Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

20 января 2015 11.36

Cайтостроители

Создатели IT-компании Asmart Анна Кукина и Александр Захарченко надеются закрепиться на очень конкурентном программистском рынке не только за счет качественного выполнения проектов, но и благодаря продуманной системе продвижения. Клиентов у молодой компании уже достаточно, но в будущем еще предстоит побороться за самые выгодные иностранные заказы.


Создатели IT-компании Asmart Анна Кукина и Александр Захарченко надеются закрепиться на очень конкурентном программистском рынке не только за счет качественного выполнения проектов, но и благодаря продуманной системе продвижения. Клиентов у молодой компании уже достаточно, но в будущем еще предстоит побороться за самые выгодные иностранные заказы. 

До того как создать собственный проект, Анна успела поработать в журналистике, а на последнем курсе университета ей удалось устроиться PR-специалистом. Позже ей поступило предложение перейти на должность HR-менеджера в крупную международную компанию в сфере информационных технологий.

«Я быстро устала от размеренного графика и офисного режима труда. В итоге успевала не только решать поставленные задачи, но и задуматься об уходе в свободное плавание, где будет интересно и больше возможностей для развития», — рассказывает директор Asmart.

Благодаря невысоким затратам создателям проекта удалось обойтись без участия заемных средств, что в свете неблагоприятной ситуации на финансовом рынке можно считать козырем для стартапаРеализации планов помогло знакомство с Александром Захарченко, который к тому моменту имел солидный опыт работы в IT-сфере. Он-то и предложил создать совместный проект. По задумке Александра Анна сосредоточит в своих руках задачи администратора, а также займется рекламой и PR-продвижением проекта, а он, с позиции технического директора, будет решать производственные задачи. В августе прошлого года новый игрок IT-индустрии вышел на рынок и довольно быстро получил первые заказы.

«Заказчики приходили по рекомендации знакомых. Вообще в нашей отрасли это достаточно традиционная ситуация», — рассказывает директор компании.

По словам руководителя проекта, в Омске существует не так много компаний, у кого есть продуманная политика продвижения и позиционирования. Чаще всего это касается крупных игроков рынка, которые могут себе позволить содержать PR-отделы. Поэтому преимущество Asmart перед другими компаниями в среднем сегменте рынка как раз и заключается в том, что будучи директором Анна сможет совмещать свою административную работу с должностью PR-специалиста.

Минимальные издержки
Как рассказывает Александр Захарченко, все гиганты индустрии начинали свою деятельность без особых затрат, компаниям в этой сфере нет необходимости даже снимать собственный офис.

«На рынке IT-индустрии существует очень низкий порог входа, больших финансовых издержек на первом этапе не требуется. Более того, можно набрать начинающих программистов, которые в процессе работы продолжат совершенствоваться и научатся выполнять более серьезные задачи. Да и риски в этой сфере бизнеса минимальные. Даже один большой проект какое-то время сможет кормить всех сотрудников, в то время как клиентский спрос в нашей сфере солидный», — объясняет технический директор.

Благодаря невысоким затратам, создателям проекта удалось обойтись без участия заемных средств, что в свете неблагоприятной ситуации на финансовом рынке можно считать еще одним козырем для стартапа. Cтартовый капитал Asmart был минимальным, руководители проекта собрали в общей сложности 30-40 тысяч рублей, и этого вполне хватило на приобретение оборудования и обустройства офиса, с появлением которого молодой компании тоже очень повезло.

«Мы сразу решили, что работа из дома — не наш выход. Имея офис, легче контролировать программистов, особенно начинающих специалистов. По большому счету нам было неважно, в какой части города будет помещение, главное, чтобы в нем был интернет. Я еще летом стала просматривать предложения об аренде на окраинах города, чтобы сэкономить, но в нужный момент узнала о создании в Омске социальной коворкинг-зоны, которая открылась в районе «Голубого огонька». Мы и стали ее первыми резидентами. По условиям работы мы будем платить минимальную стоимость аренды, а взамен время от времени проводить мастер-классы и занятия с молодежью. Такие условия нас полностью устроили», — уверяет Анна Кукина.

Преимущество у математиков
Подбором персонала занимается технический директор. За 8 лет работы в IT-бизнесе у Александра накопилась достаточная база контактов, что и позволяет найти специалистов с хорошим потенциалом.

«Я сам окончил математический факультет ОмГУ, поэтому при выборе работников отдаю предпочтение студентам и выпускникам этого факультета. Сотрудников мы ищем по рекомендации знакомых, стараемся приглашать студентов-старшекурсников, у которых есть опыт программирования. Понятно, что с молодыми приходится много времени тратить на их дальнейшее обучение, но я готов уделять внимание этому направлению. С одной стороны, мы пока не можем себе позволить приглашать опытные кадры, а с другой, хотелось бы, чтобы сотрудники были лояльны компании», — объясняет Александр Захарченко.

Сейчас в штате, помимо руководителей, числятся трое программистов, еще три человека работают вне штата, плюс есть «внутренний» дизайнер, который сотрудничает на фрилансовой основе. В обязанность дизайнера входили разработка фирменного логотипа, дизайна презентационных материалов компании и создание корпоративного персонажа (пока безымянного робота в очках, который символизирует умный подход к разработке сайтов). Уже в ближайшем будущем молодой организации потребуется ввести в штат еще как минимум троих программистов, а также веб-дизайнера, который будет заниматься внешним видом создаваемых сайтов.

«Вообще программистов нам требуется много, потому что проекты есть, но не за все из них мы можем браться, просто не хватает людей. Например, недавно был разговор с фирмой, занимающейся метеооборудованием. Они предлагали долгосрочный проект по созданию и управлению специального программного продукта, который смог бы анализировать показания метеоприборов и рассылать данные по sms. Но без большой команды решили это предложение на время отложить», — рассказывает Анна.

Недостаток кадров пока не позволяет выйти на международный уровень, а с учетом падения национальной валюты международное направление является самым выгодным. Почасовая ставка программистов при выполнении международного заказа варьируется от 25 до 30 долларов. При переводе в рубли и из расчета на 160 часов работы в месяц выходит около 300 тысяч рублей, а годовой оборот самых крупных игроков, работающих на зарубежных заказах, доходит до три-пять млрд рублей в год. Работая с омскими клиентами, о таких доходах можно только мечтать, но Asmart ставит цель через год выйти на оборот 1 млн рублей в месяц.



Индия демпингует
Александр объясняет, что проблема заключается в том, что клиенты из Омска надеются найти предложение подешевле, не особенно обращая внимание на качество работы. 

«К нам приходят клиенты и хотят сайт за пять тысяч рублей, причем с базой данных и работающей кнопкой «Купить». Ну как работающий интернет-магазин может стоить пять тысяч? В других городах таких цен уже давно нет. В Красноярске, Екатеринбурге и особенно в Казани рынок хорошо развит и клиенты понимают, что качественный проект стоит дорого. Мы даже при минимальных издержках меньше 20-30 тысяч за проект брать не можем, а нам предлагают максимум семь-десять. Поэтому крупные игроки рынка за омские заказы и не берутся», — сетует технический директор.

Хотя у крепких омских IT-компаний с хорошей репутацией годовой оборот достигает вполне приемлемых показателей в 50-60 млн рублей. Чтобы достичь сопоставимых параметров бизнеса, в Asmart придумали разделить работу на два направления: региональное и внешнее.

И если второе будет приносить прибыль, то первое позволит заработать имя.

«Мы соглашаемся делать сайты по низким ценам, но при этом заботимся о качестве, чтобы заказчики смогли отличать сайт, собранный на коленке, от действительно проработанного. Нужно воспитывать рынок, к тому же эта работа пригодится нам для портфолио. Будет, что показать иногородним заказчикам в качестве образца работы», — объясняет Анна.

Рынок IT как в Омске, так и за его пределами является сверхконкурентным.

«На внутреннем рынке соперниками за заказчика могут быть как студенты, так и крупные игроки, которые работают десятилетиями. Из самых крупных выделю «А2 дизайн», Mahogany и RayStudio. Но эти лидеры берутся за очень дорогие проекты, думаю, что заказы дешевле 50 тысяч их не интересуют. А на глобальном рынке главные соперники — программисты Индии и Пакистана. Они обрушили рынок ставкой в два-три доллара в час, но при этом их уровень нередко оставляет желать лучшего, так что не все заказчики рискуют обращаться к ним», — говорит технический директор.

Клиентов хватит всем
Вообще, по словам Александра, русские программисты высоко котируются благодаря лучшему соотношению цены и качества выполненной работы. С конкурентами серьезных проблем у компании-новичка нет. Все игроки представляют разные ценовые сегменты и редко пересекаются в битве за клиента. Хотя и о рекламе собственных продуктов руководители молодого бизнеса стараются не забывать. Естественно, главным направлением продвижения будет интернет.

Работа из дома — не наш выход. Имея офис, легче контролировать программистов, особенно начинающих специалистов.

«Из офлайн-носителей мы планируем украсить рекламой личные автомобили, вдруг в городских пробках тоже удастся найти заказчиков, в остальном упор делаем на сетевую рекламу. В первую очередь, нужно задуматься о наполнении собственного сайта. Давно пора было уделить ему внимание, но постоянно появляющиеся заказы, которые приносят деньги, не позволяют выделить время и на свой продукт. Однако оставаться сапожниками без сапог не имеет смысла. Естественно, не стоит забывать о таргетированной и контекстной рекламе в сети. Из необычных способов продвижения выделю участие в бизнес-мероприятиях, где легко можно встретить заказчика и завязать сотрудничество со СМИ. Журналистам нередко нужны комментарии специалистов, а нам нелишней будет реклама», — рассказывает Анна Кукина.

30 долларов — часовая ставка работы программиста, работающего над иностранными заказами.В перспективе трех-пяти лет молодые предприниматели планируют вырасти до арендованного офиса на 10-15 сотрудников, завоевать положительную репутацию, а также выполнять более трудоемкие задачи, чем создание сайтов: от производства и поддержания работы тяжелых баз данных до написания программного обеспечения.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 2 (055) 20 января

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Новости

Добавить комментарий