Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

19 декабря 2014 14.33

Ермек Хапизов: «В 19 лет я начал обшивать звезд, чем был очень доволен»

22-летний дизайнер одежды Ермек Хапизов уже и звезд обшивал, и на Рублевке работал, и модные показы судил. Ермек рассказал, как выбрал свой путь и почему не хочет работать на заказ даже со звездами.


22-летний дизайнер одежды Ермек Хапизов уже набрал серьезную высоту: и звезд обшивал, и на Рублевке работал, и модные показы судил. Сейчас Ермек вернулся в родной Омск, однако наш город юное дарование не расценивает, как пункт назначения. Модный дизайнер рассказал «Классу», как выбрал свой путь и почему уже не согласится шить индивидуально даже для самой яркой звезды.

— Почему твой выбор пал на дизайн костюма?
— Родители создали все условия для моего развития, становления как личности, и я выбрал курс на изобразительное искусство, дизайн и моду. Когда мне было 14 лет, я ушел из спорта и, насмотревшись «Квартирного вопроса», решил, что должен стать дизайнером интерьера, ведь это перспективная профессия. Тогда я и записался в студию моды «Фитодизайн» при детском эколого-биологическом центре. На третий год нужно было сдавать дизайн костюма с использованием флористического материала. Как раз тогда я решил участвовать в областном конкурсе юных дизайнеров-флористов, где занял первое место. Я такой человек: «или все, или ничего». Этот момент стал для меня отправной точкой. В тот год у меня все поменялось в голове, и я решил стать дизайнером одежды.

— Когда ты создал свою первую коллекцию?
— В девятом классе, к тому времени я уже начал заниматься в художественной школе. Коллекция была выполнена в казахском национальном стиле, сохранила в себе национальный колорит и традиции в целом. Она стала для меня триумфальной, взяла множество наград.

— Где была отмечена коллекция?
— На трех международных фестивалях. Один из них был конкурс «Этно-Эрато» в Москве, где я попал в десятку лучших. Финал его проходил в большом зале правительства Москвы. Среди приглашенных гостей были различные именитые гости, а для моей профессии очень важно, чтобы меня замечали, в том числе и чиновники. В Омск я вернулся с лаврами.


Коллекция HAFIZ.

— Сколько тебе было лет?
— 16 лет. Я был самым молодым участником всех конкурсов, которые только существовали.

— Где ты шил коллекцию?
— Я всегда шил дома. Родители подарили мне ручную швейную машину «Зингер». Мама купила мне ее на 14-летие с рук, подумав, что я перегорю идеей быть модельером. Я на ней шил вплоть до 15 лет.

 «Зингер»  неплохая машинка...
 Очень неплохая, но капризная. Не каждый может шить на ней. Допустим, ни моя мама, ни моя бабушка не смогли. Хотя моя мама вообще терпеть не может шить.

Но когда я стал создавать коллекции, я понял, что на ручной машине я все не сошью. Так у меня появилась электромеханическая машина за три тысячи рублей. На тот момент мне было 15 лет, и такое оборудование казалось мне довольно неплохим. В то время я шил для международного фестиваля «Юнеско» в Тунисе. Меня поставили перед фактом, что нужно показать коллекцию, и я считаю, что предоставил слабенький вариант, так как сделал ее всего за две недели.

 Сколько моделей было в коллекции?
 Пять.

 А какое гендерное соотношение?
— В Тунисе я первый и последний раз сам выступал у себя на показе. И это был единственный мужской образ в коллекции.

 Тогда ты уже точно знал, что и высшее образование у тебя будет дизайнерским?
 Вернувшись в Омск из Туниса, я решил, что мне стоит развиваться в этом направлении и в дальнейшем. Я уже потратил много сил и средств и не только своих, но и родительских. Родители - вообще моя опора и мой фундамент.

И с десятого класса я стал готовиться к поступлению в ОГИС на дизайн костюма, а параллельно отшивал коллекции. А в 11 классе я решил учиться зарабатывать деньги на том, что делаю, и создал две коммерческие коллекции: женскую («Атлантида Сибири») и мужскую («Новая эра»).

Невозможно заниматься исключительно творчеством, на него уходит много денег. Конечно, творчество делает тебе имя, например, первая коллекция была представлена в журнале «Этно-сфера», который тиражируется по многим специализированным организациям.



 Коммерческую одежду шить проще?
 Гораздо проще. И по крою, и по дизайну, и по затраченному времени. С этими коллекциями я занял первое место в номинации «начинающие модельеры» регионального этапа конкурса «Серебряная нить - ШиК, Диана Моден» и был рекомендован для участия в финале конкурса в Москве в доме моды Славы Зайцева. К сожалению, на тот момент у меня были экзамены и я воздержался от участия в финале, подумал, что мне еще 17 лет, и я все успею.

— Коллекции были проданы?
— Коллекция «Атлантида Сибири» распродана полностью, «Новая эра» - на три четверти. Первую национальную коллекцию я не продаю и до сих пор презентую на некоторых показах. Людям интересно посмотреть на колоритные модели.

Коммерческие же коллекции распродаются на ура по одной простой причине — людям хочется носить дизайнерскую одежду, они устали от масс-маркета. По факту дизайнерской может быть та же самая сорочка, но с более интересным рисунком в ткани, либо с интересной фактурой, созданной вручную, либо с каким-либо более сложным кроем.

— Твои основные покупатели на тот момент были омичи?
— Да, омичи. Это работало как сарафанное радио. Когда я учился в 11 классе, слухи обо мне распространились так широко, что приходилось отказываться от заказов и завышать цены до запредельных сумм, так много было заказчиков. А с первого курса повысил ценник раз в десять.

— Получается, что люди просто обращались к тебе напрямую?
— Да, именно так. 10—11 класс и первый курс я очень много шил на заказ. А сейчас я не занимаюсь этим, потому что очень сильно устал от индивидуального пошива.


Коллекция HAFIZ и Ермек Хапизов.

 Почему?
 Работать с человеком всегда сложно — это психология, этика. Например, обращается ко мне клиентка с 48 размером как к профессионалу своего дела. Я рисую эскиз, согласую, мы выбираем ткани, я шью платье. А затем начинаются правки — открыть руки, углубить декольте. Есть золотое правило — клиент всегда прав. Но вы понимаете, что 48 размер — это определенный тип фигуры. И порой мне приходилось делать человеку скидку и просить не говорить, что это платье шил именно я. Так как для меня это было бы антирекламой.

 В данном случае клиент остался доволен работой?
 Девушка — да. Я очень рад, что она довольна, но у меня есть определенные требования для себя, и я хочу им соответствовать. Впоследствии я завышал цену еще и за сложность фигуры.

 Когда ты пришел к мужской моде?
 На втором курсе. Тогда я шил коллекцию из пяти образов, она называлась «Альфарабиус». В тот год я показал ее в Омске, вышел в финал московского конкурса, а затем по приглашению правительства Омской области стал членом сборной на дельфийских играх в России, где и показывал свою коллекцию.

— Как продавалась мужская коллекция?
— Распродана не полностью. По цвету и крою она немного авангардна для нашего мужского населения. Не каждый готов ее носить.

— Как ты оказался на практике в доме «Пьер Карден»?
— После дельфийских игр я получил приглашение на стажировку в доме моды «Пьер Карден» в городе Лакост и автоматическое участие в финале конкурса «Шанс», который также организует «Пьер Карден».

— Для поездки в Лакост от тебя требовались какие-то затраты?
— Мне подарили сертификат на бесплатное участие и проживание в Лакосте. Моей задачей было только оплатить перелет из Омска и обратно. Мне тогда исполнилось двадцать лет, а это значит, что было необходимо менять паспорт, и я просто не успел оформить визу. Затем Минкульт РФ, грубо говоря, порвал отношения с домом «Пьер Карден». Только из-за формальностей — не вышло.



— В итоге ты не прошел стажировку?
— Прошел, но в московском представительстве дома «Пьер Карден» у Галины де Буар. Объяснил ситуацию. К тому же это был год, когда я ушел из ОГИСа. После дельфийских игр меня пригласили перевестись в Московский государственный университет дизайна и технологий на Садовнической улице. Тогда же я получил приглашение принять участие в текстильном салоне «Премьер Визион», где я познакомился со многими дизайнерами, такими как Владимир Зубец, Вячеслав Зайцев. В общем с того года я начал тусоваться в Москве.

— И сразу нашел работу?
— Собственно говоря, в Москву я первоначально уехал из-за работы, а не из-за учебы, мне предложили хорошую зарплату.

— Получается, работу и новое место учебы тебе предложили одновременно?
— Да, предложение по работе и учебе пришло мне одновременно. Так, с 2012 года я стал работать в Москве в частном ателье на Рублевке. Мой работодатель предоставил мне жилье, также у меня был личный водитель, а в числе моих клиентов были Жанна Фриске, Маргарита Дробязко, Анфиса Чехова, Прохор Шаляпин, Марина Орлова, Мария Арбатова и многие другие.

— Да ты просто счастливчик!

 Наверное. Для меня это был сумасшедший темп работы. Я пахал, пахал и пахал. Просто и днем, и ночью. Я стал ужасно учиться, посещать занятия один раз в неделю. Но мне повезло, что почти весь учебный план я сдал в Омске. Однако все равно я стал быстро сдуваться от такого темпа работы. Мне звонит PR-директор какой-нибудь звезды, говорит «у нас съемки в восемь, привези костюм в шесть утра». Я понимаю, что в этом случае мне нужно встать в четыре и в итоге не ложусь спать. Но никто не говорил, что будет легко. Мне тогда было 19, я был очень доволен.

 А что касается работы со звездами. Это ведь тоже был индивидуальный пошив.
 На тот момент я еще шил индивидуально и в Омске. Это был последний этап, когда я шил на заказ. После этого я решил, что индивидуально не хочу работать даже со звездами.

 Сколько человек было у тебя в команде?
 Я был руководителем и у меня было две портнихи, которые шили идеально в прямом смысле, часть заказов я отшивал сам. Ну и основная идея костюма была за мной, конечно.

 Работа со звездами велась исключительно через PR-директора?
 Да, примерки со звездами не проводятся, мы отшиваем и все садится. Все они работают в таком формате.

Хорошо, конечно, работать со звездами, но это очень сложно. По итогам этого всего я поработал, поучился, создал свою дипломную коллекцию, которую показывал в доме моды Вячеслава Зайцева, защитился. А также поработал в «Лаборатории моды» на должности руководителя дизайн-проектов, обучал молодых дизайнеров.



 Сейчас ты преподаешь?
 Новой точкой для меня стало преподавание в Омском филиале высшей школы народных искусств, где я работаю сейчас. И уже сейчас, когда я работал на кафедре дизайна, параллельно меня пригласили в качестве председателя жюри на международный конкурс дизайнеров в Казань.

 Изначально ты хотел быть участником конкурса? Кстати, насколько это статусный конкурс?
 Конкурс довольно статусный и он один из немногих, которые освещают проблемы национальной одежды. Я действительно подавался туда как участник. Отправил свои эскизы. И мне сказали, что эскизы крутые и пригласили поучаствовать в качестве члена жюри. За пять дней до начала мне сообщили, что я буду еще и председателем этого жюри. И все это при условии, что в составе жюри работали специалисты из итальянского института дизайна Marangoni (первое частное высшее учебное заведение в Европе в области дизайна и моды. — Прим. ред.)

 Это был твой первый опыт работы в составе жюри или ты уже судил какие-то коллекции?
 На конкурсе дизайнеров такого уровня я работал впервые. 50 с лишним коллекций были одобрены только в полуфинале. Представлены были работы не только из России, но и из Вьетнама и Туркмении. Наша задача была выбрать в финал 12 интересных и максимально сильных коллекций, при этом не обидеть никого по географическому признаку. Вроде у нас все получилось, хотя споры были серьезные.

 Помимо тебя в жюри были люди более старшего поколения, и тут ты председатель...
 В жюри были все старше меня.

 Насколько это было сложно?
 Момент опыта и возраста сыграл огромную роль. Дизайнеры более старшего поколения считали, что я очень молодой, чтобы оценивать коллекции и высказывать свое мнение. Разные люди, разное восприятие. Более того, не все члены жюри были дизайнерами одежды. Были чиновники, к примеру, советник президента Республики Татарстан.

Во время представления одной из коллекций пела финалистка шоу «Голос», что очень понравилось советнику президента. Но это все-таки был конкурс дизайнеров, а не конкурс певунов. Артистка спела хорошо, я согласен, но не было коллекции, был гардероб. У каждого дизайнера могут быть звездные клиенты, которых можно попросить участвовать в показе, как многие это делают. Но настолько, на мой взгляд, неправильно использовать артиста... коллекция была не совсем достойна, чтобы ее так представили. Если бы коллекция была действительно хороша и мы бы все сидели, думая — «круто», то, наверное, да!


Коллекция ALPHARABIUS.

 Так случилось, что сейчас ты в Омске...
 К сожалению, по состоянию здоровья этим летом я очень часто летал в Омск, в среднем — несколько раз в месяц. Так получилось, что на сегодняшний момент я в Омске, потому что мне здоровье важнее, а карьеру я могу построить в любом другом городе и в любой другой столице мира. Все на Москве не останавливается.

 Какой видишь свою дальнейшую судьбу?
 На сегодняшний момент я решил, что буду делать только коммерческие коллекции, только на продажу, но с творческой предпосылкой.

Фото: Стас Клевако

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий