Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

18 марта 2015 14.43

Дело дымное

В Омске наблюдается настоящий бум открытия кальянных заведений. Балансируя на грани законности, предприниматели создали альтернативу ресторанному досугу, однако в будущее они смотрят с тревогой.


В Омске наблюдается настоящий бум открытия кальянных заведений. Балансируя на грани законности, предприниматели создали альтернативу ресторанному досугу, однако в будущее они смотрят с тревогой. 

За несколько месяцев город буквально заполонили так называемые кальянные, в меню которых, помимо кальянов и безалкогольных напитков, больше ничего не значится. Подсчитать точное количество таких мест достаточно сложно.

В справочнике 2ГИС можно найти 22 заведения, участники рынка говорят, что на самом деле в городе их работает около 50-60. Примерно половина из них открылась летом, после вступления в силу закона, запрещающего курение в общественных местах, среди которых оказались кафе и рестораны.

В основном же рынок кальян-холлов состоит из местных игроков. Это молодые предприниматели, которые открыли подобные кафе, используя минимальные инвестиции. Однако присутствует здесь и несколько сетевых игроков. Так, по франшизе в Омск уже зашли федеральные Smoke House и Hookah place.

Все дело в моде и законе
Многие омские кальянщики утверждают, что стремительно развиваться этот бизнес начал не только благодаря новому законодательству. «Я не уверен, что бум связан конкретно с запретом на курение в ресторанах, — говорит менеджер кальянной Lava Hous Егор Евтушенко. — Мне кажется, тут повлияли все факторы в совокупности: мода, законодательство, да и то, что это неплохая альтернатива сигаретам». Директор кальянной SHEIKH Павел Козинкин утверждает, что заведения эти начали открываться раньше, чем закон вступил в силу. «Связанно это, скорее всего, с тем, что людям просто нравится курить кальян. Ничего сверхъестественного», — думает он.

С енотами и бизнес-ланчами
Рынок этот не только перенасыщен игроками, но и очень динамичен. Небольшие заведения постоянно открываются и закрываются, проработав всего несколько месяцев. «Конкуренция, непременно, есть, но какой без нее бизнес? — считает Егор Евтушенко. — Есть куда расти, стремиться. Многие заведения открылись совсем недавно, но, как правило, живут они недолго. Тут все зависит от подхода к клиенту. Важно быть настроенными на качество обслуживания, качество кальянов и чая».

Павел Козинкин убежден, что разноформатность кальянных позволяет всем омским предпринимателям находить своих клиентов. «Заведения имеют свой формат, так же, как и кафе быстрого питания. Люди, которым нравится McDonald’s, не пойдут в KFC, и наоборот. С нашим бизнесом та же ситуация. Заведения выбирают по обстановке и по статусу. Для многих важным фактором является, к примеру, возможность уединиться. Но, конечно, основным критерием остается качество кальяна и обслуживания». По его словам, конкуренции SHEIKH пока не ощущает.

К слову, инструментов для привлечения клиентов кальянщики придумали немало. В кальянной TAY, к примеру, живет настоящий енот, с которым охотно фотографируются посетители. Многие заведения дают гостям возможность поиграть в приставку или посмотреть фильм. В Smoke House гости платят не за сделанный ими заказ, а за время, по примеру антикафе. А в Let's Smoke и вовсе действует свободная цена. Заведение Alohahook проводит турниры по игре в мафию вместе со своими партнерами, а руководители заведения «Дыма Дом» придумали акцию под названием «кальянный бизнес-ланч» с более бюджетными дневными предложениями.

Сложности с персоналом
Большинство бизнесменов самостоятельно работают с клиентами, не нанимая дополнительный персонал. А те, кто решил найти кальянщика на стороне, сталкиваются с кадровым голодом. «Хороших кальянщиков действительно достаточно сложно найти. Насколько я знаю, есть заведения, которые ставят очень невысокие цены, но именно из-за низкой квалификации персонала клиентов у них не так уж и много», — говорит Павел Козинкин. Егор Евтушенко рассказал, что цены в Lava House средние по городу. «Цену на кальян мы снижать не планируем, наоборот, проводим различные акции и конкурсы», — говорит он.

Для прибыли и души
Мнение о прибыльности кальянного бизнеса у участников рынка разное. «Вообще этот бизнес довольно выгодный. И его окупаемость составляет от 6-12 месяцев», — рассказывает директор кальянной «Дыма Дом» Григорий Ткалев. Егор Евтушенко считает, что прибыльным его дело будет оставаться еще два-три года. А вот руководитель кальянной SHEIKH вовсе называет это не бизнесом, а занятием для души.

Объем инвестиций, необходимых для открытия кальянной, может сильно варьироваться. Некоторые федеральные эксперты утверждают, что потратить придется около 900 тыс. рублей. Омичи уверяют, что можно обойтись намного более скромными суммами. «Кальянную можно открыть и за 150 тыс. рублей, только кого вы туда пригласите? Все зависит от задумок, интерьера, количества посадочных мест. Чтобы заведение такого рода приносило свои плоды, нужно потратить не менее 450-500 тыс. рублей», — считает Евтушенко.

Предприниматели говорят, что выручка популярной кальянной с пятью столиками может составлять примерно 15 тыс. рублей в день. Средняя цена кальяна составляет сегодня примерно 600 рублей.

По словам Григория Ткалева, дополнительные сложности для работы создают законодательство и падение курса рубля. Все ингредиенты и оборудование, закупаемые поставщиками за доллары, выросли сейчас в цене. Эксперты говорят, что необходимые для кальяна атрибуты подорожали примерно в два раза.

Двоякий закон
В отличие от своих коллег, Григорий Ткалев связывает кальянный бум в первую очередь с вышедшим законом о запрете курения в общественных местах, а также в ресторанах и развлекательных заведениях.

При этом многие юристы считают, что кальянные точно так же, как и традиционные кафе, относятся к местам, свободным от курения. А в том случае, если в заведении есть хоть какое-то меню (даже чай), оно и вовсе считается общепитом.

Однако омские кальянщики уверены, что закон ими не нарушается. «Кальянная — это специально отведенное место для курения, в которое люди приходят с определенной целью. Так как наши законотворцы прямо говорили о том, что именно такие "курилки" и останутся свободным для дыма местом, все логично. И наше заведение — отличный пример этому», — говорит Павел Козинкин.
Юрист Сергей Бережной считает, что решение открыть кальянную сейчас не совсем верное. Эксперт советует дождаться, когда заработают новые законы о запрете курения и обороте табака, датированные 2015 годом. По его мнению, только тогда станет понятно, можно ли вести такую деятельность и как это делать. Однако пока в законе нет прямого запрета на работу отдельных кальянных.

Сейчас в Госдуму внесен законопроект о полном запрете курения кальяна в общественных местах. В ближайшее время этот акт может запретить курение даже нетабачной смеси или паровых камней. Автором инициативы выступил председатель комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Вадим Тюльпанов. «После вступления в силу запрета на курение кальяна с использованием табачных изделий в общественных местах рестораны, кафе и другие развлекательные заведения перешли на предоставление услуг курения кальяна на нетабачной смеси», — заявил он. «Проверить, что курится в кальяне, — безникотиновая или никотиновая смесь, проблематично. В содержании нетабачных смесей может быть каннабисная группа, анаша в небольших количествах, вредные для здоровья ингредиенты», — говорится в пояснительной записке к проекту закона. Вадим Тюльпанов отметил, что документ уже получил одобрение коллег.



Комментарии 

И владелец, и кальянщик

Надежда Кондрашова,учредитель кальянной Don Calliano: «В связи со вступлением в силу очередной части антитабачного закона в Омске случился кальянный бум. Дымные комнаты можно найти почти на каждом углу и ни одна из них не пустует. Конкуренция очень высока, например, на Левом берегу вокруг нас находится 6 кальянных. Если законы не изменятся, бизнес этот будет очень рентабельным. Кальянщиков мы в принципе не искали, решили, что выгодней будет обучиться и работать самим. Иногда приходят студенты, спрашивают, не нужны ли нам кальянщики, но у них нет опыта работы, а учить кого-то и потом платить зарплату невыгодно».


Кальянщики неверно толкуют закон

Светлана Лебедева, ведущий юрист «ИНТЕЛЛЕКТ-С»: «К сожалению, предприниматели считают, что если они назовут заведение «кальянной» или «чайной», ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» перестает распространяться на их бизнес. Это неверное толкование закона. В настоящий момент не только разрешение курения в заведении кальяна на табаке является основанием для привлечения предпринимателей к ответственности. Так, запрещаются использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами (п. «г» ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»). То есть даже курение безтабачного кальяна может квалифицироваться как имитация табачного изделия и стать основанием для привлечения к административной ответственности».


Что не запрещено, то разрешено

Родион Хафизов, менеджер по развитию кальянной Smoke Housе: «На сегодняшний день в городе работает более 50 кальянных, предложение явно превысило спрос. Но, так или иначе, во всех заведениях сегодня есть какое-то количество клиентов.
Большая часть кальянных открылась после того, как был принят закон о запрете курения в общественных местах. Люди лишились возможности курить кальяны в заведениях, при этом в нашем городе есть большое количество «гурманов», которые постоянно ищут новые вкусы и готовы идти в заведение именно за кальяном, а не за едой и напитками.

Закон о запрете курения в общественных местах построен таким образом, что курение в отдельных кальянных не запрещено, но и не разрешено. Естественно, нужно соблюдать определенные правила. Кальянная должна располагаться в отдельном помещении, предназначенном для курения. Если это не так, то предприниматели обязаны согласовывать ее открытие, к примеру, с жильцами дома, собирать подписи. Наверняка часть участников рынка полностью не соблюдает закон.

Сложности этого бизнеса связаны с ростом курсов валют. Кальянная продукция, особенно та, что производится в США, подорожала сейчас примерно в полтора-два раза».

Фото: saratov.revizor.com

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 10 (063) 17 марта


Самое актуальное в рубрике: Город

Больше интересного в жанре: Новости

Добавить комментарий