот «камень» можно «обтесать» книгами или фотошколой, но я считаю, что лучше прислушаться к своему внутреннему художнику. Я никуда заниматься не пошла, и не собираюсь.



- У тебя не возникает чувства пробела в знаниях, который нужно каким-то образом восполнить?
-Все пытаюсь восполнить практикой. Это вопрос лени, любой пробел можно восполнить, было бы желание. А может, это вовсе даже и не пробел, а твоя сильная сторона? Этой осенью будет четыре года, как я занимаюсь фотографией. Кто-то говорит, что это много, кто-то — что мало. Но я совершенно счастлива. Главное, что мне это нравится, приносит массу удовольствия. В определенный момент я замерла и подумала «вот это да!».

- Ты выкладывала свои работы просто в сеть? Через сколько тебя стали замечать?
- Просто в сеть, больше никуда. Все это сарафанное радио. Кто ищет, тот найдет. Стабильно меня начали приглашать года через два. Но на первую съемку ко мне попросились очень быстро, буквально через две недели после того, как я выложила свои первые фотографии. Это был эксперимент, было страшно, но все преодолимо.



- Как ты ищешь людей для того или иного образа?
- Я практически не работаю с профессиональными моделями. И для меня нет разницы, десять лет у нее опыта или она пришла сегодня на съемки в первый раз. Если модель вдохновляет, если у нее глаза горят так же, как у меня, то съемка обречена на успех.

- Но сейчас наверняка многие хотят, чтобы ты с ними работала?
- Я часто размещаю объявления, ищу людей для того или иного образа. Конечно, есть и ребята, которые просто пишут «Поснимай меня» или «а что, еще платить нужно? Я привыкла, что мне платят». Но вообще я могу идти по улице, увидеть человека, подойти, сказать «ты прекрасен» и оставить свои контакты, чтобы бесплатно снять его для своего портфолио.

- Берешь ли ты в портфолио съемки, идея которых принадлежала заказчикам?
- В начале, когда у меня были идеи попроще, мы придумывали что-то красивое совместно с моделями. А сейчас, когда повысилась планка, на создание образа и самой съемки требуется три-четыре часа. Человек не совсем готов к этому, поэтому сейчас заказные съемки реже появляются в портфолио. Плюс я отбираю самые жемчужинки. Из двух одинаково красивых фотографий я выберу ту, которая особенная. Это непросто.



- А какие люди в основном обращаются?
- Люди, которые себя какими только ни видели, и тут они хотят почувствовать себя принципиально другим персонажем. И я начинаю копать. Мне внешности не достаточно и чаще всего я спрашиваю, в каком настроении человеку хотелось бы быть на съемке, чтобы идея и внутреннее состояние совпадало. Также я отталкиваюсь от любимых цветов заказчика, а дальше предлагаю идеи. У меня, конечно же, не поток, я пытаюсь делать каждую съемку разной.

- Сколько занимает подготовка к съемке?
- Моя команда — это Свят (молодой человек Ирины, — прим. ред.), который делает мужскую работу, а укладкой, макияжем и всем на свете занимаюсь я. В среднем подготовка занимает часа полтора-два. Что-то добавляем на месте. Но мы не успеваем устать, потому что это всегда беседа, погружение в процесс.



 Образы с первых омских мастер-классов

- Каким был твой первый мастер-класс и первое турне?
- Мой первый мастер-класс был полтора года назад и прошел потрясающе. Я пригласила всех к себе домой, а потом мы пошли в лес снимать. А год назад я организовала турне, в которое вошли шесть городов, в каждом из которых я провожу два-три дня. От организаторов я требую адреса, телефоны всех строительных, хозяйственных, канцелярских, цветочных магазинов поблизости. Образ готовится за день и это серьезная работа. Брать по двадцать мест сразу тяжело, я слишком много отдаю. Не то, чтобы я падаю от усталости. Нет! Это колоссальный заряд, я много получаю и взамен.

- Ты придумываешь образы для городов заранее?
- Да, весь реквизит обычно уже на месте и что-то я привожу с собой. Моделей предлагает либо организатор, либо мы просто бросаем клич «Эй! кто хочет? нужен такой-то типаж». Конечно, это большой риск, на мастер-классе нас может застать снег, град, дождь. Последний мастер-класс проходил в Новосибирске в конце мая. Был классный образ, мы делали огромный ботинок и образ лесной сапожницы без сапог. В день съемки обещали снег, который действительно пошел, а у нас все модели босиком. Но мы выкручиваемся, мое кредо: несмотря ни на что, твори. Моделей я берегу, это всегда максимально комфортные условия, если холодно, у нас костер, носки. После последнего мастер-класса меня позвали в Германию на съемки. В Европе все очень дорого, им выгоднее привезти фотографа и плюс у нас, российских фотографов, хорошие гибкие условия.

- Это первая съемка за пределами России?
- Вторая, не считая Казахстан. Интересно работать с иностранцами, чудесные люди, я в полном восторге. Замечательный опыт. У них другой подход к работе. Они обратились к тебе как к профессионалу своего дела, объясняют, что им нужно. Больше ты их не видишь, не слышишь, пока не отправляешь им готовые материалы. Они говорят «Вау!» и все, и нет такого «Можно вот этот желтый пожелтее». Может, мне так повезло, но правок у меня не было. А еще в Европе за многопрофильность на руках носят, а для омского заказчика — это повод сэкономить. Это бросается в глаза.



- Зная о том, что ты снималась в фильме «Не пытайтесь покинуть Омск», логичный вопрос: ты все еще не собираешься уехать?
- Тайминг фильма не позволил сказать все, что я думаю. В Омске можно творить, это замечательный город, но есть одно но: ты можешь почувствовать, что уперся в потолок. В любом случае, когда это место, которое тебя взрастило по всем параметрам, а ты говоришь «Болото! Поеду-ка я в Питер», из этого ничего хорошего не получится. Когда ты благодаришь город и он тебя отпускает, говорит «Ну все, иди. Радуй весь мир», когда ты стоишь и понимаешь, что уже уперся макушкой, то все может быть. Я не то, чтобы рвусь уехать, бросаюсь, такой вариант допускается, но это должно быть естественно, не притянуто за уши. Возможно, такой момент не наступит никогда, я не загадываю. Пока мне все нравится, я работаю и рада, если я своим примером кого-то вдохновляю!

- А кто вдохновляет тебя?
- Всё и все. Я превратилась в очень вдохновенного человека. Я губка, которая бесконечно впитывает то, что происходит вокруг. У меня бывают перерывы, когда я не беру заказы, когда я отдыхаю. Но сейчас я просто с головой окунулась во все на свете, меня ждет длинная череда съемок для выставки и портфолио.



- Была омская фотопремия, где тебя назвали фотографом года. Есть ли еще какие-то награды или, может быть, ты будешь участвовать в каких-либо конкурсах?
- Я практически нигде не участвую. Когда-нибудь может быть, пока что-то не тянет. С наградой «Фотограф года» - это было неожиданно, я даже не знала, что есть такая номинация. Это маленькая омская фотопремия, организованная твоими же коллегами, но все равно приятно. Жюри были не омские, правда. Я сама не рассылаю портфолио.

- Твои выставки в Омске уже были?
- Была одна в «Континенте». Меня пригласили от Союза фотохудожников. Это было новогоднее время и я наблюдала, как люди проносятся, кидают взгляд и бегут дальше. Это место не для выставок. Но у меня в планах забабахать грандиозную выставку, скорее всего, в конце осени. Хотелось бы сделать это к своему дню рождения (27 ноября, — прим. ред.). С площадкой я пока не определилась, но вход, скорее всего, будет бесплатным. Я хочу сделать большой праздник не только для себя, но и для гостей.

- Дай совет, как найти свою дорогу в жизни.
- Нужно пробовать. Это хорошо, когда ты бьешь сразу в десятку, а если не получилось, значит не нужно унывать, нужно прислушаться к себе и действовать, несмотря ни на что.

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий