Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

03 мая 2015 18.49

Анна Гудкова: «Съемки фильма — это бесконечный процесс опозданий»

В рамках фестиваля «Движение» креативный продюсер и создатель проекта «Культбюро» Анна Гудкова провела мастер-класс «Фильмы эпохи Facebook: путеводитель по будущему кинематографа», в котором дала полезные советы для молодых кинематографистов. Анна рассказала, какие проблемы подстерегают на творческом пути современных режиссеров и как можно их решить.


В рамках фестиваля «Движение» креативный продюсер и создатель проекта «Культбюро» Анна Гудкова провела мастер-класс «Фильмы эпохи Facebook: путеводитель по будущему кинематографа», в котором дала полезные советы для молодых кинематографистов. Анна рассказала, какие проблемы подстерегают на творческом пути современных режиссеров и как можно их решить.


Брэдбери был прав
Еще 20 лет назад режиссер был властителем дум. Все, что он хотел сказать, зритель воспринимал пассивно. Что происходит сейчас? У человека появляется огромный выбор того, как себя развлечь и что посмотреть. Он может пойти в кинотеатр, а может просто включить телевизор или выйти в интернет. Скроллинг новостной ленты в соцсетях «ВКонтакте» или Facebook’е может дать человеку весь объем эмоций, который ему необходим. Естественно, что в кино сегодняшний человек пойдет только в исключительном случае. Только тогда, когда режиссер сможет предоставить ему что-то уникальное, то, что даст больше эмоций, чем ТВ или соцсети.

Современная жизнь чем-то напоминает ту, что была описана Рэем Брэдбери в книге «451 градус по Фаренгейту». Людей там всюду окружали бесконечные экраны. То, что было описано фантастом несколько десятилетий назад, теперь происходит в нашей реальности. Режиссер должен ясно представлять себе, как можно увлечь человека, заставить среди множества экранов выбрать тот, где он будет показывать свой фильм.



Сам себе режиссер
Сегодня практически каждый человек может выступать режиссером. Многие из вас делают какие-то забавные видео, потом выкладывают их в соцсети. Нередки такие случаи, когда любительское видео может быть гораздо популярнее профессиональной работы. Например, режиссер долго вынашивал замысел, искал деньги на проект, потом работал над ним и, наконец, выпустил, а на его фильм почти никто не пришел. А какой-то человек случайно снял забавный сюжет на видеорегистратор, выложил в сеть и набрал 500 тысяч просмотров. Важно понимать, что человеку сегодня проще посмотреть несколько таких ни к чему не обязывающих видео, чем садиться за просмотр полнометражного фильма.

Согласно статистике, еще два года назад минимальная длина ролика, который зритель был способен посмотреть от начала до конца, составляла пять минут. Сегодня она составляет от 30 секунд до 1,5 минуты. Причем, чтобы удержать зрителя хотя бы эти секунды, нужно показывать что-то исключительное. Наша способность концентрироваться становится все меньше. Происходит это из-за того, что нас избаловали современный кинематограф и телевидение. Каждое мгновение на экране что-то происходит — взрывается и мигает. Поэтому длинное авторское кино, где ничего не происходит, сможет посмотреть не каждый современный человек.



Зритель нашего времени
Перед тем, как режиссер начнет готовиться к съемкам кино, ему нужно четко представлять, кто будет его зрителем. Будет ли это авторское кино для аудитории в несколько человек или это массовый продукт? Режиссеру также важно понимать, каков он, современный зритель? Это абсолютно автономный человек, который может свободно существовать, не покидая пределы своей квартиры. Сегодня мы можем работать, не выходя из дома, заказывать себе на дом еду, общаться дистанционно с помощью телефона или интернета. 100 лет назад это казалось невозможным, человек, ведущий такой образ жизни, считался бы отшельником. Поэтому раньше любое культурное событие предполагало общее переживание, а сейчас все больше людей оказываются один на один с экраном. И сегодня именно для такого человека режиссеры снимают свои фильмы.

Борьба со временем

Если обратиться к еще одним статистическим данным, то только 10 из 100 человек, получивших режиссерское образование, снимают сегодня более семи фильмов. Большая часть снимает только один. Чем отличаются от других эти успешные режиссеры? Дело в том, что эти люди очень хорошо чувствуют время, а также потребность аудитории. Время — это отдельный разговор. Дело в том, что съемки каждого фильма – это бесконечный процесс опозданий. Допустим, вы задумали картину, воплощение ее в жизнь займет у вас в лучшем случае один-два года. В худшем — более десяти лет. Так, например, мало, кто знает, что известный фильм «Король говорит», получивший «Оскара», создавался 12 лет. Режиссер должен понимать, что к тому моменту, когда работа будет завершена, его картина уже устареет. Она актуальна на тот момент, когда он только ее задумал. Поэтому один из секретов состоит в том, чтобы снимать фильм так, как будто вы уже живете в будущем.



Один из секретов состоит в том, чтобы снимать фильм так, как будто вы уже живете в будущем.
Недавно я начала читать один детективный сценарий, который был написан в 2002 году. Сначала я не могла понять, что в нем не то, а потом до меня дошло, что там все постоянно куда-то ходят. Чтобы что-то узнать, человек отправляет запрос, через два дня он получает информацию. Сейчас, чтобы получить такие данные, достаточно зайти в интернет. Время убыстряется и сжимается до каких-то миллисекунд. Режиссер должен это учитывать. Если он снимет старомодную картину, то он заранее обречен на провал.



 Но существуют исключения, например, фильм «Артист», вышедший в 2011 году и получивший «Оскара». Это черно-белая немая картина, аналогичная лентам начала XX века. Несмотря на все особенности, этот фильм был очень успешен. Дело в том, что его создатели предложили своим зрителям путешествие в тот мир, который мы не знаем. И это очень цепляет. Причем путешествие может быть куда угодно — в голову Джона Малковича, на планету Шелезяка... Главное, чтобы оно было убедительным. Именно поэтому так популярны такие фильмы, как «Хоббит» или «Властелин Колец»: они дарят необыкновенное путешествие.

Такие фильмы, как «Хоббит» или «Властелин Колец», популярны, потому что дарят необыкновенное путешествие.
Иллюзия сопричастности
Еще один секрет успешного современного кинопроекта — сделать зрителя сотворцом, чтобы он выступал не только как пассивная, но и как активная сторона. Был такой проект, когда люди снимали фильм с двух камер на границе между Израилем и Палестиной. Съемки длились в  течение месяца,  камеры стояли в каждой стране. Из полученного материала и был смонтирован фильм. Параллельно с этим все отснятое видео было нарезано на маленькие блоки и выложено на сайт. Любой человек, который заходил на этот сайт, мог выбирать видео на свой вкус и смонтировать свой фильм. Таким образом, он выступал как своеобразный режиссер.

Также, чтобы привлечь аудиторию к определенному кинопроекту, сейчас придумываются всякие штуки, позволяющие вовлечь зрителя в процесс еще до просмотра фильма. Создаются странички в соцсетях для вымышленных героев либо действие картины заранее переносится в реальную плоскость, то есть создаются игры, квесты. Это та же самая иллюзия причастности к созданию фильма. Можно придумать много чего другого. А чтобы понять, привлечет ли это зрителя, подумайте, а зацепило бы это вас?

Самое актуальное в рубрике: ВДвижении

Больше интересного в жанре: Новости

Добавить комментарий