Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

29 августа 2014 16.16

Иван Ешуков: «Боровицкий» - мое проклятие»

Омский художник Иван Ешуков издал первую часть графического романа «Боровицкий». Географически действие истории развернулось в Омске, а исторически — во времена Колчака. Иван рассказал «Классу», как его сон воплотился в реальность, а также объяснил, почему в России нет комикс-культуры.

Омский художник Иван Ешуков издал первую часть графического романа «Боровицкий». Географически действие истории развернулось в Омске, а исторически — во времена Колчака. Иван рассказал «Классу», как сон воплотился в реальность, а также объяснил, почему в России нет комикс-культуры.


- Было заявлено, что роман выйдет в пяти частях. Это конечная цифра?
- Да, пять книг. Первая состоит из восьми выпусков, в каждом из которых 32 страницы. Вторая уже из шести выпусков, но до нее еще два года, дожить надо. Сюжет написан весь, но рисовать я буду все это года четыре. Сейчас полностью готова только первая книга «Дом с драконами». Если она зацепит кого-то в Омске или в России — я буду рад! Вообще комиксами я занимаюсь 20 лет, и, если первый роман выстрелит, хотел бы уйти во все это с головой.



— Кто занимался сюжетом? И как родилась идея?
— Мозги и чернила Ивана Ешукова. (Смеется.) В 2008 году мне приснилось, как будто я еду на машине по Омску, а со мной рядом полная женщина сигарету курит и что-то мне рассказывает. Почему-то я знаю, что эта женщина — колдунья. О чем мы с ней разговаривали — придумывать не буду, не помню, но обращалась она ко мне Боровицкий. Имя Ян Карлович я придумал уже потом.

Впереди сидит шофер глухонемой, а едем мы какой-то обряд проводить, чтобы он заговорил. Географически мы находились на пересечении Жукова и 10-летия, там сейчас банк стоит, но декорации были абсолютно другие. Просто подсознательно во сне ты же понимаешь, где именно ты находишься.

Когда я анализировал эту приснившуюся чушь, я понял, что события развивались в период жизни Колчака. Просто атмосфера такая вот была – ночь, старый драбаган, как форды дореволюционные, машина праворульная. Неделю сон у меня из головы не выходил, и эта шизофрения превратилась в комикс.

- Вы ассоциируете себя с главным героем?
- Ни в коем случае. Он самостоятельный.



- Боровицкий - вымышленный персонаж?
- Абсолютно, он не существует в природе. Это поляк, он воевал в Первую мировую, чудом попал в царскую армию. До третьего номера вообще непонятно, как он оказался при этом штабе, но он в спецотделе ловит всяких революционеров и бомбистов. Этот отдел занимается обеспечением внутренней безопасности. И он реально существовал в Омске, в нем было 35 агентов каждый с оперативным псевдонимом. У меня в романе их 36, и один из них Боровицкий.

- А события — чистая фантастика?
- Я сделал так, чтобы 30-35% было реальных историй, в которых даты, события, происходящие в комиксе –  настоящие. Все остальное – фантастика. Реальность и исторические события идут как каркас, стержень, вокруг которого основные этапы наматываешь. Когда вырисовалась общая концепция, я уже подтягивал туда какие-то интересные моменты, идеи и смотрел, глянется мне или нет. Бывает, как на кастингах выбирают мордочки, так и я персонажей рисую, думаю – может вот этот мужик с этой бабой разговаривать или нет. Например, вот эта бабка не может вот этому Кузьме что-то говорить, они не вяжутся на одной картинке.  Это не так, чтобы от балды, тут есть свои законы.



- Получается, шесть лет прошло с момента, как появилась идея создать Боровицкого?
- Да, в 2008 году я его придумал. Рисовать почеркушки я начал в 2008-2009 годах, потом картины в цвете начал писать на эту тему. А вот сам комикс «Дом с драконами» я начал 26 июня 2012 года - это и есть день рождения Боровицкого. Он уже мое проклятие, и я продолжу его рисовать и дальше, неважно – будет продаваться или нет. И делаю я его честно, так, чтобы самому нравилось – тогда это будет не стыдно и людям показывать. Я рисую, потому что мне нравится рисовать, это первое. Ну а если комикс пойдет, конечно, хорошо будет.

- Пришлось дополнительно изучать выбранный для комикса исторический период?
- Сначала попала пара книжек случайно, дай, думаю, листану. Потом смотрю - Боровицкого причесывать надо, выстраивать линию, сюжет. Флешбэки, воспоминания - их же сшивать необходимо, и я начал кроить, а у меня информации не хватало. Я и сейчас профан, но знаю больше, чем средний человек на эту тему. В основном же людям это до лампочки.

- Сколько литературы было изучено?
- Шесть книг и примерно столько же документальных записок, про омские подземелья – статей 20. Не скажу, что это много, просто к 2012 году я понял, что у меня есть багаж знаний, и начал рисовать. Рисую я уже лет 13 без эскизов, на чистовую, если пролечу в линии – можно выбрасывать. В среднем на такую страничку часа три уходит.



- А с какими-то историками встречались?
- У меня друзья – и краеведы, и историки. Брат — нумизмат, и у них целая «банда» на «Хитром рынке», они монетами старинными торгуют. Все знают столько всего, что хватит на три передачи. Они мне рассказывали, например, про погоны. Я принес Саше Афанасьеву комикс показать, он историю раньше преподавал, а сейчас торгует монетами, а он говорит: «Так ты сделал его капитаном!». А я не знал, что иерархия в царской армии другая, хитрая!

Нарисовав страниц 60-70, я уже знал, где какие петлицы должны быть, кто кому честь отдает. Это все мне ребята подсказывали, историки омские. Мне надо было понять, кто такой Колчак, что он из себя представлял, потому что то, что показали в фильме «Адмирал», - это чушь, русское кино на голливудский манер.

— А какой настоящий Колчак?
 Адмирал должен старше быть, более того, он наполовину турок, наполовину украинец, а еще и корни с Алтая! Целый винегрет. В целом Колчак - нормальный порядочный человек, на мой взгляд, но он был абсолютно не подготовлен к тому, во что ввязался, ему надо было оставаться полярным исследователем и адмиралом. К тому же он он «пролетел» на аграрной реформе в Омске: красные все раздали, а потом колчаковцы обратно вернуть решили. Люди простые недоумевали: «Нам же землю отдали». А Колчак говорит: «Нельзя так просто, мы вам в аренду отдаем». После этой его фразы от него отвернулась половина жителей Омска, и это был его первый промах. Потом с фронтов начали писать, что там тиф, голод, продовольствия не хватает... Он как организатор был очень плохой: импульсивный, доверчивый, вокруг себя собрал вроде нормальных людей, но не из управленцев.

А англичане, которые сюда приезжали с дипломатической миссией - их целью были не переговоры, а узнать, золото на месте или нет. Все коршуны слетелись сюда, на казну.



— Лейтмотивом романа будет золото?
— Лейтмотив, наверное, любовная история. Как красивые монетки будут и истории о Колчаке, и про его переписку с Тимиревой, и про золото. Комикс рисуется так, чтобы следующий номер кто-то захотел посмотреть: надо такой ритм рисунка выбирать, чтобы возникло желание перелистнуть страницу дальше.

— В Москве и Воронеже уже ждут ваши комиксы...
— Все мы, люди, которые увлекаются комиксами, общаемся. В этих городах есть ребята, которые болеют комиксом уже лет 20. Они и заказали на распространение. Вообще мы посчитали с ребятами: в России любителей комиксов-то не более пяти тысяч, и для издателя эта цифра — край. Если печатаешь больше, то это риск.

— В России масштабная комикс-культура?
— Комиксов в России нет. То, что есть, — «марвэл» американский, ведь проще перевести уже известное, чем вкладывать деньги в какого-то непонятного мальчика из глубинки. На сегодняшний день в нашей стране действительно хорошо рисуют всего 13 авторов, мы все знакомы. Да и вообще в России нет ни современного кино, ни современных мультфильмов. Есть Пелевин, которого все читают, как жвачку жуют, пока сладкая. Это не люди такие, сама культура такая, как фильм категории Б. Комиксы — то же самое — такая пограничная штука. Люди идут по улице, видят рекламный плакат — смотрят, а если комикс будет на стене висеть — никто читать не будет.



— А вас чем привлек жанр комикса? Это ведь не наша культура.
— Мы в детстве на толкучку поехали с мамой и братом, а там можно было книжки купить, и мне польский комикс про индейцев попался. История американская, а рисовали поляки. И это не микки-маусы с большими носами, там анатомически как у Микеланджело картинки! Я еще рисовать тогда так не умел, это мне затравка была. В Польше и Франции есть комикс-культура, а у нас нет. Затем я пошел в художественную школу, мультяшки рисовал, а к классу девятому начал просто оттачивать умения, и так свой стиль появился.

— А печатать «Боровицкого» вы планируете на свои деньги?
— Москвичи предлагали помочь, люди из Питера, с Украины, за две недели — пятеро обратились. Но я сказал: «Нет, ребята, чтобы потом меня никто не проклинал, я за свои деньги все сделаю.  Пролечу, так пролечу, никто не плюнет в меня». Даже если не пойдет тираж, я их все равно все напечатаю. Дело принципа.



— То есть вы будете рекламу по сети давать, если что-то соберетесь отправлять в другие города?
— Да, мне брат поможет. Ну а в Омске я выставлюсь у нумизматов, в «Атриуме», в букинистическом магазине у «Туриста».

— А книжные магазины?
— Можно попробовать. Но расчет у меня только на вот эти комикс-клубы, как в Воронеже.

— «Боровицкий» ведь не первый ваш комикс?
— Всего нарисовано восемь книжек, «Боровицкий» девятая. Чтобы издать каждую, надо 100—150 тысяч рублей, я не готов столько вкладывать. Это дорого и никому не нужно.

— А на перспективу?
— Может быть. Рукописи не горят. Пусть лежат пока в столе, ничего страшного. Но по большому счету две книги уже морально устарели: там фантастика, в 90-е она бы прокатила, а сейчас так... драндулеты летающие и бластеры не интересны уже никому. А остальные истории — такие, что и сейчас, и через 10 лет будут актуальны.

«Боровицкого» я специально рисовал на такую нейтральную тему, чтобы и время не слишком далекое, и не сегодняшнее, и география — Омск. Хотелось бы, чтобы жители нашего города заинтересовались, мне было бы приятно, если бы это кому-то приглянулось.



— Какие-то параллельные проекты сейчас идут?
— Нет, и в ближайшие пять лет их не будет, пока есть Боровицкий. Параллельно будет только работа — роспись стен и картины для себя. Вообще, художника начинают воспринимать с сорока лет, и к этой дате, я думаю, сделаю большую выставку, где все и покажу, что за двадцать лет создал.

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий