Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

13 октября 2014 11.22

Игорь Гавар: «Со своим проектом "Олдушка" хочу добраться даже до деревень»

Игорь Гавар рассказал «Классу» о своей 75-летней музе, разнице между уличной модой в столице и Омске, и поделился планами на будущее.


Игорь Гавар в представлении не нуждается. Его проект «Олдушка», рассказывающий о ярких людях пожилого возраста, прогремев однажды, только продолжает набирать обороты. В период, когда фотограф, балансирующий между Москвой и Омском, решил задержаться на малой родине, его пригласили принять участие в фестивале социальной рекламы «ПОРА». И проект «Олдушка» взял первый приз в номинации «Социальная инициатива» и Гран-при. Игорь Гавар рассказал «Классу» о своей 75-летней музе, разнице между уличной модой в столице и Омске и поделился планами на будущее. 


— Сейчас в рамках сотрудничества с фондом Тимченко (сокращенное название благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, деятельность которого нацелена на системное решение социальных проблем в России. В числе ее ключевых направлений – поддержка старшего поколения, развитие спорта и культуры, помощь семье и детям. — Прим. ред.) ты представил в Москве серию фотопортретов работающих пенсионеров. Как искал людей? На улицах или через наработанную базу?
 У меня на самом деле есть некоторая база. Проект для Второй национальной конференции «От стареющего общества — к обществу для всех возрастов» мне заказал фонд, мы обсудили концепцию, но они мне предоставили полную свободу. Я сам выбирал людей, профессии, сам их интервьюировал. Поиск велся через самые разные каналы. Например, есть женщина-медик, ей 85 лет, ее я нашел через свою матушку. Всего я наснимал 11 человек в возрасте от 60 до 85 лет.

 Они все омичи?
 Нет, есть одна москвичка. Мы договорились с фондом, что для проекта нам нужны горизонтальные фотографии, место съемки на которых говорило бы о профессии человека. И у меня уже была одна подходящая фотография актрисы Альбины Станиславовны из столицы.


Работа с фотовыставки Игоря Гавара «Когда все на своих местах», проходящей в рамках Второй национальной конференции «От стареющего общества — к обществу для всех возрастов». Открытие состоялось 9 октября 2014 года.

 На выставке представлены только твои работы?
 Там еще одна фотосерия о том, как фонд поработал за год. Также будут представлены фотографии «Серебряных волонтеров», (движение, в состав которого входят люди старшего возраста из Санкт-Петербурга, Краснодара, Сочи, Самары, Нижнего Новгорода, принимающие участие в социальных, спортивных, экологических и интеллектуальных акциях и мероприятиях своего города и страны. Самому молодому волонтеру 50 лет. — Прим. ред.), которые активно взаимодействуют с фондом Тимченко. Мне очень нравится идея развития подобного волонтерства. Я общался с участниками этого движения на прошлой конференции, и они были рады, что появилась возможность путешествовать по городам хотя бы внутри страны.

 Это уже второе сотрудничество с фондом Тимченко?
 Первое было ровно год назад на Первой национальной конференции по старению, потом этот же проект выставлялся в Шереметьево, затем — в День города в Москве. Я его отдал в дар фонду, и он уже сам по себе гуляет по столице.

 В текущем проекте ты не впервые выступил журналистом, ты ведь был автором материала об Ирине Андреевне (бывшая стюардесса из Омска, модель проекта «Олдушка», друг и муза Игоря Гавара. — Прим. ред) для Major Journal.
 У нас с ней уже был накопленный багаж, который я систематизировал. Получился большой материал о ее биографии, дополненный цитатами.


Обложка журнала MJ с музой фотографа. Фото: Игорь Гавар

 Редакция журнала сама к тебе обратилась?
 Эта такая интересная история. Мы с Ириной Андреевной делали однажды фотосессию на берегу реки, что называется, в стол. Я выложил ее на Facebook. Через два дня ко мне обратились с предложением о покупке съемки. Мы обсудили концепцию, и Major Journal решил приобрести полноценный материал про Ирину Андреевну, а я выступил неким проводником.

 Расскажи, как ты оказался на Первом канале в передаче «Наедине со всеми»?
 Со мной списались редакторы программы и сообщили, что у них в гостях будет автор проекта «Возраст счастья» (проект посвящен людям, которые научились после 50 жить лучше прежнего, и по тем жизненным правилам, следуя которым они сумели это сделать. — Прим. ред.) Владимир Яковлев. Мне предложили устроить телемост и побеседовать.

 Считаешь ли ты, что с Владимиром Яковлевым вы занимаетесь популяризацией старости? Все-таки Россия не Европа, и у нас есть определенное представление, особенно распространенное среди женщин, что после 40 жизнь заканчивается.
 После 40 — это совсем рано (смеется. — Прим. ред.). Наверное, сейчас этот стереотип уже сместился в сторону 50 лет. С Яковлевым мы работаем в одном направлении, и в России мы «монополисты». Но тем не менее, способы говорить о старости у нас разные.

Владимир рассказывает о людях, которые живут активной жизнью в пожилом возрасте, в его проекте важную роль играют истории человеческие, воодушевляющие. «Возраст счастья» — идеальная картина, и круто то, что она составлена из реальных историй. Проект «Олдушка» прежде всего про лица, про типажи, про то, что старость бывает разная.


Телемост Игоря Гавара и Владимира Яковлева, состаявшийся в начале сентября 2014 года.

 Как получилось, что ты принял участие в омском фестивале «ПОРА»?
 Мне написала Настя Алексеева с «ПОРЫ» (волонтер команды организаторов омского фестиваля социальной рекламы. — Прим. ред.) с предложением представить свой проект в виде выставки. А также она упомянула о конкурсе, на который я могу подать заявку. На тот момент я работал над одним заказом по скульптуре, плюс занимался проектом для фонда Тимченко, поэтому решил не «расплескиваться» и на автомате ответил «нет». А потом передумал (смеется. — Прим. ред.), за две суток до дедлайна сделал презентацию и отправил на конкурс.

 Ты воспринимаешь награды как должное?
 Я не дошел еще до такого уровня, это только вторая награда. Первую награду проекту присудила компания Benetton в 2012 году (Игорь Гавар получил грант пять тысяч евро от компании Benetton для печати альбома проекта). Еще на фестивале «ПОРА» я получил первую российскую награду, и мне приятно, что это случилось именно в Омске, в городе, где этот проект зародился. Прошло четыре года с момента появления «Олдушки», и можно уже делать выводы, насколько он нужен мне, необходим людям, приносит ли им радость. И по всем пунктам — «да». Плюс бонусы в виде грантов и финансовой поддержки.

 Насколько твой проект изменился за время существования? И как менялось твое в нем самоощущение?
 Некоторое время я ведь не подходил к людям, а фотографировал их издалека. Очень часто получались напряженные лица. Такие лица — это вообще черта жителей российских городов. А когда ты останавливаешь прохожих, начинаешь с ними заговаривать, особенно, когда говоришь им, что они красивые или необычные — лица меняются.

В целом тенденция такая, что чем больше я этим занимаюсь, тем мне интереснее. И вообще, это еще начало начал. Можно двигаться дальше в самых разных направлениях. У меня в планах — книга, которой заинтересовалось одно крупное российской издательство. И все это можно продолжать развивать, вплоть до создания благотворительного фонда. Но в одиночку создание такого фонда не потянуть, а над проектом в нынешнем виде я работаю один.

Еще я бы хотел, чтобы у меня была возможность путешествовать по городам России и «разбирать по полочкам» их жителей. Сейчас охват шесть городов — Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Ижевск, Ульяновск и Омск, а мне хочется больше, я хочу досконально уйти в эту тему, углубиться. Хочу добраться и до деревень. 


На защите проекта и награждении с Игорем была семья и муза. 

 Основное место в книге будет уделено фотографии?
 Фотографии в формате streetstyle в приоритете, да. Но обязательно будут присутствовать некоторые интервью героев и цитаты.

 Ты говорил, что Ирина Андреевна — твоя муза.
 Да, я ее так и воспринимаю. Если всех людей в блоге я просто встретил на улице и сфотографировал, то с ней мы взаимодействуем более тесно, мы подружились. И периодически устраиваем ей шоппинг, ходим по хитрым рынкам, барахолкам, секонд-хендам, ищем ей наряды. Платье, в котором она была на «ПОРЕ», мы купили за очень маленькие деньги в комиссионном магазине.

 Сколько вы уже общаетесь?
 Мы познакомились в 2011 году, я встретил ее у Тарских ворот на танцплощадке для пожилых людей. Причем я там был первый и последний раз. И Ирина Андреевна попала на ту пору, когда я начал разговаривать с героями своей съемки. Она оставила мне телефон, и мы начали созваниваться. Например, она мне говорила: «Я сегодня иду в Музыкальный театр. Можешь меня сфотографировать». И как-то мы разболтались, я вник в ее историю жизни, в ней все оказалось очень интересно. Она человек, через которого я узнаю что-то новое об этом возрасте, этой теме. Многие ситуации показывают, как по-разному воспитывались поколения, как они реагируют на те или иные ситуации. Например, чувство тактичности гораздо сильнее развито у пожилых людей.


На интервью Игорь также пришел с Ириной Андреевной.

 Общаясь с представителями этого поколения, ты черпаешь то, чего не хватает поколению сегодняшнему?
 Нет, мне всего хватает. Но, судя по их рассказам, раньше было душевнее. Меня поражает, что люди не закрывали дверь на замок, потому что не было такого беспредела. Многие говорят, что свобода — это хорошо, но она превращается в распущенность. Эта черта их смущает в нас. Ко мне вообще по жизни притягиваются какие-то очень хорошие люди, поэтому, может быть, мне всего хватает.

 В те периоды, когда ты уезжаешь в столицу, вы поддерживаете отношения?
 Да, мы созваниваемся. Это человек, вхожий в мою семью. Она знакома с моей бабушкой, мамой, братом... А вообще, ее, конечно, уже половина города Омска знает. Она до сих пор удивляется, когда ее останавливают, но мне кажется, это женское кокетство. Я говорю ей: «Вы еще не привыкли?» (смеется. — Прим. ред.). Ирина Андреевна показывала мне фотографии своей юности, молодости, зрелости, и она всегда была эффектной женщиной.

 Со своей бабушкой ты в близких отношениях?
 Да. Я думаю, что одной из причин, по которой у меня нет барьеров в общении со старшим поколением, является то, что всю мою жизнь в моей семье присутствовали бабушки. В какой-то момент их было четыре — две родных, прабабушка и сестра одной из них. В детстве я кочевал от одной к другой. (смеется — Прим. ред.). Мое счастье — в том, что они безумно добрые люди. Я знаю примеры, когда людям не повезло, они не смогли найти общий язык со своими бабушками. Конечно, у меня тоже бывали с ними напряженные моменты, но как-то с годами это все сглаживается.



 А ты снимал своих родных бабушек?
 Да. Бабушка Лидия, которая тоже присутствовала со мной на «ПОРЕ», всю жизнь работала на трикотажной фабрике. Она отвечала за пряжу и очень часто каталась в Москву на выставки. Допустим, проходит модный показ — бабушка едет туда, отсматривает новые коллекции, выбирает модели, заказывает. Моя бабушка всегда очень хорошо выглядела и выглядит сейчас.

А вторая родная бабушка была учительницей. К сожалению, ее уже не стало, для блога я успел сфотографировать ее только один раз. Этот портрет выставлялся в музее современного искусства в Москве. Также он был представлен на крупнейшем российском событии —Восьмой Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2013». Кстати, именно там проект «Олдушка» был выставлен впервые, где оказался в компании таких мэтров фотографии, как Патрик Демаршелье, Хельмут Ньютон.

Когда проходила выставка «Мода и стиль в фотографии», бабушки уже не было, а портрет ее висел. И мне очень жаль, что я никогда не смогу увидеть ее реакцию на все происходящее. Тем более что в возникновении проекта «Олдушка» есть весомый вклад бабушки.

Сам я до сих пор удивляюсь, что «Олдушка» высоко оценивается и признается очень серьезными культурными инстанциями. Масштаб событий и такие имена, как например, Benetton, МАММ — это все очень громко звучит...

 А как реагирует бабушка Лидия на твое дело?
 Это поколение очень практичное, и бабушка порой задается вопросом: «Зачем ты этим занимаешься, если это не приносит тебе денег?». Но это уже мой способ жизни. Этот проект — часть меня, мое детище, и без него я себя уже не представляю. После того как на фестивале «ПОРА» я получил Гран-при, бабушка немного успокоилась (смеется. — Прим.ред).

 Чем ты зарабатываешь, если проект не приносит тебе денег?
 Денег он не приносит, но дает некоторые бонусы. Однако в Омске я зарабатываю деньги декоративными работами, например, лепкой в интерьере. В Москве я взаимодействовал с сайтом «Большой город». Был фоторедактором мобильного приложения, которое мы разрабатывали. До этого я снимал для этого же сайта. В Москве я больше зарабатываю в сфере фотографии.

Но идеальная схема, которой я хочу достичь — это не отвлекаться на что-то еще, кроме «Олдушки». А чтобы это стало возможным, проект должен быть коммерчески успешным. И один из способов зарабатывать на нем — это выпуск книги. Я не очень хочу, чтобы все это оставалось только в интернете. Интернет — это такая абстракция, а книга — более интимная вещь, она твоя. Ты ее держишь, перелистываешь, всматриваешься. Это более живой формат общения с материалом. Мне это ближе.



— Насколько отличается в рамках твоего проекта работа в Москве и в Омске?
 В Москве больше пожилых людей, которые идут в ногу со временем, в Омске таких — парочка. Здесь все это тоже могло существовать, будь более плотный контакт с Европой. Тем не менее, в нашем городе больше бабушек деревенского склада: это что-то фольклорное, народное и это ценно.

Также в Москве постоянное обилие туристов. И если человек видит того, кто отличается от других, то ему уже не страшно отличиться самому. Это поворачивает ситуацию в положительную сторону. В провинции больше невежества по отношению к тем людям, которые выделяются из толпы.

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий