Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

08 августа 2015 11.00

Сергей Александров, художник: «Мне не нужно завоевывать этот мир: свою нишу я уже занял»

Омский художник Сергей Александров считает, что лучше держаться подальше от государства и работать исключительно на себя. Но тогда приходится быть не только трудоголиком, но и «человеком-оркестром», который может и картину нарисовать, и мебель расписать, и даже своим собственным бродячим театром зрителей удивить. О жизни художника-фрилансера и о том, как ей радоваться, Сергей рассказал «Классу».

Вадим Харламов

— Сергей Николаевич, насколько я знаю, вы изначально хотели посвятить свою жизнь театру. А почему пошли по художественной стезе?

— Я родился в Омске. Но после восьмого класса решил поступать в театральное училище в Ярославль. Однако мама решила, что я слишком мал, чтобы одному жить в чужом городе, поэтому не пустила меня туда, и я после окончания школы поступил на художественно-графический факультет нашего педагогического института. Но, видно, театральная жилка во мне никуда не делась, и еще во время учебы на факультете я пришел в омский театр «Протей». Из него потом вырос наш «Пятый театр». Там я делал для спектаклей сценографию и костюмы и выступал в качестве актера. После окончания вуза начал работать в художественном фонде, участвовал в выставках, пробовал себя в живописи, потом вступил в Союз художников. Но театр так никуда и не ушел из моей жизни — я делал театральные плакаты, сотрудничал с театром-студией Александра Гончарука. А несколько лет назад я создал свой собственный бродячий театр кукол, с которым иногда выступаю.

— Как решились на такую масштабную затею?

— В 2011 году на Святки мне приснился сон, как будто я делаю вертеп. Это такой народный кукольный театр, который представляет собой большой двухэтажный ящик. Каждый этаж — это маленькая сцена, где и происходит театральное действо. После ночи, когда увидел тот сон, встал утром, начал собирать информацию, а потом в течение трех месяцев изготовил кукол, ящик, подобрал музыку, записал фонограмму… Но поскольку вертепные представления традиционно играются зимой, я захотел сделать еще какой-нибудь другой спектакль, летний. И изготовил раек по сказке Степана Писахова «Яблоней цвел». Раек намного проще — в нем всего один этаж, а куклы плоские. Теперь я со своим бродячим театром могу приехать хоть куда и дать представление. Меня приглашали не только на массовые праздники, например, ярмарки, но и домой на частные вечеринки.

— Как реагируют на ваши спектакли зрители? Сейчас ведь людей по большому счету трудно хоть чем-то удивить.

— В кукольном театре есть своя магия. С одной стороны, это просто деревяшка. А когда все сливается вместе — и текст, и музыка, и свет, то кукольный театр превращается в волшебное действо. В вертепе есть сцена, которая вызывает у зрителей слезы. Когда убивают младенца, некоторые плачут. Вроде бы какой-то маленький сверток протыкают пикой, там даже нет крови, но это все равно оказывает сильное эмоциональное воздействие.

— А не думали сотрудничать с «Арлекином»?

— Когда я только сделал свой театр, то показал «Яблоней цвел» в «Арлекине», интересно было услышать мнение профессионалов. Я его услышал, но никакого сотрудничества нет. Однако меня это не напрягает. Я по натуре вольный человек. Под кем-то ходить мне очень тяжело. А так я сам себе хозяин: что сделал, то продал. В общем, я тоже «Арлекин», только маленький. (Смеется.)

— Сергей Николаевич, вы занимаетесь и живописью, и театром, и дизайном… В каком амплуа чувствуете себе наиболее комфортно?

— Думаю, что во всех. Сегодня у меня одно настроение, завтра — другое. Я занимаюсь тем, что мне интересно на сегодняшний момент. В этом году начал писать пейзажи: весной был пленэр в Южном Казахстане, в июле на Байкале, осенью буду писать этюды в Крыму.

— В одном из своих интервью вы сказали, что вы безработный…

— Да, члены Союза художников, которые не преподают в институтах, а просто занимаются искусством, по статусу все безработные. Но я считаю, что чем дальше от государства, тем лучше, поэтому с 90-х годов я работаю только сам на себя. Мой брат тоже художник, он давно эмигрировал в Чехию и трудится там в хосписе санитарным братом. Днем отработает, а потом идет в мастерскую, творит. Но он знает, что у него идет твердая копеечка. Кому-то удобнее жить так, а меня мое «безработное» положение абсолютно не напрягает.

 Я человек мира. Какая разница, где ты живешь? Любимым делом можно заниматься и в Омске, а за границей у меня быстро появляется ностальгия.

— Какой вид деятельности приносит вам основной заработок?

— Все понемножку. Но, наверное, меньше всего доходов у меня от театра. Когда только его сделал, то активно пиарился, давал рекламу, и заказы были. А потом мне надоело: я не такой человек, который будет искать клиентов, что-то организовывать. В основном, конечно, приносит деньги живопись и оформление квартир. Например, недавно у меня был хороший заказ: сделал в квартире две настенные росписи.

— Как у любого фрилансера, у наверняка заказов то густо, то пусто. Вас не угнетает, когда нет заказов и соответственно денег?

— Да нет, не угнетает. Денег, на самом деле, иногда не хватает, но за все надо платить, за свободу тоже.

— А не было желания махнуть в одну из российских столиц или за границу, как сделал ваш брат?

— Я никогда не ощущал, что живу в провинции. Я человек мира. Какая разница, где ты живешь? Любимым делом можно заниматься и в Омске, а за границей у меня быстро появляется ностальгия. Здесь лучше.

— Интернет помогает в пиаре и поиске заказов?

— Могу сказать по собственному опыту, что интернет большого толка в плане продаж не дает. У меня есть свой сайт, но он больше для информации. Разместил новые картинки, люди «лайки» поставили — и все, можно работать дальше. В основном я использую интернет как информационную базу.

— Получается, что сейчас вы и картины пишете, и афиши оформляете, росписью мебели и квартир занимаетесь. Откуда столько энергии и энтузиазма?

— Не самая скучная профессия, правда? Отсюда и энергия, потому что интересно новое создавать. Хотя порой приходится заставлять себя начать трудиться…

— Чтобы время не утекало впустую, любому свободному художнику требуется жесткий распорядок дня. А каков примерный график у вас?

— Я люблю вставать рано, часов в семь. Потом завариваю себе натуральный кофе, набиваю табаком трубочку, читаю — одним словом, просыпаюсь. На это уходит около часа. Потом завтракаю, гуляю с собакой, просматриваю почту, домашние дела … Часов в 11-12 начинаю работать, и так до 17-18 часов. Вечером — отдых с семьей.

— Кстати, про трубочку. Я слышала, у вас их в доме целая коллекция.

— Не считал, сколько их точно. Примерно три дюжины. Часть из них «живет» дома, часть — на даче, чтобы не возить с собой постоянно. Первую трубку я купил в Германии, где проходила моя выставка. Эта трубка у меня долго была одна, а потом я стал потихоньку покупать и собирать коллекцию.

— Сейчас пошла мода на здоровый образ жизни. Не думали когда-нибудь отказаться от курения?

— Я и так сильно здоровый! После Нового года пошел в фитнес-клуб, стал тягать «железо». Оздоровился, мама не горюй! Хожу три раза в неделю и великолепно себя чувствую. А по поводу курения… Пока не собираюсь бросать. Должны же быть у человека какие-нибудь вредные привычки, я же не ангел. (Смеется.)

— Ваша жена Анастасия Гурова — художник-график. Есть такое мнение, что творческим людям тяжело жить вместе прежде всего из-за бытовых проблем, потому что кто-то должен заниматься домом. Кто у вас в семье взял на себя эту ответственную миссию?

— Домашними делами мы занимаемся вместе. Хочется мне помыть посуду — я иду мою, хочется привести в порядок пол — я занимаюсь этим. Так же и Настя. Бытовые проблемы у нас не стоят во главе угла. В целом я люблю чистоту и порядок, поэтому мне нетрудно заниматься бытом. Я и мастерскую сам отремонтировал, чтобы было комфортно.

— Сергей Николаевич, есть ли у вас сейчас какая-то глобальная цель, к которой вы стремитесь?

— Сейчас я просто наслаждаюсь жизнью, никаких глобальных планов. Какие амбиции у меня были, я их все удовлетворил. Мне не нужно завоевывать этот мир: свою нишу я уже занял. Стал членом Союза художников, регулярно участвую в выставках, добился того, чтобы мои работы были узнаваемы. Теперь живу в свое удовольствие. Даже иной раз позовут поучаствовать в выставке, а я думаю: нужно мне это или нет? Ведь участие в любой экспозиции — это затраты. Во-первых, работы нужно оформить, во-вторых, сделать рекламу. В-третьих, за то, что где-то «повисел», отдаешь потом этой галерее или выставочному залу одну из своих картин.

— Но ведь к юбилейной выставке, которая пройдет в декабре в Доме художника, готовитесь?

— Конечно. В этом году мне исполняется 60 лет. Я долго думал, чем бы всех удивить, и еще зимой затеял серию из тридцати работ под названием «Азбучная молитва». Каждая картина будет посвящена одной из букв славянского алфавита. Приходите, посмотрите, буду рад.

Самое актуальное в рубрике: Культура

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий