Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

23 января 2015 22.05

Николай Рудик: «Зная, как должна звучать твоя музыка, можно записывать ее и дома»

Группа Systemshock практически первой в Омске стала делать электронную музыку. Фронтмен Николай Рудик и диджей Елена Лаутеншлегер рассказали «Классу» о неформальной тусовке и неслучайных случайностях. 



Группа Systemshock практически первой в Омске стала делать электронную музыку, спустя шесть лет она готовит к выпуску второй альбом. Фронтмен Николай Рудик и диджей Елена Лаутеншлегер рассказали «Классу» о неформальной тусовке и неслучайных случайностях. 

- C чего все началось?
Николай: Все мы помним время, когда в Омске была неформальная тусовка, там мы все и познакомились. А началось все с одного человека, я могу назвать даже имя: своим появлением мы обязаны Павлу Ярощику, бывшему омскому, ныне питерскому музыканту. Он предложил нам выступить, и мы для разового концерта написали шесть песен с нуля. Они сразу выстрелили, и мы продолжили заниматься музыкой.

- К какой субкультуре вы тогда себя относили?
Елена: Да ни к какой на самом деле. Нам просто было весело.
Николай: Мы любили тусить среди неформалов. Много среди них попадалось интересных людей.

- Мы говорим о сборах на Чокана Валиханова?
Николай: ЧВ, за ТЮЗом винный погреб...

- Первый концерт Systemshock состоялся в 2009 году в клубе ХL. Вы тогда были уже сыгранной командой?
Николай: Это был полный экспромт. Три недели я не ходил на учебу и за это время написал песни.

- Сколько человек в группе было на тот момент?
Елена: Двое.
Николай: Я — вокал и гитара, и Лена — клавишник и диджей. У нас был единый сет из сведенных треков: 30-40 минут без перерыва, чтобы дэнс не прекращался. На тот момент никто в Омске так не делал.



- Это сразу была электронная музыка?
Николай: Да. Я на протяжении всей своей жизни музыкой так или иначе занимался. Например, в 2004-2007 годах были популярны такие группы, как «7 Раса» или Amatory. Я тогда играл похожую музыку в группе «Аниме». А затем я начал искать какое-то новое интересное звучание, вдохновлялся такими группами, как The Prodigy. Никто тогда не знал, как создается электронная музыка, какие примочки нужны. К тому же все это оборудование было безумно дорогим, недоступным.

- Как росло техническое обеспечение вашей команды и возможно ли было на тот момент приобрести все необходимое в Омске?
Николай: В магазинах ничего не было. MIDI-контроллеров даже банально простых негде было достать (MIDI-контроллер — это устройство, преобразующее определенный физический процесс в набор цифровых команд формата MIDI. Физическим процессом может являться все, что угодно, — от нажатия пальцем на клавишу до поворота ручки громкости. Полученный поток команд передается посредством протокола MIDI другим устройствам — компьютеру, аппаратным семплерам, синтезаторам или внешним секвенсорам и расшифровывается там определенным образом, - прим. ред.). В то время один знакомый заказал его себе, но что-то не разобрался и оставил мне во временное пользование, которое продлилось на два года.
Елена: Своего у нас, по сути, ничего не было.

- Ну гитара-то своя?
Николай: Естественно (смеется, — прим. ред. ). Так, постепенно, мы обрастали какими-то железками, теперь все наше.

- На сегодняшний день все это так же дорого, как было шесть лет назад?
Николай: Пожалуй, да. Дело в изменившемся курсе доллара. Но еще летом 2014 года все можно было приобрести если не в магазине, так в интернете. И сложилось мнение «есть примочка, она сделает мой голос классным, больше ничего не нужно». Дествительно, сегодня хочешь петь, как Шер, - пой, как Шер!



- Могут ли группы, которые делают электронную музыку, существовать только на технике?
Николай: Раньше слушатель думал «Что за звук? Как он так делает?». А сейчас, после того, как музыканты уже накупили примочек, удивить слушателя стало сложнее. Тем не менее я всегда старался делать качественную музыку. Слушать, анализировать, сначала подражать, а потом создавать свое. Все-таки главное — это творчество и качество материала. А все техническое обеспечение должно помогать, а не нести основную нагрузку.

Есть люди, которые считают иначе, но, как правило, это молодые группы, которые только начинают свой путь. Когда человек уже проходит несколько ступеней музыкального развития, то он мыслит иначе. Некоторые приходят к тому, что продают все свои примочки и делают акцент на звукоизвлечение и артикуляцию.

- Если говорить о ступенях развития - у вас есть музыкальное образование?
Николай: Пять лет в музыкальной школе по классу аккордеона. Классный инструмент, жаль, что сейчас у меня его нет. Я как закончил, так сразу продал его и купил электрогитару. Но как будет возможность, я сразу снова приобрету себе аккордеон.
Елена: Я училась по классу фортепиано два с половиной года и ушла — надоело. Но я не жалею. Я получила то, что мне нужно было, и мне этого хватило.

- Коля, ты тоже наверняка в какой-то момент хотел уйти из музыкальной школы?
Николай: Бросить учебу я хотел раза два, пропускал занятия, говорил: «Мне не надо!». Но, к счастью, закончил, ведь музыкальное образование все же дало мне определенную базу. А вот петь и играть на гитаре я учился сам.

- Начинал с акустики?
Николай: Конечно. А как-то раз учитель достал из шкафа электрогитару. У меня были огромные глаза - она вся шумит, что не заденешь. Научился худо-бедно, а потом уже сам осваивал.



- Для первого материала сразу ли был выбран иностранный язык?
Николай: Я пробовал писать на русском на первом курсе вуза. А для проекта Systemshock сразу был выбран английский язык. Для русского языка не типична наша музыка. При написании материала на первый альбом я вдохновлялся транс-музыкой, например, творчеством Пола ван Дайка, стилями электро, дарк-электро, альтернативный рок. Я создавал некую смесь из этих жанров, и, да, все это исполнялось на английском. К тому же я закончил факультет иностранных языков, почему бы было не попрактиковаться в своих знаниях.
Елена: Просто русский язык располагает к чему-то более сложному. Лирика, поэзия. Стиль обязывает. Я с трудом представляю, как бы это звучало на русском языке.
Николай: Да. Некоторые люди, которые слушают нас, не знали, что мы омская группа, более того, даже что мы российская группа. Это было очень приятно.

- Каким было первое выступление в 2009 году?
Николай: Давно была такая группа «Аниме», я в ней играл на гитаре. Были концерты, типа «панк против альтернативы», и мы регулярно выступали в ХL. Поэтому выход на сцену для меня был не первым. Но раньше я был гитаристом, а не фронтменом. А тут я у микрофона, пою.
Елена: Еще и свои песни....
Николай: Показать что-то свое людям абсолютно чужим... Мандраж был от легкого, до ощутимого.
Елена: У меня в день концерта не было особого волнения. Абстрагируешься и тебе просто весело.
Николай: Я смотрел видео с первого концерта, и Лена там прекрасно чувствовала себя на сцене. В целом впечатления от выступления были очень приятные. Новые группы зритель воспринимает всегда в штыки. Публика слушает с лицами «ну, давай, удиви меня». Как правило, стоя на сцене, не видишь что происходит в зале. А в какой-то момент притушили софиты, и мы увидели, как люди беснуются, танцуют! И «уау!!», нас это здорово приободрило.



- Вы вышли на сцену сразу под названием Systemshock. Была ведь игра такая....
Николай: Была, даже в двух частях. Однако я в нее ни разу не играл.
Елена: Просто так вышло.
Николай: Да, мне понравилось, как выглядит визуально это название. Оно запоминается, оно благозвучно.

- И как развивались события после первого выступления? Как скоро состоялся следующий концерт?
Николай: После этого все круто было.
Елена: Мы сразу поехали на гастроли (смеется).
Николай: У нас наклевывался второй концерт в Омске же, но за месяц до него нам написал с предложением выступить парень из Екатеринбурга, который просто увидел выложенный мной ролик во «ВКонаткте».
Елена: Мы были зеленые в этом плане.
Николай: Тонкостей сценической работы не знали.

- Райдер предъявили?
Николай: Технический — да, а вот что такое бытовой райдер, не знали, как-то не заморочились. Но получилось так, что в клубе была достаточно большая гримерка с утюгами, зеркалами. Там же была душевая кабина. Мы вообще не слонялись по городу и уехали сразу после выступления.



- У вас были концертные туры по России, объединяющие сразу несколько городов?
Елена: В основном выезды на пару дней.
Николай: Для организатора накладно в будний день делать наш концерт. Да и к тому времени нас стало уже четверо: я, Лена, Катя — визажист — и Саша — барабанщик...
Елена: ... Райдер вырос. Затем у нас появились танцоры и стало еще больше людей.

- Когда появился барабанщик?
Николай: Летом 2009-го. Причем это было сразу после первого же нашего концерта, на котором он присутствовал как зритель.
Елена: Мне написал молодой человек, сказав, что хочет с нами поиграть. Но тогда мы опасались внедрять в группу живые инструменты. Это радикальные ходы. А потом у нас было выступление в «Доме актера». Мы там познакомились, пообщались и назначили дату репетиции.
Николай: Он, кстати, на тот момент был уже с богатым концертным опытом, играл во многих омских группах.

- Внедрение барабанной установки оправдало себя?
Николай: Конечно. Драйв, «кач» вырос сразу.

- Когда появился танцевальный элемент?
Николай: На одном из концертов, тогда мы обживали бар Rock Club. Просто одели девчонок, заплели дреды, и они танцевали перед сценой. А затем мы решили взять их в состав группы, чтобы было больше движения на сцене.

- С тех пор ваша группа состоит из четырех элементов.
Николай: Были моменты, когда выступали без барабанов или даже без барабанов и гитары — только диджей и микрофон. Но это были эксперименты, обусловленные особенностями помещения, разовые вещи.



- Выходит, за шесть лет состав в принципе не изменился, костяк остался?
Николай: (Смеется) Это спорный вопрос. Состав у нас менялся постоянно. Скажем так, неизменным участником оставался только я. Было время, когда ребята занимались просто другими делами. Появлялись люди подменяющие.
Елена: Иногда случались непримиримые противоречия... (смеются в голос оба).
Николай: ... Как и во всех коллективах. Самое главное, что мы обрастаем нужными людьми со временем, они, как правило, сами приходят. Как говорят некоторые люди, если тебе что-то очень нужно, оно обязательно появится.

- Вы до сих пор организуете концерты сами или есть менеджер?
Николай: Концертный менеджер нужен обязательно, так как тяжело заниматься всем сразу. Как только будет наклевываться большой концертный тур, думаю, он появится.

- Расскажите про запись первого альбома. Он появился буквально через год после первого выступления.
Елена: Он писался за столом (смеется).
Николай: До альбома у нас вышел EP – релиз, предваряющий альбом. Я взял три трека, мы сделали обложку, выложили. Но, самое интересное, что эти треки были записаны в качестве демоверсий. То есть я писал их для себя и участников группы, чтобы запоминать материал. Слушал, когда гонял в универ, когда спать ложился. И тут мы решили их выложить. Резонанс был большой. Люди восприняли «Ух ты! Классно».

- На тот момент вы выложили материал в свободный доступ?
Николай: Да, просто «ВКонтакте» и на соответствующих форумах.
Елена: На одном сайте, где преимущественно андеграундная электроника, было очень много споров и дискуссий. Множество полярных мнений. Отклик был невероятный.



- Сейчас первый альбом продается?
Николай: Да, его можно найти у всех электронных дистрибьютеров музыки. Например, на iTunes. Причем он до сих пор покупается, несмотря на то, что выпушен почти пять лет назад. Некоторые пишут: «Ребята, я заслушиваю первый альбом до дыр. Когда выпустите что-то новое?». А я не знаю, что им ответить, потому что весь следующий материал будет другим.

- Насколько кардинальны изменения?
Николай: В плане звука он будет другой. К темной электронике, таким стилям, как дарк-электро, относиться не будет.
Елена: Когда исполнители придерживаются одного стиля, они сами себя загоняют в рамки. А слушатель же, любящий один жанр, агрессивно реагирует на перемены. Но в любом случае не нужно бояться изменений.

- Прошло уже достаточно времени после выхода первого альбома. Второй альбом  скорее сбор информации за эти пять лет?
Николай: Какие-то наброски я делал давно, сразу после первого альбома, тогда я осваивал новые приемы. Почти год назад я засел за зарисовки, которые создавал в 2011 году. Думал, оживлю, привнесу что-то новое. Но нет, они уже неактуальны и так и остались набросками. И получилось, что весь новый материал я написал достаточно быстро. Когда есть вдохновение, поток идет, то можно написать песню и за пол дня. Сейчас просто много времени уделяется именно качеству продукции. Чтобы микс не уступал произведениям именитых продюсеров.

- Я с трудом представляю как пишется такая музыка...
Николай: Кто-то начинает с бита, кто-то с мелодии, кто-то с трех аккордов на гитаре. Нужна маленькая точка, от которой можно оттолкнуться. Этот костяк делается действительно быстро, гораздо труднее — развитие, тонкости. Так как мы стараемся мешать рок-музыку и танцевальную, то нужно соблюдать законы двух жанров. Я пишу, показываю Лене, а она говорит... что говорит Лена?
Елена: Лена говорит «да» или «нет» (смеется). Подсказываю, что добавить, что убрать.
Николай: Например, песня хорошая, но затянута. Бывает так, что часть партии мы просто выкидываем.
Елена: Лучшее — враг хорошего. Это должен быть хит, чтобы цепляло и было достаточно коротко, чтобы захотелось еще.



- Вы можете сказать, что текст в вашей музыке вторичен?
Елена: Хотите текст — читайте стихи.
Николай: Как сказал Саша, наш барабанщик, вокал — это не средство донесения текста, это инструмент. Я не могу, сказать, что мне неважно, о чем текст, но я стараюсь не нагружать его, так как главное у нас — музыка.

Расскажите про поездку в Китай. Это был первый тур за пределы России?
Елена: Да, и мы объездили весь Китай.
Николай: Лена три раза в Китае была, а я два. Приглашающая сторона увидела промо «ВКонтакте», мы обговорили условия, а затем каждый вечер в течение двух месяцев отыгрывали программу в клубах. В Китае люди ходят в клубы каждый день. Народ есть всегда, а в пятницу и субботу — много народу.
Елена: Когда каждый день приходится выступать в новом месте — это очень сложно. На сон времени не остается.



- Как получилось, что Лена была в Китае чаще?
Елена: У нашей компании есть три рабочих музыкальных проекта. И мы все участвуем в них. Systemshock, этнопроект Sadanakar, также кавер-проекты. В разное время у нас разные приоритеты. В Китай мы ездили именно с проектом AYA (кавер-проект, — прим. ред.).

- Сколько клипов снято у Systemshock?
Елена: На сегодняшний момент у нас два клипа. Оба снимали Серобабовы Валера и Дима. Это очень крутые операторы у нас в Омске. Мы так сошлись с ними в плане восприятия картинки, что работать было очень легко. Каждый клип мы готовили в рекордные сроки — по одному дню.
Николай: Первый мы снимали на телевизионном заводе. Там живут мои родители, и я знал, где интересные места. Съемки шли в старой трансформаторной будке, от которой остался только кирпичный каркас. Сам процесс был очень захватывающий.



Елена: Для начала мы купили ванну и несколько коробок плитки. Привезли зеркало.
Николай: Ванна — ерунда. Труднее было воды достать.
Елена: Мы привлекли всех доступных в этот момент мальчиков. И все носили вереницей воду с пятого этажа.
Николай: Снимали мы поздней весной, было уже очень тепло, но горячая вода остывала в считанные минуты.
Елена: Неспосредственно нас снимали в гараже у друга.
Николай: Второй клип  вообще «экспресс». Мы сняли его в рок-клубе практически за пять часов.
Елена: Нам нужно было достать кучу метров черной ткани, свет. Помогли нам в этом опять же друзья.

- Кто занимается разработкой идеи?
Николай: Мы, методом мозгового штурма.



- Для чего нужен клип?
Николай: Для популяризации. Клип может быть какой угодно дурацкий, можно выложить на ютьюб, на ТВ. Песню не возьмут, а клип — да.

- К новому альбому ждать клипов?
Николай: Будет обязательно. Есть песня хитовая, и на нее нужно снять клип.

- Когда ждать новый альбом?
Николай: Думаю, к лету. Вообще, так как шлифовкой материала занимаюсь я, могу сказать, что порой внутреннее состояние не располагает к занятиям музыкой. Можно два месяца пробыть в спячке со словами «не надо мне это».

- Где будете писаться?
Николай: Мы пишемся у меня. Я переодически показываю материал знающим людям, слушаю, анализирую. Но вообще сейчас актуально иметь проджект-студии под свой проект. Всегда можно оборудовать комнатку, и если ты знаешь, как твоя музыка должна звучать, то ты сможешь ее сделать и дома.

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий