Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

17 ноября 2015 18.15

«Город своими руками» — проектная лаборатория, направленная на создание жизнеспособных проектов совместными усилиями омичей, которая была создана в июле 2015 года Институтом «Стрелка» при поддержке Омского НПЗ в рамках программы социальных инвестиций «Родные города». В рамках проекта активные жители под руководством экспертов в области урбанистики уже разработали пять мини-проектов по изменению городских пространств. Общественные группы уже представили свое видение «Зеленого острова», а в течение сентября-октября этого года запустят проекты преображения площади Бухгольца, площади перед ТЮЗом, улицы Пушкина и набережной Тухачевского. Лучшие проекты, прошедшие общественную и профессиональную экспертизы, смогут принять участие в грантовом конкурсе социальных инициатив Омского НПЗ «Родные города» 2016 года.

История одной скамейки

Проектная лаборатория «Город своими руками» подвела итоги своей работы. Сначала лидеры проектов рассказали, как трудилась команда и какими получились события. Затем представители организаторов лаборатории, активистов, урбанистов и городских властей собрались за одним столом, чтобы поговорить о перспективе развития подобных проектов в Омске. Разговор то и дело возвращался к новенькой лавочке у ТЮЗа, которую вандалы испортили уже на следующий день после события. Скамейка, пожалуй, стала лакмусовой бумажкой, которая показала, как в Омске обстоят дела с городскими проектами.

Фото: Вадим Харламов, Александр Румянцев, Екатерина Седымова, Ольга Лебеденко

Скамейку у ТЮЗа собрали глубокой ночью 11 октября. До фестиваля уличного искусства #безграниц оставалось меньше суток. 12 октября лавочку нашли обидно подпорченной: некоторые доски открутили и на еще пахнущих свежим деревом плашках написали «хипстеры, вам тут не рады». Тем же вечером команда уже прошедшего фестиваля вылечила лавочку. Об этом лидер проекта #безграниц Антон Осипов рассказал как человек не унывающий и способный подтрунивать над неудачами. Аудитория одобряюще смеялась.

Антон Осипов,организатор фестиваля #безграницЛавочка объединила большое количество людей, которые собрали ее в короткое время. Работы закончили ночью, часа в два. Первое освоение скамейки — на ней спал человек, спал спокойно. Второй интересный момент — сихийно образовавшееся движение«стоп хипстерс», послания от представителей которого мы нашли на нашем творении. Но хипстеры не останавливаются. Мы ее покрасили, перевернули доски. Если что-то случится, будем переворачивать еще.

Жизнеутверждающий алогизм в конце был принят на ура.

После презентации проектов началась дискуссия о перспективах активистских и тестовых проектов в Омске. Когда модератор обсуждения Екатерина Гольдберг из московского института «Стрелка» задала основные вопросы, организатор Городского пикника Роман Ковалев решил вернуться к скамейке. Было заметно, что тема его действительно очень волнует.

 

Роман Ковалев,организатор Городского пикникаВыскажусь как представитель инициативных горожан. Когда произошел инцидент с лавочками на ТЮЗе, когда их кто-то коварно исписал и испортил, какова была реакция администрации города? Ее не было. Мне кажется, это не совсем верно. Городские власти должны были показать, что эти люди хорошие, занимаются правильным делом, и нельзя позволять в Омске портить хорошие дела хороших людей. Это было бы нужным и важным посылом для активных горожан: администрация на их стороне, а не каких-то непонятных «стоп-хипстеров».

Ответить пожелала директор департамента общественных отношений и социальной политики администрации Омска Радмила Мартынова, но, взяв слово, отвлеклась, чтобы отреагировать на реплику активиста из зала.

— Почему вы публично не заступились за ребят? — Роман задал вопрос снова.

— А что случилось с ребятами? Их кто-то обидел? — почему-то парировала Радмила Мартынова.

— Вы должны были, на мой взгляд, прийти и помочь им, — высказался Роман.

— Предлагаю не использовать за дискуссионным столом слово «должны», — не дала накалиться страстям Екатерина Гольдберг.

— Мы имеем дело с темой, которая совсем непроработана, поэтому разговор иногда переходит на выяснение отношений, взаимные претензии. Это естественно, — позже, уже в завершение дискуссии вернется к эпизоду модератор.

Екатерина Гольдберг несколько раз переформулировала вопрос Романа, пояснив, в чем именно может выразиться «поддержка» и «защита»: «Иногда нужно просто словом поддержать, опубликовать релиз на вашем сайте, например. Морально это очень помогло бы нашим участникам».

«В этой части я не вижу проблемы, потому что это нематериальное действие», — услышав конкретику, ответила Радмила Мартынова.

При этом директор департамента общественных отношений призналась, что сфера материального волнует ее гораздо сильнее.

Радмила Мартынова,директор департамента общественных отношений и социальной политики администрации ОмскаМы озадачены большим количеством бесхозных объектов. Те арт-объекты, которые появляются на территории города, должны обрести своего хозяина. Сегодня многие общественники привлекают средства инвесторов или вкладывают собственные, выигрывают гранты, устанавливают детские площадки, ставят карусели, качели… Потом выясняется, что объект стоит, а хозяина у него нет. Объект хорош до тех пор, пока он цел и невредим. Как только что-то с ним происходит, сразу начинают искать, кто же за него отвечает.

— Город мог бы брать на баланс объекты, если они согласованы по всем правилам? — спросила Екатерина Гольдберг. В поддержку вопроса она оговорилась, что в принципе это реально: сидящий за дискуссионным столом Михаил Приемышев смог передать один из своих объектов на содержание администрации Вологды.

— Чисто технически я пока не знаю такой процедуры, — ответила Радмила Мартынова, но не лишила активистов надежды. — Этот вопрос требует обсуждения.

Михаил Приемышев поделился лайфхаком. Он рассказал активистам, как предложить объект городу, чтобы администрация могла его взять.

Михаил Приемышев, директор вологодского фестиваля Курбанистика, архитекторЯ вижу единственный сценарий: команде активистов стоит письменно предложить администрации, как установленный объект может существовать, и рассказать, что с ним можно делать. Понятно: «скамейка», «сидеть», «не курить».

Под занавес дискуссии Екатерина Гольдберг, курировавшая лабораторию, решила подвести итоги работы. И сделала она это на примере той самой скамейки.

Екатерина Гольдберг,директор социокультурных проектов Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» (Москва)В каждом проекте есть болевые точки. И мне кажется, что история с лавочкой была болью всей нашей лаборатории. Я долго думала, что в этот момент советовать ребятам. Поняла одну вещь. Скамейка-скамейкой, любая скамейка когда-то сломается. Ключевым результатом каждого из наших проектов было развитие их участников. Антон реализовал свой проект у ТЮЗа, его никто не сломил, у него нашлись силы починить эту лавочку. И он готов продолжать, делать что-то другое. Мне это помогло пережить болевую точку со скамейкой.

К счастью, в Омске есть ребята, которые хотят и могут делать интересные вещи за пределами своего круга общения, для всех. От вандалов никто не защищен, и это пугающе нормальная ситуация. Едва ли кто-то может повлиять на нее в ближайшем будущем. Власти в целом рады «положительной» активности, но вот «вещественные знаки невещественных отношений» их настораживают, рискуя превратиться в головную боль. Опекать проекты активистов мэрия вряд ли будет. И, наверное, это к лучшему.

Самое актуальное в рубрике: Город

Больше интересного в жанре: Статьи

Теги: Лавочка , ТЮЗ

Добавить комментарий