Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

13 января 2015 13.00

Король вечеринок

Владелец агентства по организации праздников Виталий Доля рассказал, как пережить кризис в ивент-индустрии и почему региональным ведущим не стоит ориентироваться на опыт коллег из Москвы.


Владелец агентства по организации праздников Виталий Доля рассказал, как пережить кризис в ивент-индустрии и почему региональным ведущим не стоит ориентироваться на опыт коллег из Москвы. 

Идея создать собственный бизнес пришла Виталию еще в 2004 году. Тогда он верил, что омские компании нуждаются в пиар-сопровождении и готов был предложить омскому рынку новую услугу.

«Я поступил на пиар в ОмГТУ еще в 1999 году, это был первый набор специалистов по связям с общественностью в Омске. А уже в 2000 году открыл общественную организацию молодых специалистов-пиарщиков «ПаРи», мы занимались множеством интересных проектов, благодаря которым и удалось засветиться в городе. Во время учебы я успел поработать на радио «Эхо Москвы в Омске», в группе компаний «Титан», после чего попал в центр развития общественных инициатив, который финансировал Михаил Ходорковский. Во время этой работы мне посчастливилось часто ездить на различные семинары, где обсуждались бизнес-вопросы и общественные проблемы. Тогда я и понял, что у меня достаточно сил, чтобы открыть свое дело», — вспоминает Доля.

Пиар уступил корпоративам
После того как Ходорковский был арестован, деятельность его общественных центров по всей стране прекратилась. Это стало поводом для ухода в свободное плавание. Виталий создал агентство «PR-контакт».

«В 2004 году у меня и моих коллег еще была твердая уверенность, что крупный бизнес рано или поздно поймет значение пиара. Но все наши надежды оказались тщетны. Клиенты у нас были, но их не интересовали большие пиар-проекты, которые могли бы приносить прибыль, им была нужна лишь малая часть — формирование собственного имиджа при помощи разовых акций», — рассказывает специалист по связям с общественностью.

К тому времени Виталий Доля уже успел зарекомендовать себя как хороший организатор и ведущий вечеринок и свадеб, это было его хобби, которое решено было сделать главным направлением бизнеса. Спустя 3 года «PR-контакт» пережил ребрендинг и в 2007 году возникло «Агентство праздников и шоу Виталия Доля».

Избежать длительной раскрутки агентства удалось благодаря сарафанному радио. Доля утверждает, что традиционный маркетинг и реклама в Омске работают слабо. Расклейкой объявлений завоевать внимание заказчика практически невозможно.



«В студенческие годы мы в «ПаРи» старались участвовать во всех событиях, поэтому я был узнаваем в среде деловых людей, которые потом стали нашими постоянными заказчиками. А за годы работы удалось раскрутиться так хорошо, что мою визитку компании передают друг другу как красное знамя», — улыбается ведущий.

Помогает в работе по продвижению и наличие собственного, а не арендованного помещения.

«Покупка офиса — выгодное вложение. Сначала мы арендовали помещения на 11 этаже гостиницы «Турист», но там со всеми арендаторами расторгли договор. Только дорожку протоптали клиенты, как пришлось переезжать. В другом бизнес-центре то же самое. И тогда я подумал, что кочевать нам хватит, надо покупать свое помещение. Во-первых, ты сам себе хозяин, а во-вторых, когда ты собственник, ты платишь за обслуживание помещений копейки», — говорит Виталий.

Пожарный контроль
До недавнего времени не возникало у предпринимателя и проблем с государственными надзорными органами. Пока в 2014 году в офис не нагрянули инспекторы и не обвинили в несоблюдении пожарных правил и норм.

«Кто-то написал на меня жалобу, что в моих помещениях нет системы пожаротушения. Все это действительно так, были нарушения, но для того чтобы их исправить, необходимо было установить систему оповещения о пожаре не только в моем офисе, но и во всем бизнес-центре, в котором мы находимся. Это я и пытался объяснить проверяющим, но получил ответ, что это мои проблемы», — негодует собственник офиса.

В результате прошло два судебных разбирательства, в которых Доле удалось выиграть. В итоге после суда администрация здания занялась организацией противопожарной безопасности.

По словам организатора праздников, жалобу на его агентство вряд ли могли инициировать конкуренты, ведь омский рынок поделен и активной подковерной борьбы не бывает. Наоборот, конкуренты нередко помогают друг другу с реквизитом и передают друг другу клиентов в случае полной занятости.

«Конкурентов я всех знаю в лицо, и мы в достаточно хороших отношениях. Например, руководитель агентства "Авентура" Михаил Глушенков в прошлом работал у меня диджеем, мы постоянно сотрудничаем. Из видных агентств в Омске еще выделю "Биг виллидж", они хорошие рекламщики, и, наверное, креативную банду "Медведь"», — рассказывает Виталий.

Реклама ушла в сеть
Единственная неприятность при общении с конкурирующими компаниями возникла у агентства в момент создания сайта. Виталий заключил договор с программистами, и качество их работы его устроило. Но когда сайт запустился, выяснилось, что сцена, изображенная на главной странице, точно такая же, как на сайте рекламного агентства «Биг Виллидж». Конкуренты обвинили фирму Виталия Доли в плагиате.

«Наверное, это моя ошибка, что я не мониторил все сайты в нашей отрасли, просто я не считал, что "Биг Виллидж" является моим прямым конкурентом. Это известная рекламная компания, которая организует праздники "прицепом" к своим основным услугам. Когда я позвонил компьютерщикам, создавшим мой сайт, они меня уверяли, что взяли картинку из коллекции клипартов. А там пойди докажи, кто первый ее оттуда скопировал. В итоге пришлось расторгнуть договор и задуматься о самостоятельном создании сайта. Тем более что в своей сфере я понимаю лучше, чем любые исполнители подобных заказов», — рассказывает Доля.

Бизнес в сфере услуг может продвигаться только в интернете, ведь в случае необходимости пользователи обращаются к поисковикам, а не ходят по городу, разглядывая билборды. 

Собственное представительство в сети интернет, по словам предпринимателя, просто необходимо. Виталий уверен, что бизнес в сфере услуг может продвигаться только в интернете, ведь в случае необходимости пользователи обращаются к поисковикам, а не ходят по городу, разглядывая билборды.

«Я езжу на различные мероприятия в Москву: на российскую неделю маркетинга, на неделю рекламы — и лишний раз убеждаюсь в том, что весь офлайн умер. Поэтому рекламу моего агентства сейчас не найти на страницах журналов и газет. Наверное, 60-55% нашего продвижения — сарафанное радио, остальное — интернет», — говорит владелец агентства праздников.

Общий рынок
Виталий Доля рассказывает, что благодаря созданию международной академии ведущих шоу-программ «Сибирский вариант», которую он развивает уже на протяжении пяти лет, у него есть возможность перенимать опыт у лучших ведущих страны.

«В Омск каждый год на четыре дня приезжают по 180-190 ведущих из других городов и стран. Мы организуем семинары, мастер-классы, тренинги, делимся опытом. Поскольку я сам себя считаю не столько менеджером, сколько ведущим, то общение с профессионалами многое дает мне в работе. Благодаря этой школе я еще и хорошо знаю рынок во всей стране, и если ко мне обращаются заказчики из Томска или Нижнего Новогорода, то я по одному звонку могу оперативно выполнить заказ. Не лишнее конкурентное преимущество», — рассказывает предприниматель.

По словам Доли, региональным рынкам трудно ориентироваться на столичный опыт. Бюджет праздников в Москве несравнимо выше.
«В этом году москвичи на форуме показали игровой ролик для свадьбы в стиле «Алисы в стране чудес». Там замок, артисты, костюмы. И только декорации и вся атмосфера стоят 7 млн рублей. В Омске про какие 7 млн можно говорить! В регионах живут специалисты, которые могут сделать праздник не хуже за ограниченные деньги», — говорит ведущий.

Сейчас в агентстве помимо Виталия официально трудоустроено два менеджера-администратора, отвечающих за выступления. Доля рассказывает, что ищет кандидатуру на роль директора. Совмещать творческую роль ведущего праздников и руководителя в последнее время стало трудно.

«Трех сотрудников для агентства достаточно, но когда готовится большой проект — мы расширяем штат за счет привлечения творческих команд по договору. У нас есть постоянная команда. Они из разных профессий, но с радостью откликаются на наши предложения. Есть даже доктор из областной больницы, практикующий хирург, но ему так нравится заниматься праздниками, что в определенные дни он скачет в ростовой кукле. Всего в течение года по необходимости привлекаем около 20 творческих сотрудников. Содержать всех в штате не имеет смысла. Да, другие агентства пытаются перекупить лучшие кадры, но надо отдать должное нашим специалистам — они преданные», — с гордостью рассказывает Доля.

Спад на праздничном рынке
Значительно подпортить ситуацию может грядущий экономический кризис. Виталий рассказывает, что сейчас не самое удобное время для создания и открытия ивент-агентства.

«Свадеб в последние годы стало меньше, демографическая яма 90-х дает о себе знать. Сокращение произошло на 60%.
И эти не лучшие времена продлятся еще года три-четыре. Что касается корпоративов, то спад из-за кризиса тоже есть и достаточно сильный. Если раньше за лето мы обслуживали по 20-25 праздников на природе, то в этом году их было 7. Мы смогли забить полностью все дни новогоднего сезона, но за счет маркетинга. В следующем году спад продолжится», — сетует предприниматель.

В планах бизнесмена расширить предложение за счет организации детских праздников.

«Я этим направлением не занимался, но сейчас, после волны рождаемости, этот рынок тоже интересный. Есть несколько бизнес-идей и в других областях, даже в медицине, но пока нужно переждать кризис», — делится планами предприниматель.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №1 (054) 13 января

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Новости

Добавить комментарий