Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

25 сентября 2014 17.14

Бархат Базарбаев: «Если за неделю пробегать 260 км в одиночку, можно сойти с ума»

Первый омич занявший третье место среди мужчин в Сибирском международном марафоне Бархат Базарбаев рассказал «Классу», в чем преимущество легкой атлетики и как не сойти с ума во время тренировок.


Кандидат в мастера спорта по легкой атлетике, первый омич занявший третье место среди мужчин в Сибирском международном марафоне Бархат Базарбаев рассказал «Классу», в чем преимущество легкой атлетики перед другими видами спорта и как не сойти с ума во время тренировок. 

— Как ты начал заниматься бегом?
 Когда мама спрашивала «пойдешь в школу?», я отвечал «если физкультура в расписании есть, то да». С первого класса я всегда приходил первым к финишу, как начал бегать, так никому не уступал. Буквально в десять лет я уже обгонял ребят из всех девятых классов в школе. Приду, у них соревнования между девятым и восьмым классом, мне говорят: «Чего пришел, иди домой. С тобой никто не побежит, все обидятся». Потом в селе Веселые рощи меня начали тренировать.



 И кто стал твоим первым тренером?
 Учитель физкультуры. Не то чтобы он понимал в легкой атлетике и знал, как нужно питаться, как тренироваться, как беговые упражнения делать... Он просто говорил «бегите кросс, а потом домой». Это был седьмой класс.

Потом он повез нас на районные соревнования, где я занял третье место. После этого я поехал в соседнюю деревню к учителю Александру Викторовичу Бауеру. Он сказал: «Если войдешь в тройку призеров на соревнованиях в Дубомировке, возьму в команду».

В назначенный день вышел, смотрю — ни маршрутки не едут, ни машины не останавливаются. И я побежал 12 км до деревни. Сама дистанция была на 2 км, я прибежал вторым. Так я стал частью команды Александра Викторовича и продолжил выступать на районных соревнованиях. А следующие два года я занимался уже конным спортом.

 Почему такие резкие изменения?
 Все же Бауер специализировался на лыжниках, а не на легкоатлетах, поэтому с приходом зимы тренировки закончились, и я бегал только на физкультуре.

У нас в деревне только девять классов было, и чтобы доучиться в 10—11 классах, я пошел в деревню Довичанку учиться. Там появилась возможность продолжить тренировки. Сначала пошел в детскую группу, потому что мне хотелось начать заниматься прямо в первый день, а старшая группа начинала только на следующий, а потом тренер Татьяна Николаевна уже не отпустила меня. И уже осенью под ее началом я бежал районный кросс, в котором раньше был шестым, и занял второе место.



— Сколько она занималась с тобой к тому времени?
— Месяц. И потом пошло-поехало.

— Как давно ты переехал в Омск?
 Я учился здесь в институте, СибГУФке, пять лет. Тренировался у Романенко Максима Васильевича. Он меня готовил на дистанцию 5—10 км, а потом перевел на 21, и мне понравилось бегать более длинные дистанции. Тренер сказал: «Ничего себе, и время вроде неплохое».

— Как родители реагируют на твой выбор?
 Папа тоже раньше непрофессионально занимался легкой атлетикой. У него есть значок воин-спортсмен. Когда он служил, у них в части проходили соревнования по легкой атлетике, и он на 5 км выиграл всех, призом были четыре банки сгущенки. И мне он говорил, что бегать надо, потому что бег необходим в любом виде спорта. К тому же легкая атлетика наименее травмоопасный вид спорта и по экипировке менее незатратный.

— Первый раз ты участвовал в SIM в прошлом году?
Да, я пробежал на время 2.26 и пришел восьмым в абсолютном зачете, а среди россиян — четвертым.

— Тогда ты уже тренировался у Бориса Андреевича Жгира?
— Да. Мы работаем вместе полтора года.



— И была цель ли в этом году встать на пьедестал, быть в первой тройке?
— Нет, я даже не планировал. Когда Борис Андреевич заявлял нас на марафон, он объяснил — группа из трех кенийцев наверняка возьмет первые места, а я и друг, с которым тренируюсь, Саша Бутамеев, можем претендовать на четвертое и пятое места. На 20 километре я был седьмым, затем — шестым, а потом вдруг в голове что-то щелкнуло, думаю, почему я не смогу войти в тройку? И как-то собрался, хотя ноги уже не бежали — «забились» мышцы.

 Это было пресловутое второе дыхание?
— Второе дыхание открылось или просто характер проявил. Когда я пересек финиш, мне сказали, что я третий, а я ничего не понимал, да и не поверил.

— Тренер как отреагировал?
— Тренер меня в принципе не хвалил, потому что он не любит это, он достаточно жестко ведет себя с нами. Некоторые тренеры жалеют спортсменов, а у него такого нет, он просто скажет «молодец», руку пожмет и ничего лишнего.

— В Омске бежать легче, чем в других городах?
— Думаю, стены помогают в Омске. Когда я бежал, меня поддерживали, кричали «Давай!» даже совсем незнакомые люди.



— По сравнению с прошлым годом трасса лучше?
— Думаю, да. Подъем и спуск только на Ленина, там уже начали болеть бедра. Но это не как на метромосту — бежать вниз, потом опять в горку... Это было расстояние в 2021 км, после него тяжело разбежаться. Спортсмены там потеряли много времени.

 А каким пришел Саша?
 Он бежал на дистанции шестым, а я за ним, но он бежал слишком быстро, а понятно все становится только после 35 км.

На 37 км у меня ноги начали болеть, я думал, что сейчас уже сойду и пойду шагом. Уже искал место, где бы сойти, чтобы никто из знакомых не видел, а то подойдут, начнут спрашивать, что случилось. И тут меня догоняет бывший тренер и говорит: «Слушай, а Сашка идет вдоль по Ленина пешком». Я про себя начал ругаться на Сашу, ведь раз он сошел, то мне точно придется бежать меется.— Прим. ред.)

— Вы вместе с Сашей тренируетесь?
 Да, все вместе. Если одному за неделю пробежать 260 км — можно сойти с ума.

 Вы как-то переговариваетесь или нельзя во время бега?
 Мы разговариваем, рассказываем, что у кого случилось, смеемся и вот так бежим вдоль набережной. Так и время быстро проходит, и усталости не накапливается, хорошо и комфортно.

 Как на твою победу отреагировали родители?
 Мама меня жалеет, всегда говорит, если тяжело будет — сходи с дистанции. Папа, наоборот, говорит  надо терпеть до конца. В день марафона родители и родственники (у папы восемь родных братьев) собрались и вместе смотрели прямую трансляцию. И когда родители увидели, что я финишировал третьим, даже прослезились.



 Ты к ним уже съездил?
 Да, я съездил к ним 22-го утром, а 23-го назад. Они меня увидели, поздравили, говорят: «Ничего себе, тебя по телевизору показывали, вся деревня смотрела. Как так может быть, ты с нами жил, а теперь на сибирском марафоне занял третье место, это вообще нереально». Людям в деревне трудно поверить, что можно выйти из района и добиться что-то на мировом уровне.

 На что потратишь денежный приз?
 Даже не знаю... Я деньги еще не получил. Часть отдам тренеру, часть себе оставлю.

 Какой у тебя был распорядок дня при подготовке к марафону?

 В 7:30 встаю, умоюсь, поем, в 8:00 выхожу и еду в ЦОП «Авангард». С 9:00 до 10:30 мы бегаем, потом идем в тренажерку качаемся, тренировка в 12:00 заканчивается. Вторая тренировка уже вечером бывает  с Сашкой договариваемся и бегаем, а если он не может, то я сам бегу от дома до «Авангарда и обратно

 А дом где?
 Старый Кировск. Туда-обратно — 24 км. Мне просто надо выполнить объем за неделю, допустим 240 км, и я раскидываю километарж по дням, как мне удобно.



 А когда ты не готовился к марафону, ты все равно ежедневно бегал?
 Если не бегать вообще, общая выносливость упадет. Нужно держать организм в тонусе.

 Как в принципе видишь свою дальнейшую жизнь?
 В этом году я закончил вуз, и мне вручили повестку, значит, пойду в армию. 15 октября у меня комиссия.



 А когда вернешься, планируешь свою жизнь связать со спортом, с легкой атлетикой, может, и на летних Олимпийских играх мы тебя увидим от России?
— Конечно, цель такая есть, но я понимаю, что надо очень много тренироваться. Главное, чтобы тренировки проходили нормально, без сбоев и без травм.

 Тебе достаточно той тренировочной базы, которая есть в Омске, или все-таки есть уровень выше и к нему надо стремиться?
 Пока вообще об этом не думаю  менять местожительства, тренировочный процесс, тренера. Потому что у нас в Омске есть Борис Сергеевич, а это очень хороший тренер, у него уже очень много мастеров международного класса. Марина Ковалева, Женька Данилова, много тех, кто бегает 400 метров с барьерами, все они кандидаты в мастера спорта, результат растет.

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий