Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

30 сентября 2014 18.14

Такое кино

Звездные гости из ВГИКа рассказали омичам о проблемах российского кинематографа.


Звездные гости из ВГИКа рассказали омичам о проблемах российского кинематографа.

Современная российская молодежь в большинстве своем предпочитает новый американский блокбастер свежей отечественной ленте. Слыша о российском кино, потенциальные зрители привычно пожимают плечами или морщат нос. Как случилось, что великое наследие СССР не дало ростки в сегодняшнем кино, объяснили звездные гости из ВГИКа.

От Москвы до Владивостока и обратно до Москвы



Свое девяностопятилетие ВГИК решил отметить с размахом, а именно — прокатившись по всей стране на брендированном поезде. Студенты, педагоги и выпускники ВГИКа в течение 25 дней объедут всю Россию от Москвы до Владивостока. Но не стоит покачивать головой, жалея бедных звезд отечественного кинематографа. Исходя из программы, не все они проделают путь продолжительностью почти в месяц. Режим работы напряженный: ночью ВГИКовцы едут, а днем общаются с прессой, играют спектакли и дают творческие вечера в новом городе. Помимо прочего, ведутся съемки дневников поезда и фильма о Великой Отечественной войне.

На пути необычного состава Омск стал седьмым городом. Из тех людей, чьи лица и фамилии, что называется, на слуху, до нашего города добрались заслуженная артистка РСФСР Наталья Бондарчук, директор Учебной киностудии ВГИК Владимир Попеску и заслуженная артистка России Елена Ксенофонтова. Все они собрались под крышей омской библиотеки имени А. С. Пушкина, чтобы ответить на вопросы журналистов. Правда разносторонней беседы не получилось, скорее, вышла лекция о том, как российское кино катится в тар-тарары, если уже не скатилось.

Взгляд изнутри


«
Я утверждаю, что национального российского кинематографа пока не существует по одной простой причине — нет смычки с прокатом. Когда вышел мой фильм "Детство Бемби", его за неделю посмотрело около семи миллионов детей», — кинула первый камень в огород современного кино не только заслуженная артистка России, но и режиссер Наталья Бондарчук. Фильм этот был выпущен в 1985 году. Тогда, еще во время Советского Союза, кинематограф в нашей стране находился на очень высоком уровне. Это утверждение настолько аксиономично, что смысла с ним спорить или подтверждать словами людей знающих — нет. Однако, когда артистка завела речь о уровне ротации, всем слушающим стало понятно, насколько низок сейчас интерес к отечественному продукту.

«Сейчас я делаю фильм "Тайна снежной королевы",  серьезный и недешевый проект. Но я с ужасом понимаю, что не могу потеснить великий американский кинематограф. Обязательно будут какие-нибудь лапуты»,  продолжила Бондарчук. Лапуты в переводе с бондарчуковского на русский — это хоббит. Слово это не обзывательное  Наталья призналась, что такие фильмы ей даже нравятся. Тем не менее, есть одно большое но: на один такой фильм приходится весь бюджет, которые выделяется государством на поддержку российского кинематографа.

По мнению столичных гостей, в России есть фильмы, которые могут выдержать сравнение с западными картинами, например, «Легенда№17» или «Метро». Такие ленты себя хотя бы окупили. Фильм «Сталинград» и вовсе вышел в лидеры проката. Однако сотен картин разных жанров крайне мало для того, чтобы можно было говорить о существовании полноценного российского кинематографа.

Кушайте, что дают



Помимо финансирования, есть еще один важный момент — прокат. Знаете ли вы, что американские и зарубежные фильмы покупаются комплектами? Вместе с одной культовой картиной кинотеатр приобретает идущее в связке некачественное кино. Но поскольку за него уже заплачено, деньги нужно отбивать.

«Американцы очень опытные торговцы. На руинах нашего проката легко был построен существующий порядок. К блокбастеру пристегивают все остальные фильмы», — рассказал директор Учебной киностудии ВГИК Владимир Попеску.

Все эти купленные по принуждению ленты мы и смотрим в кинотеатрах.

«Наши великие режиссеры — Тарковский, Герасимов, Мотыль — были бы в ужасе от состояния сегодняшнего проката, — сетует режиссер. — на Урале я спросила маленькую девочку :"Какой твой самый любимый русский актер?". Она ответила: "Шварценеггер". Все рассмеялись, а девочка не поняла, почему. Мы сами создали "попкорновую" публику».

Реклама — двигатель кино


«
Франция себя защитила от американского кино давно, еще после войны. Мы не смогли этого сделать, вошли в дикий рынок, который никак не управляем. Либо мы дальше будем вот так на задворках существовать, либо... давайте сделаем кинотеатр повторного фильма», — предлагает Наталья Бондарчук.

Смысл предложения вот в чем: даже те немногие российские фильмы, что транслируются на большом экране, крайне мало рекламируются. В конечном итоге до потребителя не доходит даже эта капля в море. В Америке на рекламу фильма уходит половина бюджета, а иногда и полный бюджет картины. А вот телевидение все же перестроилось.

Фильмы — плохо, сериалы — хорошо?


На телевидении сегодня российского продукта достаточно, а говоря конкретнее — сериального российского продукта.

«Производством сериалов занимается не только Первый и телеканал "Россия". Я знаю кучу киностудий и совсем маленьких, которые за это берутся. Это дело выгодное. Насколько это имеет отношение к искусству, вопрос спорный. Я не считаю, что с сериалами у нас все замечательно и качество их на высоком уровне. Но зачастую качество сериального сценария намного честнее, интереснее, завершеннее, чем у большого кино. Поэтому когда встает выбор, я делаю его в сторону сериалов,  рассказывает заслуженная артистка России Елена Ксенофонтова.  Я бы не сказала, что мы вытеснили зарубежные сериалы. Когда наступает полночь — многие смотрят и подсаживаются на зарубежные сериалы, которые транслируют по Первому каналу. К сожалению, мы все еще не формат. Сериальные продюсеры работают на потребу, а не ведут за собой поколения».

Дело не в тебе



Одно выходцы и преподаватели ВГИКа знают наверняка: дело не в людях. Талантливых актеров и режиссеров в России множество. Видно это и по подрастающему поколению.

«Дать бы им какие то героические роли, дать уникальный материал, и мы бы получили много звезд»,  считает Татьяна Бондарчук.

Поддерживает ее и директор Учебной киностудии ВГИК Владимир Попеску: «Пока не будет выстроена цепочка от обучения до проката, мы не увидим ярких ролей. Должна быть еще и некая, более активная поддержка государства. Телевидение — это больше коммерческая составляющая, рекламные ролики дают денежный возврат. А вкладывать в хорошее качественное кино без того, чтобы что-то вернулось обратно, никто не хочет. Студенты есть. Вырастают хорошие молодые таланты, но они уходят на телевидение и в театр, это не плохо, но... Порой на съемочную площадку не загонишь режиссера, потому что он уже где-то работает в другой сфере».

Пути решения


Гости нашего города видят решение сложившей ситуации в введении квоты на российские и американские ленты, а также предлагают возобновить муниципальный прокат.

«На примере Омска. У нас есть множество кинотеатров. Из них муниципальных два — ДИ им. Малунцева и ДИ "Сибиряк". С таким багажом конкурировать с коммерческими кинотеатрами мы не можем. Во-первых, там всего по сто мест, во-вторых, денег на их содержание выделено совсем немного»,  рассказал министр культуры Омской области Виктор Лапухин.

Помимо прочего, к художнику деньги с продажи билетов практически не возвращаются. Это вопрос нужно решать также законодательно, считает Владимир Попеску. Плюс, дополнительная боль деятель искусства — пиратство. Однако, как с ним бороться в условиях тотальной гаджетизации, пока непонятно.

Вопрос качества


В большинстве своем качество страдает уже на этапе рекламы, считает Елена Ксенофонтова. Помимо этого, российские фильмы снимают «не о том»: «Мы все знаем про американскую мечту, про их цели, но ничего не знаем про нас. Нам не хватает идеологии. Я считаю, что это хорошее правильное слово. Мои дети до пяти лет не смотрели американские мультфильмы, но, попав в детский садик, они обсуждают американское кино и американские мультфильмы. К собственному продукты мы относимся с пренебрежением, это неправильно».

Сошлись гости на том, что какой бы положительный процесс сейчас ни был запущен, на то, чтобы плачевная ситуация в русском кино хоть немного устаканилась, потребуются десятилетия. Однако надежда умирает последней.

Самое актуальное в рубрике: Город

Больше интересного в жанре: Новости

Добавить комментарий