Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

26 мая 2015 12.25

Виктор Назаров: «Нужно быть не губернатором-царем, а губернатором, понятным обществу»

Губернатор Виктор Назаров встретился с редактором «Делового Омска» и рассказал о своей главной мотивации — убедить людей, что он не случайный пассажир, который запрыгнул на подножку поезда.

Врио губернатора Виктор Назаров встретился с редактором «Делового Омска» и рассказал о своей главной мотивации — убедить людей, что он не случайный пассажир, который запрыгнул на подножку поезда.

У Виктора Назарова сложно брать интервью. Когда человек открыт и у него все написано на лице, иезуитствовать, выкруживать и провоцировать, иначе говоря, пользоваться традиционными инструментами журналиста, как-то неловко. Поэтому скандального интервью не получилось. Самый острый вопрос, который числился в моем арсенале: «А можно сделать с вами селфи?», — и тот затерялся где-то в приемной.

Раньше в кабинете стояли классные шахматы. Я предложил сделать снимок на фоне фигур для пущего драматизма.

— А мы их ребятишкам подарили в детский дом, — пожал плечами господин Назаров.

— Виктор Иванович, и все-таки, почему решили проводить выборы в этом году? Вокруг них ходило столько слухов в СМИ. То будут, то не будут... Все окончательно запутались, — мы тут же начали разыгрывать виртуальную партию.
— Поэтому мы решили провести выборы, лишь бы немного успокоить людей, которые так горели этой идеей, — засмеялся глава региона.

— Ну, а серьезно? Смешная пьеса о важных вопросах.
— Серьезно? — он задумался, а стоит ли разговаривать с журналистом серьезно. — Естественно, это было продуманное решение. Еще год назад мы предпринимали попытки донести до администрации президента наше желание провести досрочные выборы губернатора.

— Почему не получилось?
— А нет здесь никаких интриг. Видимо, поздно заявились и не попали в соответствующие списки. Зато в этом году обратились первыми, и результат налицо. Состоялась встреча с президентом Владимиром Путиным, где я получил четкий сигнал: раз готов, значит, иди. Главное, на чем настаивал глава государства, чтобы выборы прошли максимально открыто, честно, без применения черных технологий.



— И что, даже конкурентов блокировать не будете?
— Сегодня я готов видеть любого оппонента в рамках избирательной кампании.

— А почему спокойно не досидеть свой срок до 2017 года?
— Это дело принципа. Для дальнейшей работы необходимо заручиться поддержкой омичей. Три года я находился в двоякой ситуации. С одной стороны, назначен президентом в соответствии с российскими законами, исполняю государственные функции. Но с другой — в стране складывается выборная практика. Возникают вопросы относительно моей легитимности.

— Сталкиваетесь с этим в работе? Люди смотрят на вас как на временщика?
— В работе не сталкиваюсь, — уверенно ответил он. — Это довлело внутри. Когда находишься наедине с собой, размышляешь, чувствуешь противоречие. Чтобы убрать внутреннее напряжение, нужно пройти этот путь.

— Некоторые общественники считают, что не следует тратить бюджетные деньги на досрочные выборы.
— Наоборот, — воодушевился Виктор Назаров, словно получил точный пас от соперника. — У нас в сентябре будет беспрецедентное количество выборов. Это и сельские поселения, и районные главы... Затраты составят примерно 100 млн рублей. Если мы совмещаем их с выборами губернатора, то серьезно экономим. А иначе эти деньги придется тратить в 2017 году. Учитывая дефицит бюджета, не хотелось бы этого делать.

Не важно, о чем я думал три года назад, какими интересами жил. Если назначили, нужно бросать свои «игрушки» и впрягаться, независимо от того, любят тебя или нет. 

— Вы упомянули о технологиях. Неужели не будете пользоваться приезжими консультантами? Вот Александр Малькевич недавно сказал, что можно обойтись и без них.
— Мы пока не определились. Сначала нужно соблюсти все официальные процедуры. Прикинуть силы, что мы сами сможем сделать. А если приглашать сторонних специалистов, то на какие задачи. Не секрет, что это влечет за собой и дополнительные финансовые затраты.

— Вы сейчас как витязь на распутье: идти без технологов — значит набрать скромный, но честный результат, пользоваться их услугами — набрать 80%, но не всегда этичным способом...
— А почему нельзя сразу убить двух зайцев? — удивился господин Назаров. — Можно показать скромность, честность и получить большую поддержку. Мы будем стараться добиться обеих целей. Главное, чтобы как можно больше людей поверили, что я не просто заскочил на подножку поезда и собираюсь так ехать дальше...



— А насколько кремлевская администрация скрупулезно изучала ситуацию в регионе, прежде чем «благословить» вас на выборы? Ведь, судя по заголовкам в СМИ, фон у нас не самый благоприятный...
Беседуя с журналистами о журналистике, Виктор Назаров всегда невольно улыбается.
— Я на эту тему сам больше переживал, чем сотрудники аппарата президента. Когда мы общались без протокола, я сказал, что в регионе есть сайт, где постоянно идут нападки на меня. «Не обращайте внимания. Ваша задача — работать». Так что в Кремле не делают выводы по информации желтых сайтов. К этому относятся спокойно. Моська, знать она сильна!...

— После ваших слов у нас умрет медиаиндустрия, — заволновался я.
— Не волнуйтесь, — засмеялся губернатор. — Я всех успокою — не умрет. Мы читаем! Не все подряд, конечно. Желтизну сразу отфильтровываем. А там, где есть факты, где необходимо срочно вмешаться и решить вопрос, — мы реагируем. Пусть это маленький сайт, но он поднял важную проблему.

— Давайте вернемся к истокам, — предложил я. — Когда-то маленький Иисус, наверное, гулял с детьми, играл в свои игрушки, и вдруг голос небесный протрубил его судьбу, о том что надо вести за собой людей, которые в итоге его распнут. Это очень грубая метафора, но однажды и на вас свалилась власть. И тогда было ясно, что нужно возглавить жителей, десять процентов из которых будут вас ненавидеть, десять процентов будут льстить, а потом предадут и так далее... Что вы чувствовали?
— Я согласен с цифрами. Психологи говорят, когда ты заходишь в любую аудиторию — десять процентов уже тебя ненавидят. Хотя ты и слова-то сказать не успел. А дальше все зависит от тебя. Мне нравится, как отвечает владыка, когда я интересуюсь его мнением: «Господь Бог видит, кого грузить». Поэтому не важно, о чем я думал три года назад, какими интересами жил. Если назначили, нужно бросать свои «игрушки» и впрягаться, независимо от того, любят тебя или нет.

— И не обижаетесь?
— Обидно другое. Это когда к тебе обращаются люди, а ты не можешь им помочь в силу ограниченности бюджетных ресурсов. Они видят во мне последнюю инстанцию. Если расписаться в своем бессилии, жители окончательно разуверятся во власти. Допустить этого нельзя. Нужно дать хотя бы маленькую надежду. Пытаемся что-то делать, направляем повторные обращения, задействуем юридические службы... После таких встреч выходишь абсолютно опустошенным с одним желанием все бросить и уйти. Но вдруг понимаешь, кто-то все равно должен это тащить и выполнять задачи, которые ставит перед тобой президент, правительство...



— А ожидания людей — это проблема людей или ваша? Политконсультант Сергей Старовойтов на днях сказал, что с вашим именем в регионе связывали надежды, но они не оправдались.
— Если бы я наблюдал за ситуацией со стороны, может быть, так же рассуждал. Но есть ряд объективных факторов. Нам досталось тяжелое наследство. Мы пытаемся сократить закредитованность бюджета, но социалка рвет его как Тришкин кафтан... Чтобы выстроить систему управления, нужно время. Нельзя заскочить на лихом коне, порубать всех шашкой и стать лучшим управленцем региона. У меня много времени ушло на понимание целей и задач. Сегодня я вижу, что нужно делать. Если бы еще не кризис...

— Говорят, при назначении губернаторы имели право, условно говоря, на три желания. Была ли возможность попросить президента о возвращении налоговой базы бывшей «Сибнефти»?
— Мы этот вопрос обсуждаем на всех доступных нам площадках. Но нужно понимать, даже если удастся вернуть компанию, все налоги к нам не поступят, сумма будет варьироваться. Но переговоры с «Газпромом» об увеличении налоговых поступлений в бюджет Омской области мы ведем и небезуспешно. То же самое касается военно-промышленного комплекса. Наши заводы входят в вертикально-интегрированные холдинги и платят налоги в Москве. Нужно возвращать эти деньги на территорию. Есть уже ряд соглашений на эту тему. А почему «МРСК Сибири» зарегистрирована в Красноярске? То же касается и ТГК-11...

— Так у нас и отдельные бизнесмены прописаны в Москве. Тот же Валерий Каплунат, он рассказал об этом в интервью «БК55». А у него не низкий НДФЛ.
— Это дело каждого омича, болеющего за область, — осторожно сказал Виктор Назаров. — Есть и другие проблемы. У нас примерно 100 тыс. человек работают вахтовым методом. Но НДФЛ они платят в Тюменскую, Томскую области (это примерно 3 млрд рублей), а всю социальную нагрузку несем мы. Эту тему мы тоже обсуждали на встрече с президентом. После того как камеры выключили, еще 30 минут общались. Он дал поручение разобраться в ситуации.

— Страшно было? — уточнил я, представив перед собой взгляд мудрого Каа.
— Конечно, я волновался. Человек поражает своей харизмой. Когда мы обсуждали проблемы, в какой-то момент я увлекся и забыл, что передо мной сидит президент, руководитель... Меня поразила скорость его реакции. Мы говорили о вертикально-интегрированных холдингах, и он тут же брал телефон, звонил, мол, у меня губернатор, нужно рассмотреть такой-то вопрос. И только окончилась встреча, со мной уже связываются исполнители.



— Ручное управление... В Омской области ведь существует запрос на «жесткую руку». Один сочувствующий вам бизнесмен как-то в беседе недоумевал, почему вы не можете просто вызвать к себе того же Шушубаева и заставить расплатиться с дольщиками?
— У юристов есть поговорка — закон суров, но это закон. Ударом кулака по столу вопросы не решаются. Для этого нет полномочий. Но мы активно работаем в рамках комиссии по дольщикам, пытаемся решать вопросы.

— Были же времена, когда губернаторы являлись царями на территории...
— Были. И хорошо, что прошли. Сегодня нужно быть не губернатором-царем, а губернатором, понятным обществу.

— Но если говорить о формировании вашей команды, то не всегда понятно, по какому принципу вы подбирали людей, — мы перешли к теме, за которую Назарова больше всего критиковали в СМИ.
— Кстати, выборы — это и возможность перетрясти команду, — переключился он.

— Будут новые отставки?
— Конечно. Не буду лукавить, за три года я совершил ряд ошибок. Признаю это, — слова прозвучали неожиданно. В мире, в котором живет господин Назаров, не принято признавать просчеты. — Сейчас мною дано поручение формировать кадровый резерв региона. Причем не важно, из какой партии представитель, если готов работать, то вперед... А тебе приходилось расставаться с сотрудниками? — вдруг спросил губернатор.

— Да, — всхлипнул я, — как раз недавно было неприятное расставание. Управление коллективом учит на многое смотреть по-другому.

— Так это и для тебя больной вопрос, — рассмеялся Виктор Назаров. — Ну, я смотрю, ты стал спокойный, выдержанный.



— А вы на что посмотрели по-другому? Вот, Леонида Полежаева сделали почетным гражданином Омской области, хотя раньше относились к нему с иронией...
— Нет, иронии не было, — не согласился он. — Я оказался настолько загружен, что не было времени даже оглянуться по сторонам, пообщаться с кем-то. Сейчас, конечно, поражаюсь Леониду Константиновичу! Как можно было 20 лет нести эту ношу? Общаемся. И не только с ним, но и с Иваном Назаровым, последним секретарем омского обкома КПСС, Иваном Викторовым... Они-то видят во мне такого молодого, неопытного...

Губернатора уже ждал Вячеслав Синюгин, поэтому предложили задать последний вопрос.

— Как сказал Белинский: «Мы еще не решили вопрос о Боге». Сначала вы не посещали православные праздники, а теперь начали. Почему? Издержки должности или эволюция веры?

— Я верю в добрые, светлые силы. Я разделяю вместе с омичами радость православных праздников. Я христианин, но я также глава многоконфессионального региона. На днях меня муфтий пригласил в мечеть. Я пошел. В храмах проповедуют добро. Это важно для меня. Если мы вместе отвратим хотя бы одного человека от зла — уже замечательно.

Досье

Виктор Назаров родился 18 октября 1962 года в селе Ингалы Большереченского района Омской области.
С 2005 года генеральный директор компании «Газпром-Межрегионгаз-Омск».

На выборах 4 декабря 2011 года избран депутатом Законодательного Собрания Омской области от Тюкалинского избирательного округа.

3 апреля 2012 года президент России Дмитрий Медведев предложил кандидатуру Виктора Назарова на пост губернатора Омской области.

9 апреля 2012 года Заксобранием Омской области утвержден в должности губернатора. Решение принято абсолютным большинством голосов (43 голоса «за», один голос «против», всего 44 депутата).

30 мая 2012 года принял присягу на верность народу и Конституции РФ.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 19 (072) 26 мая

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий