Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

14 октября 2014 17.28

Что в имени тебе моем

«Класс» разбирался, почему так успешны проекты I'm Siberian и Made in Ural по сравнению с условными «брендолапами», и как правильно брендировать регионы.


«Класс» разбирался, почему так успешны проекты 
I'm Siberian и Made in Ural по сравнению с условными «брендолапами», и как правильно брендировать регионы. 


Пока власти тратят немалые деньги, заказывая брендирование российских городов профессиональным рекламистам, в дизайнерской среде рождаются проекты, которые очень быстро становятся народными. Жители сибирских городов с гордостью носят футболки с надписью I'm Siberian, екатеринбуржцы брендируют свои машины и тела логотипом Made in Ural. А все потому что жителю любой территории необходимо гордиться местом, где он живет, даже если его, как Омск, по-прежнему модно не любить. «Класс» разбирался, почему так успешны проекты территориальной айдентики I'm Siberian и Made in Ural по сравнению с условными «брендолапами», и как правильно брендировать регионы.



Россия — очень большая страна. Даже слишком. Настолько большая, что живущие в разных ее частях люди очень плохо представляют, чем дышат регионы на том конце карты. К тому же этого неповоротливого зверя делит пополам Уральский хребет, напрочь отсекая европейскую часть от азиатской. Вот и получается, что столичный дизайнер Артемий Лебедев ничего не слышал о самом титулованном креативном агентстве из Екатеринбурга, а всех жителей регионов пренебрежительно называет «замкадышами». Москвичи на полном серьезе не представляют, есть ли жизнь за МКАДом, и считают своих провинциальных соотечественников практически дикими зверями.

Омская птица, Газмяс и «хорошие» новости
Проект «Наша Russia» выходца из Екатеринбурга Сергея Светлакова одним из первых присвоил городам символы, которые, однако, позитивными сложно назвать. Тагил стал ассоциироваться с вечно пьяными туристами, Сочи — с озабоченными тинейджерами, а наш родной Омск — с сумасшедшим тренером и футбольным клубом «Газмяс». Понятно, что все города взяты условно и на их месте мог оказаться любой другой. Тем не менее, ассоциации приклеиваются, и отмыться от «Газмяса» Омску сложно до сих пор.

Еще одна негативная фишка, по которой Омск идентифицируют по ту сторону Уральского хребта — наши якобы сумасшедшие новости. Журналист Илья Шепелин, давно переехавший в «нерезиновую», регулярно постит в свой «Твиттер», который читают большинство его коллег из федеральных изданий, самые нелепые заголовки омских СМИ. В результате в медиасреде столицы за Омском прочно закрепилась слава самого «упоротого» региона. Чему способствует и самый древний мем о нашем городе — та самая наркоманская «омская птица». И более свежий — «не пытайтесь покинуть Омск».

Все эти ярлыки висят на городе, как удавка, а создать положительный имидж не так-то просто. Разговоры о бренде Омской области ведутся в нашем городе, мягко говоря, не первый год. Набившая оскомину история с «брендолапой» как нельзя лучше проиллюстрировала тезис арт-директора самого титулованного в стране рекламного агентства «Восход» Владислава Деревянных, который он озвучил в интервью «Классу»: «У людей автоматически вызывает отторжение все, что могут представить им городские власти в большинстве случаев. Сделать красивый проект может любой профессиональный дизайнер, не важно — Лебедев, Деревянных или Петров. Самая большая проблема — это стратегия внедрения. Если бы я коммуницировал с властями, я бы предложил им продвигать разработанную концепцию бренда региона с низов. Да, это был бы заказ, да, за деньги, но жителям конкретного региона не обязательно это знать».

Из Сибири с любовью
Именно таким путем пошли авторы проектов регионального брендинга I'm Siberian и Made in Ural, о которых на своем мастер-классе на фестивале социальных коммуникаций «Пора» рассказывал Владислав. Их создатели сделали ставку не на конкретный город, а на географическую территорию со всеми связанными с ней мифами, легендами и стереотипами.



Вот про Сибирь, к примеру, за ее пределами думают, что по улицам у нас ходят медведи, а люди дикие и необузданные. Создатели проекта I'm Siberian взяли эти стереотипы за основу и создали красивую историю о сильных людях на белоснежных землях и медведе-путешественнике.

«Мы живем в довольно суровых условиях. Вокруг нас — тайга, да и внутри, пожалуй, тоже. В определенный момент стало понятно, что существует что-то невысказанное и невероятно важное для тех людей, которые живут в Сибири. Общий знаменатель или, быть может, особая химическая формула, — рассказывает один из авторов проекта Евгений Старостенко. — Мало кто знает, что на самом деле здесь происходит. Для подавляющего большинства это огромное белое пятно на карте и самая большая загадка в мире. Что там? Место ссылки, страшные морозы, огромные просторы, бескрайняя тайга или медведи? А ведь для нас это в первую очередь дом, место нашего рождения и плодотворного творчества. Чтобы сделать Сибирь привлекательнее в мировых масштабах, мы решили действовать. Решив превратить минусы в плюсы, мы развили стереотипы в легенду, интересную и привлекательную для других. Представьте себе идеальный мир, снежный, загадочный и кристально чистый. Край, в котором свои правила диктует природа. Медведи, если не ходят по улицам, то наверняка живут где-то неподалеку. Сибирь — это особая морозная экзотика и самое дикое место в мире».



Проект зародился в самом что ни на есть сибирском городе Новокузнецке пару лет назад на базе креативного агентства POWER Brands. Очень скоро футболки и сувенирная продукция с логотипом в виде стильной снежинки в приятной бело-голубой гамме стали появляться в разных городах Сибири, продаваться в онлайн- и офлайн-магазинах, и мелькать в интернете. Стильный дизайн быстро полюбился жителям как сибирских городов, так и всей остальной России.



«К нашему удивлению оказалось, что этот проект нужен и интересен не только нам. С первых дней его существования к нам стали присоединяться новые авторы: художники, дизайнеры, фотографы, музыканты, журналисты и бизнесмены со всей Сибири и за ее пределами. Все те, кому интересно развивать эту историю дальше. С самого старта мы договорились, что проект будет открытым и социальным, принять участие в нем может любой. Так, наши варежки для нас вяжут обычные бабушки, а в разработке дизайна футболок участвуют свободные художники. Мы попали в самую точку, поэтому нас поддержали тысячи сибиряков по всему миру», — рассказывает Евгений.

По словам Евгения, создатели проекта изначально не рассчитывали на помощь властей и принципиально к ней не прибегали. По мнению Владислава Деревянных, именно тот факт, что I'm Siberian изначально продвигался «снизу», а не «сверху», наравне с крутым дизайном, обеспечил проекту быстрый успех и популярность. Он оброс новыми параллельными историями, офлайн- и онлайн-проектами. Символ бренда — очаровательный медведь в той самой футболке — появлялся на улицах сибирских городов для фотосессий, а не так давно ребята запустили оригинальное «Морозное мобильное приложение» для гаджетов с участием обаятельного персонажа. Пользователям предлагается отправить мишку в путешествие — делать фото с его встроенным изображением в разных концах света и выкладывать их в соцсети с соответствующими тегами. На фестивале «Пора» этого года приложение получило первое место в номинации «Интернет-реклама». Еще одна награда в копилку проекта, в которой уже есть призы «За вклад в развитие Сибири», pr-премии Соболь, звания «Лучшая айдентика России» и «Лучшая упаковка России» по версии Adme.

«Нам нравится быть первопроходцами. Когда мы начинали, то не знали будет ли идея пользоваться популярностью. Сейчас мы вышли из андерграунда, и у нас за спиной множество похожих проектов. В основном это группы, продающие разные "сибирские" футболки и делающие похожие события с похожими идеями. Это круто — ощущать себя на гребне волны. Но мы идем дальше, продумываем новые направления. Есть много отличных идей, которые, по нашему мнению, "выстрелят" в своих категориях», — делится успехами Евгений.

Создатели признают, что проект I'm Siberian сегодня коммерчески успешен. По всей стране открываются магазины, продающие монобрендовые товары под этой маркой, запускается линейка продуктовых товаров повседневного спроса и так далее. Однако, прибыль создатели проекта вкладывают в его развитие, например, в масштабные спецпроекты. Так, в 2013 году пятеро альпинистов установили на вершине Эльбруса флаг, созданный из 2000 фотографий сибиряков. 



Тем не менее, I'm Siberian — это не столько коммерческий бренд, сколько философия. По словам Евгения, изначально «морозные футболки» создавались для путешествий сибиряков за границу. Чтобы долго не объяснять откуда ты, а просто сказать «я из Сибири», дополнив фразу жуткими подробностями про морозы и медведей. А теперь эти футболки с гордостью носят сибиряки по всему миру. Потому что человек может уехать из Сибири, но сибирский характер из него никуда не денется.

Сделано на Урале
Полгода назад дизайнеры из Екатеринбурга запустили свой ответ I'm Siberian. Проект Made in Ural был создан, чтобы с одной стороны напомнить жителям Урала, чем в регионе можно гордиться, а с другой — создать для него стильную символику. Фирменным цветом бренда стал самый что ни на есть уральский — зеленый разных оттенков. А логотипом — зигзаг, символизирующий и уральский горный хребет, и многочисленные хвойные леса, которых так много в окрестностях Екатеринбурга. А вот выбор животного для бренда довольно забавный — его символом стал всем известный комар.



Основной канал коммуникации с читателем для проекта — группа в соцсети «ВКонтакте» под названием Ural Re'Public, в которой на сегодняшний день более 8600 подписчиков, и это спустя всего два месяца после открытия. Паблик ежедневно пополняется постами о том, чем и кем может гордиться житель Урала. Посты разбиты по рубрикам. Например, Made in Ural рассказывает о великих людях, которые родились на Урале, I'm Ural повествует об устройствах и изобретениях, рожденных на уральской земле, в альбоме Re'мотиваторы собраны оформленные в стилистике проекта высказывания от уральских музыкантов, писателей и поэтов о местной земле. Ural Re'member повествует о самых интересных событиях, связанных с уральскими городами. Ural Re'play собирает произведения лучших современных уральских музыкантов, составляющих целую диаспору неповторимого екатеринбургского рока.



Made in Ural также раскручивает свой бренд, одевая в футболки с логотипом проекта местных трендсеттеров — уральских музыкантов, артистов, журналистов, рекламщиков и других медийных персон. Уральскую символику на груди носят представители групп «Смысловые галлюцинации», «Сансара» и многие другие. Сам Владислав Деревянных с гордостью носил футболку Made in Ural на фестивале «Пора» и презентовал несколько таких маек членам жюри. Даже бывший посол ЖЖ в Омске, покинувший наш город ради Екатеринбурга Алексей Парфун украсил свой автомобиль наклейкой I love YOUral.

По словам Владислава, главная цель, которую преследует этот проект — внушить жителям уральских городов гордость за свой регион, который богат не только природными красотами, но и людьми, талантами, идеями. Тем не менее, у него есть и коммерческая составляющая, как и у его предшественника I'm Siberian. Футболки и сувенирная продукция с айдентикой Ural Re'Public уже продаются на мероприятиях в Екатеринбурге, а в скором времени появятся и в других городах.

Гордость берет
В Омске тема с брендированием региона пока затихла. Однако, возможно, к 300-летию про нее вновь вспомнят. Хочется верить, что власти поймут — жителям нужна не просто красивая картинка с модным шрифтом, но культурная база, основа для настоящей, а не поддельной гордости за свой регион. Ведь у нас действительно есть, чем и кем гордиться. Например, это доказывает проект «Славное имя. Омск. Судьба. Россия», который продвигает 12 канал. Авторы проекта предложили омичам самим высказаться — какие личности, омичи и не только, оказали большое влияние на развитие нашего города. Было предложено 139 имен, из числа которых будет выбрано 12 финалистов во втором туре, и один победитель, который станет символом нашего города. Что интересно, в конкурсе не участвуют ныне живущие персонажи, только те, кого уже нет.

Омичи привыкли концентрировать свое внимание на негативе, происходящем в городе. Да, у нас нет метро, деревья вырубают, а экология оставляет желать лучшего. Но разве нам нечем гордиться? В Омске родились Егор Летов и Любовь Полищук, у нас есть «Авангард» и Окунево со своим «пупом Земли». В нашем городе живет масса талантливых людей, которые продолжают каждый день делом бороться с унынием и тленом. И именно они должны стать символом и брендом этого города, а не навязанная сверху «брендолапа» или надоевшая «омская птица».

Самое актуальное в рубрике: Город

Больше интересного в жанре: Новости

Добавить комментарий