Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

18 июля 2014 16.32

Виолетта Штольц: «Главное — что у тебя в голове»

Известные омские дизайнеры Дмитрий и Виолетта Штольц рассказали «Классу», чем плохой дизайнер отличается от хорошего и как совмещать работу и личную жизнь.

Известные омские дизайнеры Дмитрий и Виолетта Штольц рассказали «Классу», чем плохой дизайнер отличается от хорошего и как совмещать работу и личную жизнь.

Есть люди, которые начинают свое дело, чтобы заработать, а есть те, кто работает, чтобы сделать мир вокруг себя лучше и красивее. Известные омские дизайнеры Штольц относятся ко второму типу людей. Деньги в их случае - приятное и нужное дополнение к любимому делу. За четыре года семейная пара дала жизнь множеству проектов. Однако, несмотря на омскую прописку, ребята работают на местный рынок только год. До этого их заказчиками были другие российские и зарубежные города. Побеседовать с «Классом» дизайнеры пришли вдвоем, но за «связь с внешним миром» в творческом тандеме отвечает Виолетта, поэтому Дмитрий в основном улыбался, соглашаясь со словами жены.

Сейчас, помимо работы над заказами, Вита бесплатно ведет экспресс-курсы веб-дизайна, а в будущем ребята планируют открыть свою дизайн-студию, правда, где именно будет штаб, пока говорить рано. Штольцы рассказали «Классу», чем плохой дизайнер отличается от хорошего и как совмещать работу и личную жизнь.



- Как образовался ваш тандем?

Вита:
Я его ученик. Я училась на оператора ПК, нам «давали» всего понемножку: анимация, программирование, дизайн. Потом я познакомилась с Димой, мне стало интересно, как он рисует и что он делает.

Дима: Я тогда логотипы рисовал на дому, на очень низком уровне, я бы сказал.

- Название тандема - это ваша фамилия?

Вита:
Я родилась в Австрии. Мы с семьей переехали в Омск, когда мне было три года, поэтому австрийкой я себя не чувствую. Наша совместная фамилия Проговоровы, и в моей жизни не было ни разу, чтобы фамилию с первого раза записали правильно. Либо выкидывают целую часть из фамилии и получается «Прогоровы», либо пишут «Приговоровы». Когда я меняла паспорт, так и случилось - я стала Приговоровой, пришлось менять документ снова.

Обычно дизайнеры используют имя и фамилию, в нашем случае это как-то сложнозапоминаемо, сложновыговариваемо, длинно. Штольцы, можно сказать, - творческий псевдоним. Это фамилия моего двоюродного брата. «Штольц» с немецкого означает «гордый», нам это нравится.

Дима: Мы серьезно перерабатывали логотип, он у нас трансформировался. Всего было около десяти версий, он менялся на протяжении всего времени. Хотелось бы оставить ту версию, которая существует сейчас.



- Вначале вы работали только с омскими заказчиками?

Дима:
Как-то так получилось, что у меня много знакомых в других городах, и мы работали на Америку и ближайшее зарубежье.

Вита:
Мы только год назад начали работать с омичами. Долгое время вообще не брали частных заказов, поскольку раньше не находили нужного подхода к делу и правильного отношения к клиенту. Почему мы начали работать со «Скуратовым»? Потому, что у них приятная дружественная атмосфера. Если у людей не хватает элементарно монеток на кофе, то им сделают скидку. Раньше в Омске бизнес в основном делали люди из 90-х: с определенным мировоззрением, укладом жизни и взглядом на работу. И мы даже встречали тех, кто открыто говорил «клиент всегда лох». А сейчас появляется все больше молодых предпринимателей, новые интересные проекты, и мы стараемся их поддерживать.



- С какой компанией первой начали работать в Омске? Кто вернул вас на местный рынок?

Вита:
Сложно вспомнить точно, но яркие впечатления оставил именно «Скуратов» своим подходом к делу, так что можно сказать, что они. До этого два-три года мы работали на аутсорсе.

Дима:
Можно сказать, что на тот момент омский рынок был не готов. Это сейчас многое перенимается с московских и европейских рынков, люди видят, что есть куда расти.

- Чем отличается работа с российским и зарубежным заказчиком?

Вита:
Зарубежные компании нанимают специалиста, чтобы он решал их задачу. Ему предоставляют возможность спокойно работать, не учат, что делать и как. Никто тебя не контролирует без надобности. А у нас любят нанять и рассказывать «как я хочу, чтобы ты сделал».

- А чем специфичен омский заказчик?

Вита:
В Омске не так много всего, поэтому достаточно ограничен кругозор, не хватает фантазии. А вообще неважно, где я нахожусь, неважно, где находится заказчик, главное, чтобы человек был хороший.



- Как вы выстраиваете работу? Разделяете заказы или совместно работаете над одним проектом?

Вита:
Знакомство с клиентом, брифинг провожу я, иногда Дима присутствует, иногда нет. Потом, если это касается дизайна, Дима делает свою работу, я подключаюсь, чтобы сделать презентацию, показать и объяснить заказчику, почему так, а не иначе.

Дима:
Да, Вита у нас отвечает за контакты с реальностью.

Вита: Мы работаем в тесной связке. У нас есть несколько направлений — это айдентика (логотипы, фирменный стиль), веб-дизайн и иллюстрации. В иллюстрации и айдентике я не участвую, а веб-дизайн — это чисто моя работа.

- Не тяжело работать со второй половиной?

Вита:
Мы 24 часа вместе, работаем вместе, живем вместе, мы достаточно похожие люди, даже слишком одинаковые. Мы смотрим одни и те же сериалы, у нас и вкусы совпадают. Бывают, конечно, разные взгляды на одни и те же вещи, но в работе это только помогает, мы можем обсудить какие-то моменты и найти правильное решение. Усталости друг от друга не возникает. Уже столько лет мы просыпаемся, завтракаем, работаем, затем куда-то идем, потом кормим котов и садимся смотреть сериал — все вместе. Я себя чувствую некомфортно, если Димы рядом нет.



- Ваш почерк узнаваем. Вы как-то определяете для себя стиль, в котором работаете?

Вита:
Каждый иллюстратор работает в своем стиле и со своими особенностями. Глупо просить одного иллюстратора нарисовать, как другой иллюстратор. Многие люди этого не понимают и говорят: «Ты же рисуешь, какая разница, как тебе рисовать». Дима рисует в двух стилях: один такой винтажный, ретро, близкий Америке 70-х годов, второй — веселые мультяшные иллюстрации. Но мы оба работаем в пределах минимализма.

- Вы больше работаете на заграничного заказчика или на российского?

Вита:
Работа напрямую с заграничным заказчиком — это скорее редкий опыт. Англоязычные клиенты приходят к нам через студию-посредника, который нанимает нас. В основном наши клиенты - российские заказчики, чаще всего из Санкт-Петербурга. Возможно, это зависит от того, что много знакомых туда уехали и сейчас их работа связана с вебом или с сайтами. А бывает, и просто заказчик обращает внимание на Омск или другие города, потому что у нас в Сибири очень много интересных специалистов.



- Как строите работу с вредными клиентами?

Вита:
Обычно клиенты к нам приходят, потому что уже знакомы с нашими работами и им нравится наш стиль. Либо мы сами фильтруем заказы. У человека есть определенная задача, и если мы не можем ее выполнить, то посоветуем того, кто сможет. Мы выбираем таких клиентов, с которыми можно максимально сосредотачиваться на работе, а не тратить время на сложные разъяснения. Но бывает, что можно договориться и с вредным клиентом. В дизайне очень много решает беседа. Если вы найдете общий язык, если клиент сможет тебе доверять, то результат будет хорошим. У нас отношения «партнер - партнер». Если удастся понять друг друга, вполне возможно, что вредный клиент перестанет быть вредным клиентом.

- А если вы отправляете готовый продукт и начинаются правки?

Вита:
Есть такой клиент, выходец из 90-х годов, который говорит: «Я вам заплатил, и на эту сумму нарисуйте мне все, что вы можете». Это неправильное отношение к работе. Дизайн должен решать конкретные задачи, что мы и стараемся делать. Правки — результат того, что мы друг друга не поняли. Если они есть, мы еще раз все обсуждаем и наводим порядок. А когда клиент хочет дизайн ради рисовательства, просит «поиграть со шрифтами»... мы это выявляем на первом этапе работы с клиентом и либо объясняемся, либо расстаемся.



- Вы используете клип-арты, шрифты, которые можно найти в общем доступе?

Вита:
В зависимости от задачи. Бывает, что не обязательно изобретать что-то свое. В интернете вообще очень много всяких интересных штук. Многое можно скачать бесплатно или купить, чтобы не тратить время и силы на разработку того же самого, а сосредоточиться на другой задаче. А в работе над айдентикой и иллюстрацией мы не используем клип-арты вообще.

- Вы показываете собственное видение омских логотипов в своей группе во «ВКонтакте»...

Вита:
Этот проект существует недавно и ради funа. При создании логотипа необходима серьезная беседа, маркетинговые исследования, а мы просто переделываем существующие лого в своем стиле. Иногда мы попадаем в аудиторию, а порой понимаем - если бы вдруг клиент взял наш логотип, это было бы не работающим решением.



- Как в принципе оцениваете «наружку» города?

Вита: Вчера я ехала в общественном транспорте и увидела, что компания использовала в своей наружной рекламе флуоресцентные цвета. Я считаю, что реклама должна быть в строго определенных местах и отвечать строгим требованиям. Она не должна мешать архитектуре, оформлению города. А тут все хорошее здание залепили некрасивой флуоресцентной рекламой. Нельзя так поступать! Я вообще так считаю: интернет сегодня настолько сильно развит, что можно в принципе не пользоваться наружной рекламой. Прекрасную кампанию можно запустить в интернете, и она будет в разы эффективнее.

- Давно работаете в анимации?


Вита:
Нет, наша первая работа была для Сочи. Мы делали обучающий ролик для волонтеров совместно с питерской студией. Это было очень классно! После этого ролика мы продолжили работать с моушн-дизайном. В основном это продукт для англоязычных компаний, для Америки.



Дима:
Мы работали с компанией Wargaming.net, производящей игру World of Tanks, делали ролик для них.

Вита:
Да, из русскоязычного мы делали еще ролик для питерского бара «Суши-микс». Остальные наши видео все англоязычные. Вообще ролики в Европе и Америке очень популярны. Сейчас это самый эффективный способ рассказать историю быстро, понятно и красиво. Не обязательно его рисовать, можно снять. Ролики — это трендовое и эффективное решение. В России это еще не все и не совсем поняли.

- Расскажите про образовательный проект, который вы сейчас ведете.

Вита:
Эта практика проходит только месяц, совместно с IT-Loft и Анной Тарасенко. Она обучает программированию, а мы обучаем веб-дизайну. Проект этот получился совершенно случайно: мы проводили дизайн-завтрак, и у Анны возникла идея сделать занятия регулярными. До нас в Омске проводили бесплатный интенсив-курс ребята из известных сибирских дизайн-студий.

Очень классно, что такие вещи происходят, потому что веб-дизайну и вообще дизайну в Омске сложно научиться. Курсы готовят специалистов, но этого недостаточно. Не получится выйти из вуза и сразу начать что-то делать. У нас не учат работе с заказчиком, общению, выстраиванию рабочего процесса, личной эффективности. А мы обращаем внимание на современные решения. На то, что нужно делать уже сейчас.

В группе IT-Loft можно было оставить заявку на участие в проекте. Не было никакой рекламы - кто увидел, тот пришел. В основном в группе студенты старших курсов и просто ребята, которые хотели бы научиться веб-дизайну. Мы собираемся с начала июля дважды в неделю, закончится курс в конце августа.



- Большая группа набралась?

Вита:
С каждым разом желающих все меньше и меньше. Сейчас осталось около девяти человек, было в два раза больше. Но даже двадцать человек, которые появились из ниоткуда, — это уже много. Все лето ребята должны все свое время уделять обучению. Это сложно. Сейчас мы дали им задание сделать оформление для проекта «Бесплатные велосипедные парковки». Им нужно все самим продумать, реализовать технически. Это очень интересно, очень круто.

- Можете выделить любимый проект, на который много было потрачено эмоций, сил и который вызывает гордость?

Вита:
У каждого дизайнера есть проект, с которым можно сидеть и делать «утютютю», как с ребенком.

Дима: Сложно выбрать один конкретный. Скорее всего, для меня это анимационные ролики, поскольку я рисую их в своем стиле и, по большей части, как я хочу. Мне дают достаточно размытое задание, и я уже сам прорабатываю детали, что мне и нравится.

Вита: Да... простор для творчества. А у меня - сайт для питерской компании. Мы заранее особенно не обсуждали, как его оформить, и, изучив их историю, я предложила свое видение, которое и реализовала.



- Вы планируете создать свою компанию?

Вита:
Да. Нужно найти именно тех людей, с которыми мы примерно одинаково видим мир. Есть определенные люди, с которыми мы хотели бы работать вместе. Пока идет процесс обсуждения. Это будет определенно небольшая компания, около десяти человек, которые объединятся под нашим брендом. Вряд ли мы станем когда-нибудь большой корпорацией. Где именно расположится штаб, пока тоже неизвестно. Возможно, это будет не в Омске. Еще, если мы хотим открывать свой офис, хотелось бы, чтобы до него можно было добраться на велике. С этим в Омске тяжело - нет велодорожек и всюду маршрутки, которые хотят тебя убить.

- Вы чувствуете себя культовыми персонажами города?

Вита:
Мы просто обычные ребята, любим смотреть сериалы, у нас два кота, ничего такого сложного в нас нет. В нашу профессию низкий порог входа - стол, стул, два компьютера. Главное — то, что у тебя в голове. У всех дизайнеров одинаковые технические навыки. Кто круче, а кто не так крут, зависит от кругозора, количества бесед, лекций, книг. Это и отличает хорошего дизайнера от плохого. Своим студентам я говорю: «Смотрите, ищите, серфите». Мы предлагаем, например, такие сайты, для вдохновения: revision.ru - «Российское профессиональное сообщество», и для англоязычной аудитории - behance.com и dribbble.com. Главное в нашей профессии - не сидеть на месте, а постоянно что-то делать.

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий