Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

18 июня 2015 14.44

Василий Мельниченко: «Я воспринимаю свой переезд как вызов»

Художник Василий Мельниченко, организовавший фестиваль паблик-арта «Пространство множественности», все-таки решил покинуть Омск и перебраться в Европу. О том, как прошел фест и почему художнику стало неуютно в родном городе, Василий рассказал «Классу».

Вадим Харламов

- Василий, фестиваль снова получился скандальным. Какие ваши впечатления от «Пространства множественности» этого года?

- Я чрезвычайно доволен фестивалем: программа была очень разнообразная, работы были более выразительные и точные по смысловому попаданию, чем в прошлом году. Цель мероприятия тоже достигнута – мы смогли повысить лояльность омичей к нашему проекту, привлекли людей, которые получили классическое художественное образование. Они в свою очередь получили кайф от того, что они делают что-то в окружающей их среде, то, что вызывает реакцию, мотивирует к взаимодействию.

Если говорить о негативных моментах, то не сделано много вещей, которые бы украсили наш город. Например, не удалось реализовать очень интересный проект: видео-арт с большими проекциями на стену Пушкинской библиотеки. Отказали нам и многие собственники зданий, расположенных на Любинском проспекте. Также мы в очередной раз столкнулись с сопротивлением местных чиновников, которые негативно отнеслись к установке некоторых арт-объектов в городе.

В целом задача фестиваля была только одна – дать шанс людям и художникам почувствовать себя хозяевами своего города, способными самостоятельно влиять на это место, как-то его преобразовывать.

- Василий, в основном вас поддержали молодые омские художники. А вы не пробовали привлекать к фестивалю мастеров из «Союза»?

- Мы с ними не сотрудничаем. Дело в том, что там очень консервативная среда, завязанная на чиновниках. Они ждут заказа и любви государства. Если раньше они писали портреты Ленина и рабочих, то сейчас, видимо, будут писать Путина и членов «Единой России». Но при этом им будут давать мастерские, оплачивать дачи… У нас нет диалога с этими людьми.

- Зря вы так, Василий, среди них немало художников, которые занимаются свободным творчеством, экспериментируют, в том числе с абстрактными формами…

- Абстракционизм – это начало 20-го века. А сейчас 21-й уже катится к своей середине. Эти старые формы искусства уже коммерциализировались, стали интерьерными. Что касается живописи на холсте, то здесь уже все было сделано в 50-е годы 20-го века. После Джексона Поллока, который превратил искусство изображения в перформанс, ничего нового не появилось. Я не против живописи, она бывает прекрасная и удивительная, но мы говорим о том, что художник постоянно должен искать новые пространства, новые средства и носители для своего творчества. Сколько уже произведено этих холстов, заполненных маслом? Сегодня мы их часто видим даже на помойках.

- Василий, а что, по вашему мнению, является истинным искусством?

- Искусство подразумевает под собой игру на основе смысла. Также оно моделирует ситуацию, которая заставляют зрителя делать выбор. Кроме того, важным моментом является новизна. Если произведение не несет в себе ничего нового, это не искусство, а культурный продукт. Мы с вами потребляем немало культурного продукта, когда смотрим массовое кино, ходим на совершенно традиционные спектакли. Искусство сегодняшнего дня – это создание процессов взаимодействия, активистские формы, использование новых технологий. Например, мне нравится одна немецкая группа художников. Они расписывают крыши, причем их работы могут увидеть все: достаточно зайти в Google Maps, посмотреть на город сверху и увидеть, как дома складываются в текст.

- А как вы относитесь к деятельности Петра Павленского, который устроил на Красной площади акцию «Фиксация»?

- Мы виртуально дружим с Павленским, и я считаю, что на сегодняшний день – это один из самых ярких художников, которые есть в России. Его акции удивительно точны, метафоричны. А та смелость, с которой он их делает, не снилась большинству художников.

- Василий, после открытия фестиваля «Пространство множественности» в прессе активно муссировалась тема, что деньги на мероприятие дал Госдеп США, и вас приравняли чуть ли ни к сотруднику американской разведки…

- Фестиваль на самом деле проводился на грант от посольства США в России. Я обратился к американским властям за поддержкой и получил ее. Во всей этой истории меня удивило только то, что некоторые омские сайты писали, будто бы раскрыта какая-то тайна. Никакой тайны не было ни в том году, ни в этом. Что такое Госдеп? Это Министерство иностранных дел США. Оно дает гранты не только российским художникам, но и спортсменам, писателям, ученым… В чем здесь проблема, для меня непонятно. Ведь россияне свободно пользуются американскими технологиями, ездят на американских машинах, покупают американские айфоны… Так давайте лучше будем общаться и перенимать добрый опыт, а не орать, что кругом враги.

- Как такое может получиться? Местное правительство не заинтересовано в омском фестивале, но зато Америка соглашается профинансировать проект, который находится вообще на другом континенте, в далеком сибирском городе…

- Это связано с нормальной ответственной позицией людей, которые понимают, что дружба требует усилий и вложений. США вкладываются в формирование имиджа, двухсторонних связей и контактов. Дипломатия нужна для того, чтобы не было войны.

Что касается местного правительства, то я считаю, что это сплошь коррумпированная система. Административные должности занимают те люди, которые им не соответствуют ни по своему образованию, ни по личностным качествам. Каждый из них решает свою личную задачу, но прикрывается какой-то риторикой. В реальности все просто: одному хочется Toyota Camry с кожаным сиденьем, а другому - квартиру в Испании. Я много лет потратил на общение с чиновниками, и ничего хорошего из этого не вышло.

- Василий, у нас же игнорируют не все творческие инициативы. Недавно прошел кукольный фестиваль, обошедшийся местному бюджету в 5 миллионов рублей, ТЮЗу дали 8 миллионов на постановку спектакля…

- Видите ли, в чем дело, театр всегда был некой забавой власти, которая любит позиционировать себя через крупные культурные формы. Вспомните, как Сталин любил театр. Также, если вы обратите внимание, в Омске поддерживаются только устоявшиеся, классические вещи. Но люди не понимают: если мы не вкладываемся в будущее, в новизну, то ни будущего, ни новизны у нас не будет.

- А если попытаться пойти на компромисс с местными властями?

- На мой взгляд, чиновник вообще не должен вмешиваться в творческий процесс. В США нет министерства культуры, и в то же время они являются передовой страной, в том числе в сфере искусства. Я понимаю, где можно пойти на компромисс, где можно что-то сгладить. Но отказаться от самого себя, своей идеи и совести – этого я делать не буду.

- Василий, на открытии фестиваля вы обмолвились, что в ваш адрес поступают угрозы от неизвестных лиц…

- К сожалению, это так. К тому же эти люди не щадят и моих близких. Жену постоянно донимают сообщениями с анонимных аккаунтов в соцсетях. На днях обзванивали мою сестру, маму и сообщали им, что я в полиции и меня собираются посадить. Хорошо, что дело не дошло до физической расправы. Вообще еще с прошлого года против меня была развернута травля. Со мной никто не хочет иметь дело, у меня дурная репутация. Почти год у меня не было нормальной работы, я жил на деньги, которые выручил с продажи автомобиля и частично с продажи квартиры. У нас никого не волнует, что человек оказывается на грани выживания. Меня больше всего поражает в русской «духовности» полное презрение к человеку, к его жизни, судьбе, тотальное неуважение. У Гилберта Честертона есть фраза «Свобода – это вежливость». Пока этой вежливости в России нет.

- Что стало последней каплей, после чего вы решили покинуть Омск?

- Я думаю, что обладаю определенными знаниями, талантами и способностями для того, чтобы значительно поменять ситуацию в Омске, но я не нахожу союзников среди людей, которые обладают ресурсами. Вообще вся общекультурная, общеполитическая ситуация, которая складывается в стране, меня очень сильно пугает. Меня не устраивают и те настроения, которые царят в либеральной части общества. Люди совершенно не слышат друг друга. Все мои друзья-художники, которые сейчас живут в Москве, находятся в потерянном состоянии, они дезориентированы, не знают, что делать. Поэтому я решил не переезжать ни в Питер, ни в Москву.

- А почему ваш выбор пал именно на Берлин?

- У меня с детства тяга к немецкой культуре. Меня всегда удивляло, как устроена эта удивительная нация, которая «производит» математику, философию и музыку таким способом, который другим нациям не ведом. Кроме того, у меня там большое количество друзей, с которыми мы уже делали какие-то проекты. И не мудрено, ведь Берлин сейчас – это культурная столица Европы. Там размещается большое количество творческих площадок, создаются комфортные условия для художников. Одних галерей в Берлине больше пятисот. Также в Германии действует такая программа: можно собрать коллекцию картин и передать ее в государственный музей. Она будет экспонироваться, а ее бывшего владельца освободят от налогов на сумму, равную стоимости этой коллекции. В целом я обожаю Берлин. Мне кажется, что там даже какой-то особенный воздух…

- У вас уже запланированы какие-то творческие проекты в этом городе?

- Да, уже есть над чем работать. В декабре я был в Варшаве, где проходила «лаборатория» современного искусства. Согласно идее этого мероприятия, в пару объединяются художник и социальный активист. Их задача – разработать некий проект, который будет иметь общественное значение. Так получилось, что проект, который предложили мы с моей коллегой, победил. Он называется «Музей мусора». Нам выделили небольшие стипендии на его реализацию, и сейчас мне нужно сделать инсталляцию в Берлине и использовать ее в кампании по сбору средств на создание этого музея. Он будет сделан в виде сайта и послужит методической платформой для работы школьных и вузовских педагогов, социальных активистов. Там будут собраны материалы, касающиеся тем избыточного потребления, грамотной утилизации мусора, его вторичной переработки и других моментов, связанных с экологией.

- Переезд в другую страну – довольно смелый шаг, связанный с определенными трудностями. Не возникало ли сомнений в правильности этого решения?

- Иногда мозг подсовывает мысли о сомнениях. Он же всегда тревожится, когда происходят какие-то изменения. Сейчас я воспринимаю свой переезд как вызов, предложение начать писать новый роман. Я уже долгое время думаю покинуть эту страну, потому что мне хочется учиться, написать докторскую диссертацию, оказаться в эпицентре производства смыслов. Мне хочется быть в месте, где происходит движение, а не в городе, где одни попы, такси и массажные салоны.

- Как ваша семья отнеслась к идее переезда в Германию на ПМЖ?

- Я долгое время не решался на переезд, потому что моей маме уже много лет, и я не хотел оставлять ее в Омске. Но в то же время понимал, что и моя жизнь тоже уходит. Когда я все-таки поговорил с мамой на эту тему, она сказала, что мой переезд – это правильное решение. Конечно, и у нее, и у меня есть определенная тоска по этому поводу. Кроме того, у меня еще тут остаются старшие дети, которые сейчас учатся в университете.

- Василий, несмотря на ваш переезд, не планируете провести в Омске на следующий год третий фестиваль «Пространство множественности»?

- Когда в прошлом году прошел первый фестиваль, мы столкнулись с сопротивлением чиновников и разрушением арт-объектов. Тогда я решил, что больше не буду его проводить. Но через два месяца понял, что хочу, чтобы у этого начинания было продолжение. Поддержали меня и другие художники, с которыми мы вместе делали первый фестиваль. В этом году случилось то же самое, хотя омичи с бОльшим интересом отнеслись к нашему проекту. Я пока не хочу загадывать на будущий год. Но скорее всего, если фестиваль и будет проводиться в 2016-м, то в другой, «партизанской», форме, когда не потребуется взаимодействия с омскими чиновниками и согласования арт-объектов в городской среде…

Самое актуальное в рубрике: Культура

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 2):

Алекс Тарчанин
Сам я тоже хочу перебраться в Москву, Питер или в штаты. Жить с ватниками очень трудно. Когда я посетил штаты, а ведь мне вручили грант как талантливому журналисту, я понял, что должен обязательно выбраться из этой ямы. Я смог выбраться из дыры под названием Тара, выберусь и из клоаки, которая называется Омском.
24 июня, 14:10 | Ответить
вася
тьфу, художник твою медь
23 июня, 00:23 | Ответить