Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

11 февраля 2015 13.27

Дмитрий Барулин: «Каждый из нас несет ответственность за формирование имиджа Омска»

«Класс» поговорил с Дмитрием Барулиным о том, как он понимает любовь к малой родине, и почему при всех его наградах он еще не покинул Омск.


Популярный фотограф и успешный рекламист Дмитрий Барулин готовит к выпуску фотоальбом, посвященный городу Омску. «Класс» поговорил с Барулиным о том, как он понимает любовь к малой родине, и почему при всех его наградах он еще не покинул Омск.

— Дима, ты стал широко известен пару лет назад, когда снял историю о слабовидящем продавце газет — провел с ним целый день. Это не просто репортаж, это отдельное художественное произведение со своей логикой и своим сценарием. Не боялся, что придумал в голове один образ, а в реальности Андрей Кулиничев окажется совсем другим?
— Я никогда не выстраиваю сценарий своего репортажа — стараюсь реагировать по обстоятельствам. На самом деле, когда ты делаешь фоторепортаж, всегда есть риск перекоса в ту или иную сторону. Никто от этого не застрахован, но я обязательно перепроверяю факты, смотрю на проблему с разных сторон. И я рад, что здесь у меня получилось избежать ошибок или неточностей, и история Андрея Кулиничева понравилась всем, кто ее видел. Я не получил ни копейки за свою работу, но репортаж принеес мне профессиональную популярность, ко мне стали обращаться СМИ, заказывая у меня другие репортажи, появилось больше клиентов на коммерческую съемку.

— Благодаря продавцу газет, ты прославился не только в Омске, но и в принципе в масштабах российских медиа.
— Да, публикацию из моего ЖЖ перепечатал «ОмскПресс», а из федеральных  «Эхо Москвы» и «Ридус». Всего было больше 300 тысяч просмотров: и у меня в ЖЖ, и в перепостах, и в СМИ. В соцсети «ВКонтакте» этот репортаж вошел в тройку «самых читаемых постов месяца» по всей соцсети. Но изначально я не ставил такой задачи  заработать на этом или набрать популярности. Конечной целью для меня, когда я задумывал репортаж «Продавец газет», было переломить ситуацию в региональных СМИ. В омских и в принципе в региональных изданиях очень много негатива, практически нет качественных читабельных материалов. Но у нас же в городе существуют интересные места, интересные люди, про которые можно и нужно рассказывать, они могут и должны становиться героями репортажей. И своей работой я хотел подтолкнуть коллег к тому, чтобы хотя бы иногда они публиковали не «жесть» или политику, а репортажи о позитивных интересных людях, которые просто можно было бы почитать на досуге, не ввязываясь в споры и ссоры. Не знаю, насколько я справился с этой задачей, но доказать, что «лайки» и просмотры можно собрать на хороших, добрых темах, я, кажется, смог.



— А ты не считаешь, что ты на долгое время стал заложником одного своего репортажа, как актеры становятся заложниками одной роли, а писатели — одной единственной своей книги?
— Не думаю. Конечно, часто бывает, что, когда знакомишься с новыми людьми, вспоминают о «Продавце…», но я нисколько не стыжусь этого репортажа. Я проделал большую качественную работу, репортаж понравился героям — я смог показать все, как есть, и это главное. Кто-то знает меня по «Продавцу газет», кто-то — по работе в рекламе или другим репортажам. Это нормально.

— Основная масса твоих материалов — это репортажи с массовых мероприятий: политических митингов, флешмобов, праздников. Ты можешь дать какие-то рекомендации своим коллегам, может быть, даже не профессиональным фотографам, а блогерам, которые не зарабатывают съемкой, но выкладывают потом свои наблюдения в социальные сети?
— Для фоторепортёра главное — это объективность. Нужно показать все так, как есть, потому что всегда есть соблазн использовать какой-то художественный прием — снять с определенного ракурса, «отрезать» какой-то элемент и получить на выходе кадр, который обманет зрителя. Когда идешь на большое мероприятие, ты должен предполагать, что там будет много других фотографов, и в итоге у всех будут одинаковые снимки. Придумай, чем ты будешь отличаться от коллег. Во время парада мыльных пузырей я договорился с гостиницей «Маяк», чтобы снимать праздник с ее крыши, например. В репортаже с массового мероприятия важно менять картинку — показывать общие планы, но не забывать о деталях. Они будут характеризовать это событие, приблизят его к зрителю, который, может быть, сам там не был, но хочет почувствовать атмосферу. Вообще, нужно всегда думать о том, кто твой потенциальный читатель, что он хотел бы увидеть.

— Во время съемки можно предугадать, шедевр получится или нет? Нажимая на затвор фотоаппарата, ты предполагаешь, что конкретный кадр станет «бомбой», и его будут «лайкать» и «расшаривать» в соцсетях «Вконтакте», «Твиттере» и в ЖЖ?
— На самом деле, предсказать такое очень сложно, у меня не всегда получается. Была ситуация, когда я приехал снимать репортаж, но на месте увидел, что мероприятие не настолько интересное, как это обещали в анонсах. Я отснял мероприятие, но решил не размещать репортаж в блоге. Спустя какое-то время все-таки обработал фотографии и выложил в ЖЖ, и неожиданно пост набрал около десяти тысяч просмотров. Это было открытие выставки из истории компьютерной техники. Она ничем не отличалась от моего балкона: на небольшой площади выставили старые мониторы, старые платы  для меня там не было ничего интересного и нового. Я сам программист по образованию, но я и представить не мог, что существует такое количество реально увлеченных этой темой людей. В комментариях нашлись люди старше меня по возрасту  они вспоминали, обсуждали, делились своими впечатлениями, выкладывали собственные старые фотографии конца 80-х — начала 90-х со всей это теперь уже музейной техникой.

— Если ты любое событие пропускаешь через себя, какая акция из тех, что ты снимал, показалась тебе наиболее интересной?
— Практически на каждой съемке происходит что-то интересное, что привлекает внимание и запоминается. Интересны съемки с воздуха — с самолета и мотодельтаплана, в моей книге много таких фотографий. Однажды я делал репортаж из кабины самолета — это было сразу после трагедии с «Полесьем» на Иртыше. С самолетами вообще связаны наиболее интересные кадры — у меня давние хорошие отношения с омским аэропортом и аэродромами: я работаю там и один, и во время массовых споттингов, когда в Омск съезжаются фотографы из других городов, которым интересна авиация.

Ты очень вовремя заговорил об авиации. Твое увлечение самолетами и съемками с воздуха как появилось?
— Какое-то время назад я познакомился с пилотами малой авиации. Мне предложили совершить тестовый обзорный полет — и так получилось, что одному из пилотов по работе нужно было во время полета сделать несколько снимков. Такое вот совпадение! Ребят устроили мои снимки, а мне понравилось летать — сначала «втянулся» в малую авиацию, потом познакомился ближе с большими самолетами. Еще несколько лет назад попасть в омский аэропорт для съемок было практически невозможно — это все-таки серьезно охраняемый объект. Но в последние годы в администрации омского аэропорта стали более тесно работать с фотографами.



В принципе все крупные аэропорты устраивают примерно раз в год споттинги для 3040 фотографов. Как правило, назначается день, когда большой трафик, пресс-служба аэропорта договаривается с авиакомпаниями, чтобы фотографы получили доступ к самолету на стоянке, например. Иногда споттинги бывают приурочены к какому-то событию. Так было в Омске, например, когда аэропорт получил допуск на прием широкофюзеляжных Boeing 767-200 и -300. Обычно на такие съемки приглашаются только профессиональные фотографы-споттеры.

— Насчет профессиональных фотографов. Традиционная тема, мне кажется, которую обсуждают часто: каждый, кто купил фотоаппарат — уже фотограф, по этому поводу очень много шуток в интернете. Некоторые начинают придумывать своей профессии новые названия — появляются фотохудожники, фоторепортеры, чтобы отличаться от всех. Какой у тебя вариант?
— Моя профессия — фотограф, рекламный и репортажный. Я не скажу, что меня особо беспокоит ситуация с теми, кто «понапокупал» фотоаппаратов. Потому что фотограф — это же человек, которого знают по его работам, по тому, какой он выдает стабильно качественный результат, а не по качеству оборудования или образования. Если это не твое — тебе самая дорогая аппаратура не поможет. Сейчас появилось отдельное направление в фотографии благодаря «Инстаграму» — люди, которые снимают на телефон. И у них получаются шедевры, потому что это талант и большая работа. В Омске я бы назвал трех фотографов-репортажников, которых я действительно считаю профессионалами своего дела и люблю с ними работать. Это Алексей Мальгавко — в жанре социальной репортажной фотографии он, может быть, даже лучший репортер у нас в стране. Это Дмитрий Феоктистов — в последнее время очень много работал и очень быстро, я считаю, вырос как профессионал. И Алексей Голубев — не столько репортер, сколько руфер, снимает Омск с крыш, его работы появляются сейчас в разных изданиях, не только российских. Недавно во французском журнале его публиковали.

— Скажи, а с крыш снимать город сложно? У твоего коллеги Славы Степанова из Новосибирска — автора популярного блога — есть снимки с потрясающих точек. У него какие-то свои методы?
— В Омске самая большая сложность — это найти ту крышу, с которой будет хороший вид на город — это можно установить только опытным путем, проверив несколько точек. А ведь надо еще угадать с погодой, с освещением. Однажды я сделал две абсолютно разных фотографии с одной и той же крыши с разницей в десять минут, поменялись погодные условия, и я увидел город абсолютно по-другому. Это большая редкость, ведь, как правило, с одной такой «фотосессии» получается одна по-настоящему хорошая фотография, и ради одного кадра ты проводишь на крыше несколько часов или даже несколько дней подряд приходишь туда.



— С точки зрения фотографа Омск — благодатный город? Все-таки, это не Екатеринбург, где с обзорной площадки 32-этажного «Высоцкого» ты видишь город во все стороны, и не Питер, где каждый уголок — это отдельный объект для фотосессии.
— Я не считаю Омск серым и некрасивым, как многие. Да, у нас зимой все завалено снегом, осенью и весной — грязь, а летом не так много зелени, как 30—40 лет назад. Но с крыш Омск смотрится очень симпатично. Я был удивлен, например, видам городка Нефтяников сверху — небольшие, аккуратные домики с разноцветными крышами смотрятся очень мило. А если говорить об омских улицах, я знаю многих людей, которые, приезжая в Омск, удивляются его видам, им очень нравится архитектура на улице Ленина. Но больше всего приезжим запоминаются сами омичи. Это мы как-то уничижительно относимся к своим землякам, а жители других городов поражаются, насколько добрые и гостеприимные у нас люди.

— Ты решил уместить все эти впечатления об Омске в свою книгу? Откуда вообще взялась идея издать фотоальбом с твоими снимками «Омск. 360°»?
— У меня накопилось много снимков города с разных ракурсов, которые я никогда не публиковал раньше по разным причинам. Перед этим я изучил опыт других городов: во многих крупных и даже не очень издавались свои фотокниги, которые были рассчитаны и на горожан и на туристов. В Омске, к моему удивлению, таких книг практически не было — большинство было выпущено несколько десятков лет назад, когда город выглядел абсолютно по-другому. Так что покупатели книги увидят в ней Омск за последние три года и смогут сравнить с тем, как город выглядел раньше, если у них есть старые фотоальбомы, например. Основной упор в книге будет сделан на фотографии, но там будут и небольшие тексты, которые расскажут о городе, событиях и людях, населяющих его. Текст будет и на русском, и на английском языках, потому что в Омск хоть и нечасто, но приезжают гости не только из России, но из-за рубежа. Кроме того, многие омичи сами ездят за границу — это тоже будет хороший подарок для иностранцев, чтобы они могли больше узнать об Омске. Первые две части книги — это снимки города и области с крыш и с самолёта. Отдельный раздел посвящен омским брендам — аэропорту Омск-Центральный, хоккейному клубу «Авангард», волейбольному клубу «Омичка» и многим другим. И последняя глава — это как раз те репортажные фотографии с событий, которые я снимал в Омске: парад мыльных пузырей, «Городской пикник», ледовый городок «Беловодье».



Ты выпускаешь фотоальбом на свои деньги?
— Вообще, издать собственную книгу — удовольствие не из дешевых. Изначально я хотел использовать только собственные средства, но сейчас появились заинтересованные компании, которые просто хотят помочь мне — полезными контактами, финансами. Они совершенно правильно считают, что издание такого альбома — это элемент продвижения нашего города. В администрации города, к сожалению, нам отказали в финансовой помощи. Я буду рад, если и другие компании захотят поддержать издание этого подарочного фотоальбома.

— К слову о пиаре и продвижении, ты не только фотограф, но и профессиональный рекламщик. Как ты оцениваешь подготовку Омска к 300-летию с точки зрения рекламы? В Омске нет даже официальной юбилейной айдентики.
— Город без официальной айдентики может существовать абсолютно реально — большинство городов не имеют какого-то логотипа. Символ города должен рождаться самими жителями, идти от народа. Не нужно объявлять конкурс или голосование, когда горожане будут выбирать из предложенных вариантов. Не нужно ориентироваться на какие-то внешние примеры. Сторонние дизайнеры, даже если проживут в городе неделю, месяц, полгода, вряд ли поймут до конца, чем город дышит. Символом Нью-Йорка I love NY стала работа местного дизайнера. Москву на карте всегда обозначали звездочкой, и именно ее взяли за основу при разработке логотипа столицы России сейчас. Единственный пример, где внешний опыт «зашел» удачно, — это Пермь, но там сейчас после смены губернатора весь проект по продвижению города свернули.

— А что вообще нужно, чтобы в городе сформировался некий «творческий кластер»? Региональные программы какие-то, самоорганизация? Или надо ждать, когда полтора миллиона горожан «созреют» до понимания того, что город может быть красивым и комфортным?
— В любом городе есть пласт населения, который хочет куда-то свалить. Те, кто живет в маленьких городах, хотят уехать в большие города, из больших городов — в города покрупнее, оттуда — в столицы, из Москвы и Питера — в Европу, чтобы вариться там в своей среде. На самом деле, творческому человеку не обязательно иметь какой-то коворкинг или лофт. Творческий человек всегда найдет себе место, где ему будет удобно работать.



В начале нашего разговора я рассказывал о той задаче, которую ставил перед собой, когда снимал «Продавца газет», — показать, что в Омске есть интересные позитивные темы для СМИ. Думаю, ни для кого не секрет, что у Омска негативный имидж именно из-за того, что в средствах массовой информации доминируют соответствующие новости. Чтобы поменять ситуацию, всем нам надо помнить о последствиях своих действий. Если ты журналист, значит, ты должен понимать свою ответственность за формирование образа города, каждого события, о котором ты пишешь. Если ты занимаешься вопросами благоустройства, неважно, проектируешь здания, или асфальтируешь дороги, ты должен понимать, что делаешь это не для галочки, а для людей. Чем больше горожан это поймет и начнет следовать этому правилу, тем быстрее город изменится и станет таким, каким мы хотим его видеть.

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий