Игорь Гавар: «Со своим проектом "Олдушка" хочу добраться даже до деревень»
Игорь Гавар рассказал «Классу» о своей 75-летней музе, разнице между уличной модой в столице и Омске, и поделился планами на будущее.
Игорь Гавар в представлении не нуждается. Его проект «Олдушка», рассказывающий о ярких людях пожилого возраста, прогремев однажды, только продолжает набирать обороты. В период, когда фотограф, балансирующий между Москвой и Омском, решил задержаться на малой родине, его пригласили принять участие в фестивале социальной рекламы «ПОРА». И проект «Олдушка» взял первый приз в номинации «Социальная инициатива» и Гран-при. Игорь Гавар рассказал «Классу» о своей 75-летней музе, разнице между уличной модой в столице и Омске и поделился планами на будущее.
— Сейчас в рамках сотрудничества с фондом Тимченко (сокращенное название благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, деятельность которого нацелена на системное решение социальных проблем в России. В числе ее ключевых направлений – поддержка старшего поколения, развитие спорта и культуры, помощь семье и детям. — Прим. ред.) ты представил в Москве серию фотопортретов работающих пенсионеров. Как искал людей? На улицах или через наработанную базу?
— У меня на самом деле есть некоторая база. Проект для Второй национальной конференции «От стареющего общества — к обществу для всех возрастов» мне заказал фонд, мы обсудили концепцию, но они мне предоставили полную свободу. Я сам выбирал людей, профессии, сам их интервьюировал. Поиск велся через самые разные каналы. Например, есть женщина-медик, ей 85 лет, ее я нашел через свою матушку. Всего я наснимал 11 человек в возрасте от 60 до 85 лет.
— Они все омичи?
— Нет, есть одна москвичка. Мы договорились с фондом, что для проекта нам нужны горизонтальные фотографии, место съемки на которых говорило бы о профессии человека. И у меня уже была одна подходящая фотография актрисы Альбины Станиславовны из столицы.
Работа с фотовыставки Игоря Гавара «Когда все на своих местах», проходящей в рамках Второй национальной конференции «От стареющего общества — к обществу для всех возрастов». Открытие состоялось 9 октября 2014 года.
— На выставке представлены только твои работы?
— Там еще одна фотосерия о том, как фонд поработал за год. Также будут представлены фотографии «Серебряных волонтеров», (движение, в состав которого входят люди старшего возраста из Санкт-Петербурга, Краснодара, Сочи, Самары, Нижнего Новгорода, принимающие участие в социальных, спортивных, экологических и интеллектуальных акциях и мероприятиях своего города и страны. Самому молодому волонтеру 50 лет. — Прим. ред.), которые активно взаимодействуют с фондом Тимченко. Мне очень нравится идея развития подобного волонтерства. Я общался с участниками этого движения на прошлой конференции, и они были рады, что появилась возможность путешествовать по городам хотя бы внутри страны.
— Это уже второе сотрудничество с фондом Тимченко?
— Первое было ровно год назад на Первой национальной конференции по старению, потом этот же проект выставлялся в Шереметьево, затем — в День города в Москве. Я его отдал в дар фонду, и он уже сам по себе гуляет по столице.
— В текущем проекте ты не впервые выступил журналистом, ты ведь был автором материала об Ирине Андреевне (бывшая стюардесса из Омска, модель проекта «Олдушка», друг и муза Игоря Гавара. — Прим. ред) для Major Journal.
— У нас с ней уже был накопленный багаж, который я систематизировал. Получился большой материал о ее биографии, дополненный цитатами.
Обложка журнала MJ с музой фотографа. Фото: Игорь Гавар
— Редакция журнала сама к тебе обратилась?
— Эта такая интересная история. Мы с Ириной Андреевной делали однажды фотосессию на берегу реки, что называется, в стол. Я выложил ее на Facebook. Через два дня ко мне обратились с предложением о покупке съемки. Мы обсудили концепцию, и Major Journal решил приобрести полноценный материал про Ирину Андреевну, а я выступил неким проводником.
— Расскажи, как ты оказался на Первом канале в передаче «Наедине со всеми»?
— Со мной списались редакторы программы и сообщили, что у них в гостях будет автор проекта «Возраст счастья» (проект посвящен людям, которые научились после 50 жить лучше прежнего, и по тем жизненным правилам, следуя которым они сумели это сделать. — Прим. ред.) Владимир Яковлев. Мне предложили устроить телемост и побеседовать.
— Считаешь ли ты, что с Владимиром Яковлевым вы занимаетесь популяризацией старости? Все-таки Россия не Европа, и у нас есть определенное представление, особенно распространенное среди женщин, что после 40 жизнь заканчивается.
— После 40 — это совсем рано (смеется. — Прим. ред.). Наверное, сейчас этот стереотип уже сместился в сторону 50 лет. С Яковлевым мы работаем в одном направлении, и в России мы «монополисты». Но тем не менее, способы говорить о старости у нас разные.
Владимир рассказывает о людях, которые живут активной жизнью в пожилом возрасте, в его проекте важную роль играют истории человеческие, воодушевляющие. «Возраст счастья» — идеальная картина, и круто то, что она составлена из реальных историй. Проект «Олдушка» прежде всего про лица, про типажи, про то, что старость бывает разная.
Телемост Игоря Гавара и Владимира Яковлева, состаявшийся в начале сентября 2014 года.
— Как получилось, что ты принял участие в омском фестивале «ПОРА»?
— Мне написала Настя Алексеева с «ПОРЫ» (волонтер команды организаторов омского фестиваля социальной рекламы. — Прим. ред.) с предложением представить свой проект в виде выставки. А также она упомянула о конкурсе, на который я могу подать заявку. На тот момент я работал над одним заказом по скульптуре, плюс занимался проектом для фонда Тимченко, поэтому решил не «расплескиваться» и на автомате ответил «нет». А потом передумал (смеется. — Прим. ред.), за две суток до дедлайна сделал презентацию и отправил на конкурс.
— Ты воспринимаешь награды как должное?
— Я не дошел еще до такого уровня, это только вторая награда. Первую награду проекту присудила компания Benetton в 2012 году (Игорь Гавар получил грант пять тысяч евро от компании Benetton для печати альбома проекта). Еще на фестивале «ПОРА» я получил первую российскую награду, и мне приятно, что это случилось именно в Омске, в городе, где этот проект зародился. Прошло четыре года с момента появления «Олдушки», и можно уже делать выводы, насколько он нужен мне, необходим людям, приносит ли им радость. И по всем пунктам — «да». Плюс бонусы в виде грантов и финансовой поддержки.
— Насколько твой проект изменился за время существования? И как менялось твое в нем самоощущение?
— Некоторое время я ведь не подходил к людям, а фотографировал их издалека. Очень часто получались напряженные лица. Такие лица — это вообще черта жителей российских городов. А когда ты останавливаешь прохожих, начинаешь с ними заговаривать, особенно, когда говоришь им, что они красивые или необычные — лица меняются.
В целом тенденция такая, что чем больше я этим занимаюсь, тем мне интереснее. И вообще, это еще начало начал. Можно двигаться дальше в самых разных направлениях. У меня в планах — книга, которой заинтересовалось одно крупное российской издательство. И все это можно продолжать развивать, вплоть до создания благотворительного фонда. Но в одиночку создание такого фонда не потянуть, а над проектом в нынешнем виде я работаю один.
Еще я бы хотел, чтобы у меня была возможность путешествовать по городам России и «разбирать по полочкам» их жителей. Сейчас охват шесть городов — Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Ижевск, Ульяновск и Омск, а мне хочется больше, я хочу досконально уйти в эту тему, углубиться. Хочу добраться и до деревень.
На защите проекта и награждении с Игорем была семья и муза.
— Основное место в книге будет уделено фотографии?
— Фотографии в формате streetstyle в приоритете, да. Но обязательно будут присутствовать некоторые интервью героев и цитаты.
— Ты говорил, что Ирина Андреевна — твоя муза.
— Да, я ее так и воспринимаю. Если всех людей в блоге я просто встретил на улице и сфотографировал, то с ней мы взаимодействуем более тесно, мы подружились. И периодически устраиваем ей шоппинг, ходим по хитрым рынкам, барахолкам, секонд-хендам, ищем ей наряды. Платье, в котором она была на «ПОРЕ», мы купили за очень маленькие деньги в комиссионном магазине.
— Сколько вы уже общаетесь?
— Мы познакомились в 2011 году, я встретил ее у Тарских ворот на танцплощадке для пожилых людей. Причем я там был первый и последний раз. И Ирина Андреевна попала на ту пору, когда я начал разговаривать с героями своей съемки. Она оставила мне телефон, и мы начали созваниваться. Например, она мне говорила: «Я сегодня иду в Музыкальный театр. Можешь меня сфотографировать». И как-то мы разболтались, я вник в ее историю жизни, в ней все оказалось очень интересно. Она человек, через которого я узнаю что-то новое об этом возрасте, этой теме. Многие ситуации показывают, как по-разному воспитывались поколения, как они реагируют на те или иные ситуации. Например, чувство тактичности гораздо сильнее развито у пожилых людей.
На интервью Игорь также пришел с Ириной Андреевной.
— Общаясь с представителями этого поколения, ты черпаешь то, чего не хватает поколению сегодняшнему?
— Нет, мне всего хватает. Но, судя по их рассказам, раньше было душевнее. Меня поражает, что люди не закрывали дверь на замок, потому что не было такого беспредела. Многие говорят, что свобода — это хорошо, но она превращается в распущенность. Эта черта их смущает в нас. Ко мне вообще по жизни притягиваются какие-то очень хорошие люди, поэтому, может быть, мне всего хватает.
— В те периоды, когда ты уезжаешь в столицу, вы поддерживаете отношения?
— Да, мы созваниваемся. Это человек, вхожий в мою семью. Она знакома с моей бабушкой, мамой, братом... А вообще, ее, конечно, уже половина города Омска знает. Она до сих пор удивляется, когда ее останавливают, но мне кажется, это женское кокетство. Я говорю ей: «Вы еще не привыкли?» (смеется. — Прим. ред.). Ирина Андреевна показывала мне фотографии своей юности, молодости, зрелости, и она всегда была эффектной женщиной.
— Со своей бабушкой ты в близких отношениях?
— Да. Я думаю, что одной из причин, по которой у меня нет барьеров в общении со старшим поколением, является то, что всю мою жизнь в моей семье присутствовали бабушки. В какой-то момент их было четыре — две родных, прабабушка и сестра одной из них. В детстве я кочевал от одной к другой. (смеется — Прим. ред.). Мое счастье — в том, что они безумно добрые люди. Я знаю примеры, когда людям не повезло, они не смогли найти общий язык со своими бабушками. Конечно, у меня тоже бывали с ними напряженные моменты, но как-то с годами это все сглаживается.
— А ты снимал своих родных бабушек?
— Да. Бабушка Лидия, которая тоже присутствовала со мной на «ПОРЕ», всю жизнь работала на трикотажной фабрике. Она отвечала за пряжу и очень часто каталась в Москву на выставки. Допустим, проходит модный показ — бабушка едет туда, отсматривает новые коллекции, выбирает модели, заказывает. Моя бабушка всегда очень хорошо выглядела и выглядит сейчас.
А вторая родная бабушка была учительницей. К сожалению, ее уже не стало, для блога я успел сфотографировать ее только один раз. Этот портрет выставлялся в музее современного искусства в Москве. Также он был представлен на крупнейшем российском событии —Восьмой Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2013». Кстати, именно там проект «Олдушка» был выставлен впервые, где оказался в компании таких мэтров фотографии, как Патрик Демаршелье, Хельмут Ньютон.
Когда проходила выставка «Мода и стиль в фотографии», бабушки уже не было, а портрет ее висел. И мне очень жаль, что я никогда не смогу увидеть ее реакцию на все происходящее. Тем более что в возникновении проекта «Олдушка» есть весомый вклад бабушки.
Сам я до сих пор удивляюсь, что «Олдушка» высоко оценивается и признается очень серьезными культурными инстанциями. Масштаб событий и такие имена, как например, Benetton, МАММ — это все очень громко звучит...
— А как реагирует бабушка Лидия на твое дело?
— Это поколение очень практичное, и бабушка порой задается вопросом: «Зачем ты этим занимаешься, если это не приносит тебе денег?». Но это уже мой способ жизни. Этот проект — часть меня, мое детище, и без него я себя уже не представляю. После того как на фестивале «ПОРА» я получил Гран-при, бабушка немного успокоилась (смеется. — Прим.ред).
— Чем ты зарабатываешь, если проект не приносит тебе денег?
— Денег он не приносит, но дает некоторые бонусы. Однако в Омске я зарабатываю деньги декоративными работами, например, лепкой в интерьере. В Москве я взаимодействовал с сайтом «Большой город». Был фоторедактором мобильного приложения, которое мы разрабатывали. До этого я снимал для этого же сайта. В Москве я больше зарабатываю в сфере фотографии.
Но идеальная схема, которой я хочу достичь — это не отвлекаться на что-то еще, кроме «Олдушки». А чтобы это стало возможным, проект должен быть коммерчески успешным. И один из способов зарабатывать на нем — это выпуск книги. Я не очень хочу, чтобы все это оставалось только в интернете. Интернет — это такая абстракция, а книга — более интимная вещь, она твоя. Ты ее держишь, перелистываешь, всматриваешься. Это более живой формат общения с материалом. Мне это ближе.
— Насколько отличается в рамках твоего проекта работа в Москве и в Омске?
— В Москве больше пожилых людей, которые идут в ногу со временем, в Омске таких — парочка. Здесь все это тоже могло существовать, будь более плотный контакт с Европой. Тем не менее, в нашем городе больше бабушек деревенского склада: это что-то фольклорное, народное и это ценно.
Также в Москве постоянное обилие туристов. И если человек видит того, кто отличается от других, то ему уже не страшно отличиться самому. Это поворачивает ситуацию в положительную сторону. В провинции больше невежества по отношению к тем людям, которые выделяются из толпы.
— У меня на самом деле есть некоторая база. Проект для Второй национальной конференции «От стареющего общества — к обществу для всех возрастов» мне заказал фонд, мы обсудили концепцию, но они мне предоставили полную свободу. Я сам выбирал людей, профессии, сам их интервьюировал. Поиск велся через самые разные каналы. Например, есть женщина-медик, ей 85 лет, ее я нашел через свою матушку. Всего я наснимал 11 человек в возрасте от 60 до 85 лет.
— Они все омичи?
— Нет, есть одна москвичка. Мы договорились с фондом, что для проекта нам нужны горизонтальные фотографии, место съемки на которых говорило бы о профессии человека. И у меня уже была одна подходящая фотография актрисы Альбины Станиславовны из столицы.
Работа с фотовыставки Игоря Гавара «Когда все на своих местах», проходящей в рамках Второй национальной конференции «От стареющего общества — к обществу для всех возрастов». Открытие состоялось 9 октября 2014 года.
— На выставке представлены только твои работы?
— Там еще одна фотосерия о том, как фонд поработал за год. Также будут представлены фотографии «Серебряных волонтеров», (движение, в состав которого входят люди старшего возраста из Санкт-Петербурга, Краснодара, Сочи, Самары, Нижнего Новгорода, принимающие участие в социальных, спортивных, экологических и интеллектуальных акциях и мероприятиях своего города и страны. Самому молодому волонтеру 50 лет. — Прим. ред.), которые активно взаимодействуют с фондом Тимченко. Мне очень нравится идея развития подобного волонтерства. Я общался с участниками этого движения на прошлой конференции, и они были рады, что появилась возможность путешествовать по городам хотя бы внутри страны.
— Это уже второе сотрудничество с фондом Тимченко?
— Первое было ровно год назад на Первой национальной конференции по старению, потом этот же проект выставлялся в Шереметьево, затем — в День города в Москве. Я его отдал в дар фонду, и он уже сам по себе гуляет по столице.
— В текущем проекте ты не впервые выступил журналистом, ты ведь был автором материала об Ирине Андреевне (бывшая стюардесса из Омска, модель проекта «Олдушка», друг и муза Игоря Гавара. — Прим. ред) для Major Journal.
— У нас с ней уже был накопленный багаж, который я систематизировал. Получился большой материал о ее биографии, дополненный цитатами.
Обложка журнала MJ с музой фотографа. Фото: Игорь Гавар
— Редакция журнала сама к тебе обратилась?
— Эта такая интересная история. Мы с Ириной Андреевной делали однажды фотосессию на берегу реки, что называется, в стол. Я выложил ее на Facebook. Через два дня ко мне обратились с предложением о покупке съемки. Мы обсудили концепцию, и Major Journal решил приобрести полноценный материал про Ирину Андреевну, а я выступил неким проводником.
— Расскажи, как ты оказался на Первом канале в передаче «Наедине со всеми»?
— Со мной списались редакторы программы и сообщили, что у них в гостях будет автор проекта «Возраст счастья» (проект посвящен людям, которые научились после 50 жить лучше прежнего, и по тем жизненным правилам, следуя которым они сумели это сделать. — Прим. ред.) Владимир Яковлев. Мне предложили устроить телемост и побеседовать.
— Считаешь ли ты, что с Владимиром Яковлевым вы занимаетесь популяризацией старости? Все-таки Россия не Европа, и у нас есть определенное представление, особенно распространенное среди женщин, что после 40 жизнь заканчивается.
— После 40 — это совсем рано (смеется. — Прим. ред.). Наверное, сейчас этот стереотип уже сместился в сторону 50 лет. С Яковлевым мы работаем в одном направлении, и в России мы «монополисты». Но тем не менее, способы говорить о старости у нас разные.
Владимир рассказывает о людях, которые живут активной жизнью в пожилом возрасте, в его проекте важную роль играют истории человеческие, воодушевляющие. «Возраст счастья» — идеальная картина, и круто то, что она составлена из реальных историй. Проект «Олдушка» прежде всего про лица, про типажи, про то, что старость бывает разная.
Телемост Игоря Гавара и Владимира Яковлева, состаявшийся в начале сентября 2014 года.
— Как получилось, что ты принял участие в омском фестивале «ПОРА»?
— Мне написала Настя Алексеева с «ПОРЫ» (волонтер команды организаторов омского фестиваля социальной рекламы. — Прим. ред.) с предложением представить свой проект в виде выставки. А также она упомянула о конкурсе, на который я могу подать заявку. На тот момент я работал над одним заказом по скульптуре, плюс занимался проектом для фонда Тимченко, поэтому решил не «расплескиваться» и на автомате ответил «нет». А потом передумал (смеется. — Прим. ред.), за две суток до дедлайна сделал презентацию и отправил на конкурс.
— Ты воспринимаешь награды как должное?
— Я не дошел еще до такого уровня, это только вторая награда. Первую награду проекту присудила компания Benetton в 2012 году (Игорь Гавар получил грант пять тысяч евро от компании Benetton для печати альбома проекта). Еще на фестивале «ПОРА» я получил первую российскую награду, и мне приятно, что это случилось именно в Омске, в городе, где этот проект зародился. Прошло четыре года с момента появления «Олдушки», и можно уже делать выводы, насколько он нужен мне, необходим людям, приносит ли им радость. И по всем пунктам — «да». Плюс бонусы в виде грантов и финансовой поддержки.
— Насколько твой проект изменился за время существования? И как менялось твое в нем самоощущение?
— Некоторое время я ведь не подходил к людям, а фотографировал их издалека. Очень часто получались напряженные лица. Такие лица — это вообще черта жителей российских городов. А когда ты останавливаешь прохожих, начинаешь с ними заговаривать, особенно, когда говоришь им, что они красивые или необычные — лица меняются.
В целом тенденция такая, что чем больше я этим занимаюсь, тем мне интереснее. И вообще, это еще начало начал. Можно двигаться дальше в самых разных направлениях. У меня в планах — книга, которой заинтересовалось одно крупное российской издательство. И все это можно продолжать развивать, вплоть до создания благотворительного фонда. Но в одиночку создание такого фонда не потянуть, а над проектом в нынешнем виде я работаю один.
Еще я бы хотел, чтобы у меня была возможность путешествовать по городам России и «разбирать по полочкам» их жителей. Сейчас охват шесть городов — Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Ижевск, Ульяновск и Омск, а мне хочется больше, я хочу досконально уйти в эту тему, углубиться. Хочу добраться и до деревень.
На защите проекта и награждении с Игорем была семья и муза.
— Основное место в книге будет уделено фотографии?
— Фотографии в формате streetstyle в приоритете, да. Но обязательно будут присутствовать некоторые интервью героев и цитаты.
— Ты говорил, что Ирина Андреевна — твоя муза.
— Да, я ее так и воспринимаю. Если всех людей в блоге я просто встретил на улице и сфотографировал, то с ней мы взаимодействуем более тесно, мы подружились. И периодически устраиваем ей шоппинг, ходим по хитрым рынкам, барахолкам, секонд-хендам, ищем ей наряды. Платье, в котором она была на «ПОРЕ», мы купили за очень маленькие деньги в комиссионном магазине.
— Сколько вы уже общаетесь?
— Мы познакомились в 2011 году, я встретил ее у Тарских ворот на танцплощадке для пожилых людей. Причем я там был первый и последний раз. И Ирина Андреевна попала на ту пору, когда я начал разговаривать с героями своей съемки. Она оставила мне телефон, и мы начали созваниваться. Например, она мне говорила: «Я сегодня иду в Музыкальный театр. Можешь меня сфотографировать». И как-то мы разболтались, я вник в ее историю жизни, в ней все оказалось очень интересно. Она человек, через которого я узнаю что-то новое об этом возрасте, этой теме. Многие ситуации показывают, как по-разному воспитывались поколения, как они реагируют на те или иные ситуации. Например, чувство тактичности гораздо сильнее развито у пожилых людей.
На интервью Игорь также пришел с Ириной Андреевной.
— Общаясь с представителями этого поколения, ты черпаешь то, чего не хватает поколению сегодняшнему?
— Нет, мне всего хватает. Но, судя по их рассказам, раньше было душевнее. Меня поражает, что люди не закрывали дверь на замок, потому что не было такого беспредела. Многие говорят, что свобода — это хорошо, но она превращается в распущенность. Эта черта их смущает в нас. Ко мне вообще по жизни притягиваются какие-то очень хорошие люди, поэтому, может быть, мне всего хватает.
— В те периоды, когда ты уезжаешь в столицу, вы поддерживаете отношения?
— Да, мы созваниваемся. Это человек, вхожий в мою семью. Она знакома с моей бабушкой, мамой, братом... А вообще, ее, конечно, уже половина города Омска знает. Она до сих пор удивляется, когда ее останавливают, но мне кажется, это женское кокетство. Я говорю ей: «Вы еще не привыкли?» (смеется. — Прим. ред.). Ирина Андреевна показывала мне фотографии своей юности, молодости, зрелости, и она всегда была эффектной женщиной.
— Со своей бабушкой ты в близких отношениях?
— Да. Я думаю, что одной из причин, по которой у меня нет барьеров в общении со старшим поколением, является то, что всю мою жизнь в моей семье присутствовали бабушки. В какой-то момент их было четыре — две родных, прабабушка и сестра одной из них. В детстве я кочевал от одной к другой. (смеется — Прим. ред.). Мое счастье — в том, что они безумно добрые люди. Я знаю примеры, когда людям не повезло, они не смогли найти общий язык со своими бабушками. Конечно, у меня тоже бывали с ними напряженные моменты, но как-то с годами это все сглаживается.
— А ты снимал своих родных бабушек?
— Да. Бабушка Лидия, которая тоже присутствовала со мной на «ПОРЕ», всю жизнь работала на трикотажной фабрике. Она отвечала за пряжу и очень часто каталась в Москву на выставки. Допустим, проходит модный показ — бабушка едет туда, отсматривает новые коллекции, выбирает модели, заказывает. Моя бабушка всегда очень хорошо выглядела и выглядит сейчас.
А вторая родная бабушка была учительницей. К сожалению, ее уже не стало, для блога я успел сфотографировать ее только один раз. Этот портрет выставлялся в музее современного искусства в Москве. Также он был представлен на крупнейшем российском событии —Восьмой Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2013». Кстати, именно там проект «Олдушка» был выставлен впервые, где оказался в компании таких мэтров фотографии, как Патрик Демаршелье, Хельмут Ньютон.
Когда проходила выставка «Мода и стиль в фотографии», бабушки уже не было, а портрет ее висел. И мне очень жаль, что я никогда не смогу увидеть ее реакцию на все происходящее. Тем более что в возникновении проекта «Олдушка» есть весомый вклад бабушки.
Сам я до сих пор удивляюсь, что «Олдушка» высоко оценивается и признается очень серьезными культурными инстанциями. Масштаб событий и такие имена, как например, Benetton, МАММ — это все очень громко звучит...
— А как реагирует бабушка Лидия на твое дело?
— Это поколение очень практичное, и бабушка порой задается вопросом: «Зачем ты этим занимаешься, если это не приносит тебе денег?». Но это уже мой способ жизни. Этот проект — часть меня, мое детище, и без него я себя уже не представляю. После того как на фестивале «ПОРА» я получил Гран-при, бабушка немного успокоилась (смеется. — Прим.ред).
— Чем ты зарабатываешь, если проект не приносит тебе денег?
— Денег он не приносит, но дает некоторые бонусы. Однако в Омске я зарабатываю деньги декоративными работами, например, лепкой в интерьере. В Москве я взаимодействовал с сайтом «Большой город». Был фоторедактором мобильного приложения, которое мы разрабатывали. До этого я снимал для этого же сайта. В Москве я больше зарабатываю в сфере фотографии.
Но идеальная схема, которой я хочу достичь — это не отвлекаться на что-то еще, кроме «Олдушки». А чтобы это стало возможным, проект должен быть коммерчески успешным. И один из способов зарабатывать на нем — это выпуск книги. Я не очень хочу, чтобы все это оставалось только в интернете. Интернет — это такая абстракция, а книга — более интимная вещь, она твоя. Ты ее держишь, перелистываешь, всматриваешься. Это более живой формат общения с материалом. Мне это ближе.
— Насколько отличается в рамках твоего проекта работа в Москве и в Омске?
— В Москве больше пожилых людей, которые идут в ногу со временем, в Омске таких — парочка. Здесь все это тоже могло существовать, будь более плотный контакт с Европой. Тем не менее, в нашем городе больше бабушек деревенского склада: это что-то фольклорное, народное и это ценно.
Также в Москве постоянное обилие туристов. И если человек видит того, кто отличается от других, то ему уже не страшно отличиться самому. Это поворачивает ситуацию в положительную сторону. В провинции больше невежества по отношению к тем людям, которые выделяются из толпы.
Больше интересного в жанре: Интервью
Просмотры: 5054
Самое читаемое