Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

15 сентября 2015 15.00

Войти в IT: как в Омске прошла конференция HappyDev Lite

Третья студенческая конференция от омских IT-компаний состоялась 13 сентября при полном аншлаге: из более чем 500 человек в зал попали лишь 400. 

Рустам Мендубаев

Часть 0. Выборы как метафора

В минувшее воскресенье, пока одни сознательные омичи выбирали губернатора, другие плечом к плечу заполнили большую аудиторию восьмого корпуса ОмГТУ. Уже второй год конференция HappyDev Lite помогает студентам и старшеклассникам правильно проголосовать за собственное будущее, не зависящее от политиков.

 

 

Дмитрий Вахрушев,старший инженер-программист компании Eris-OmskСейчас вы все перед выбором — какой язык программирования осваивать. Выбор этот серьезный — практически как жениться. Даже еще круче. В свое время, выбирая между «Си» и «Паскаль», я выбрал «Паскаль», а весь мир выбрал «Си». В итоге много лет я работал, можно сказать, не программистом, а бухгалтером…

Кстати, по бухгалтерии у IT-специалистов все очень прозрачно. Ротация кадров постоянная, и каждый специалист, как товар на бирже, с той лишь разницей, что этот «товар» постоянно выбирает, куда инвестировать свое время, чтобы не терять себестоимость. А деньги здесь крутятся немалые. Сегодня на международном рынке IT-разработчикам в среднем платят $16 - $22 в час, в зависимости от специализации, - такую информацию показал студентам на одном из слайдов сотрудник Live Typing Андрей Мирко. Усредним этот долларовый разбег и получим $19 в час. Для пущей выразительности переведем эти доллары в рубли по текущему курсу (67,40) и умножим на 40 часов стандартной рабочей недели. Получим почти 205 тысяч рублей в месяц. Неплохо?

А теперь выдохнули. Эти деньги доступны лишь суперпрофессионалам, у которых за плечами свыше 10 лет полезного опыта. Опять же - это как средняя температура по больнице, то есть лютый профи из кремниевой долины может зарабатывать и миллион рублей в месяц (в пересчете на доллары), позитивно влияя на усредненные данные. Но вот еще одна статистика - от ресурса Stackowerflow. Согласно ней, среднегодовой доход разработчика в России в 2015 году составляет $23 897, то есть 1 610 657 рублей в год или 134 221 рубль в месяц. Уже скромнее, но все равно неплохо.

Часть 1. Альпинизм в степи

А теперь представим, что пусть не такие, но тоже достаточно хорошие деньги можно зарабатывать, продолжая жить в Омске. По некоторым данным, разбег зарплат омских айтишников составляет от 20 тысяч рублей (выпускники вузов без опыта) до 120 тысяч рублей (профессионалы со стажем 10+). Конечно, на фоне средних омских зарплат такие деньги все равно кажутся не более реальными, чем альпинизм в степи. Но 400 юношей и девушек 13 сентября проявили готовность покорять эти «горы», выдержав восемь часов лекций от своих потенциальных работодателей. Причем гости не теряли живого интереса к происходящему, что было заметно по качеству обратной связи в виде вопросов. Редкий случай, когда аудитория к вечеру совершенно не поредела.

Останутся ли эти мотивированные ребята в Омске или переедут в столицу, а может, и за рубеж, — вовсе не эти планы определяют их сегодняшнюю собранность. Просто в IT добивается успеха тот, для кого деньги — скорее побочный продукт фанатичной преданности делу. Некоторым из этих ребят за внешним видом, судя по всему, некогда следить, какая уж там жажда денег.

Дмитрий Пашкевич,директор компании «Тамтэк»Я начал программировать со второго класса, после школы пошел на физфак, где занимался численными методами. Я не жалел сил и меня мало интересовали деньги — просто ловил кайф от того, что делал. Лишь когда женился, понял, что надо еще и зарабатывать. Вот уже девять лет у меня совместный бизнес с партнером из США. И я был рад работать с людьми, которые умнее меня и талантливее.

Для тех, кому финансовые перспективы в IT все-таки кружат голову сильнее, чем страсть превращать код в высшую форму жизни, есть приятная новость. Сегодня работы в этой сфере на всех хватит — мировая IT-индустрия испытывает жесточайший кадровый голод.

Часть 2. Голодный Омск

Мы бы и не узнали никогда об этих омских компаниях, ведь их интеллектуальный товар ориентирован на западные рынки. Без обид, но омичам такие продукты не по карману. Да и зачем омским новостным сайтам такая крутая поисковая система, как в The New York Times (разработка «Тамтэк», Омск) или терминал как у FOREX (разработка Al Digit, Омск)?

Но чтобы успешно работать из Омска на всех этих буржуев и платить сотрудникам-омичам буржуйские зарплаты, местным IT-компаниям нужны лишь местные специалисты, причем самые качественные из негуманитарных.

Пока омские журналисты тонут на льдине сокращающегося рекламного рынка, пока продавцы-консультанты остаются без работы, потому что у населения все меньше нефтедолларов для обмена на всевозможные бусы, — омские IT-компании не могут заработать несколько лишних миллионов лишь потому, что им не хватает рук, точнее голов.

Ах, если бы был такой интеллектуальный вирус, что переработал бы омских продавцов в айтишников, наш город бы озолотился безо всякой «Сибнефти» в качестве налогоплательщика. Но, увы, нет такого волшебства. Одни из нас остаются сверхвостребованными, в то время как другие — сверхбесполезными.

Однако пару лет назад руководителям омских IT-компании все-таки пришла в головы волшебная идея: объединитьcя в местное сообщество программистов, чтобы популяризировать в выпускниках школ само желание стать программистами. Ведь на рынке заказов компаниям нечего делить — на всех задач хватает, а вот на рынке труда битва за людей колоссальная, а значит, его надо расширять.

Сначала в 2012 году компания 7Bits учредила ежегодную конференцию HappyDev для интеграции омских IT-профессионалов в единую профессиональную среду. А уже в 2014-м представители десятка омских IT-компаний, объединенные единой целью, начали финансировать в складчину студенческий вариант конференции HappyDev Lite, главным организатором которой все так же оставалась компания 7Bits. Чуть ли не сразу было решено проводить эту конференцию дважды в год. А все для того, чтобы как можно чаще демонстрировать талантливой молодежи свои распростертые объятия: на каждой конференции устраивается ярмарка стажировок, где один вариант другого слаще. Особенно теперь, когда подросло поколение «демографической ямы». В этот раз к организаторам из 7Bits добавилась компания A2 Design. Всем им очень важны эти упоминания, так как при складчине на совместные эвенты, конкуренцию за кадры, ими выращиваемые, никто не отменял.

Часть 3. Шах и мат, патриархат!

Середина конференции. Скоро обед. Некоторые студентки почти машинально надписывают своими именами картонные стаканчики, взятые с кофе-брейка. Skuratov-инстинкт? А вот и нет: просто Анна Тарасенко (ключевой организатор конференции) придерживается экологических взглядов, и "застолбить" за собой лишь один стаканчик - ее личная просьба ко всем. Ну а если заглянуть в блокноты всем этим девушкам, стаканчики надписавшим, тем более развеется образ «девочковости» — там сугубо технические наброски, полные схем, без лирики. Причем в аудитории, где проходят лекции для IT-разработчиков, девушек чуть ли не половина. Совершенный слом стереотипов о программерской среде, где девушки раньше встречались едва ли чаще, чем на руководящих постах в Саудовской Аравии.

Говорят, феминизация IT-сферы — это совсем недавний тренд. Но вдруг это просто юные хищницы пришли ловить в будущие мужья «ботаников на взлете»? Не исключено, хотя… Три очаровательные Happy Dev’ушки берут да и обставляют парней в конкурсе от компании Live Typing, угадывая по фрагменту предоставленного кода, из какого знаменитого IT-проекта он взят (видимо, это так же легко, как угадать знаменитость по рентгеновскому снимку черепа). Шах и мат, патриархат. Ну а раз в гендерном плане у юных айтишников Омска царит паритет, значит вымирание программистам точно не грозит. Выбрав язык программирования, можно совершить второй по важности выбор и найти себе невесту или жениха, которые будут «на твоей волне».

Часть 4. Код да фичи

Собственно, теперь о самих лекциях. В этот раз организаторы HappyDev Lite разделили все выступления экспертов на два параллельных тематических потока. В одной аудитории собрались те, кому больше интересна разработка, в другой — веб-дизайн. Но вот казус: если зал для разработчиков буквально ломился от народа (свыше 350 человек), то в зале для дизайна и 50 творцов не набралось, что, видимо, говорит о приоритетах современной молодежи (разработчики зарабатывают на порядок выше дизайнеров).

«Если б наши казаки дошли б до Мексики, а не Аляски, то международным IT-языком, возможно, был бы русский. А так английский. Так что учите его в совершенстве, без него вообще никак», — наставляет будущих разработчиков директор компании «Тамтэк» Дмитрий Пашкевич.

Пожалуй, необходимость английского — это единственная ситуация для айтишника, где выбор сделан за него, во всем же остальном — постоянные дилеммы. Нет ведь должности программиста: внутри этого класса профессий — целое дерево специализаций. Какую выбрать?

Павел Сумароков,директор компании Al DigtСовременные проекты настолько сложны, что без специализации и распараллеливания задач на всю команду обойтись уже нереально. Например, чтобы написать социальную сеть «Фейсбук» в ее сегодняшнем виде, один программист потратил бы лет 20…

 

Евгений Тюменцев,генеральный директор компании HWdTechС другой стороны, а как измерить срок разработки? Мифический «человеко-месяц» себя не оправдал, поскольку трудоемкость работы программиста растет по экспоненте, — дополняет Евгений Тюменцев, генеральный директор компании HWdTech. — В обычной жизни все проще. Если каменщик кладет двадцать кирпичей в час, то за пятьдесят часов положит тысячу кирпичей. А в программировании каждый новый кирпич кладется дольше, так как вырастает вероятность ошибки на уровне всех предыдущих кирпичей.

Еще одна важная особенность современных IT-технологий — итеративность, то есть цикличность разработки. Мир программистов первым ушел от всех этих толстых техзаданий, которые могут устареть раньше, чем будут написаны. Сегодня задачи пишутся быстро и корректируются буквально на лету: слишком бешеных денег стоит работа команды программистов, чтобы заказчик рисковал получить не то, чем он сможет воспользоваться.

«Как правило, за первые две недели нужно уже сделать прототип продукта, в котором бы работала самая ключевая деталь (на программерском сленге такие детали зовутся фичами, от англ. feature), а на дальнейших циклах (итерациях) мы этот прототип совершенствуем, пишем новый код, добавляем новые фичи», — продолжает Павел Сумароков.

Если бы принцип итеративности применялся, например, к строительству омского метрополитена, то либо проект давно бы отменился без зарытых в землю миллиардов, либо омичи уже имели бы что-то работающее, пусть и гораздо более скромное, чем закладывалось в изначальный план.

Работающий метромост (ему, кстати, 18 октября исполнится десять лет) — это, скорее, приятная случайность, чем признак итеративного подхода «Мостовика». Увы, градостроительные хозяйства по-прежнему строят свой проект-менеджмент «дедовскими» способами, пока не успев перенять программерских достижений.

Часть 5. Город в разработке

Зато сами омские программисты не прочь внедрить свои таланты в преображение городского пространства. Собственно, все «городские проекты» и многочисленные хипстерские мероприятия, главное из которых — ежегодный Городской пикник, вряд ли стали бы возможны без помощи омского IT-сообщества, составившего органичный союз с местными общественниками. Но этому интересному социальному явлению будет посвящена другая статья про нарождающийся городской класс, никак не связанный своими заработками с Омском, а потому более свободный в общественном самовыражении.

Этот же материал хочется поскорее закончить. Пора внедрять итеративный принцип и в журналистскую практику.

Самое актуальное в рубрике: IT и Телеком

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий