Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

09 февраля 2016 11.26

Пикник на обочине

Городской пикник сделал для Омска за минувшие четыре года больше, чем власти и губернатор вместе взятые. Благодаря этому проекту неравнодушные люди нашли друг друга и поняли — если хочешь создать интересный проект, нужно просто начать. Однако сегодняшние активисты всячески пытаются откреститься от связи с Городским пикником, уверяя, что делают нечто уникальное и не пытаются копировать удачный формат.

Вадим Харламов, Рустам Мендубаев, Василий и Татьяна Птицыны

Проекты, близкие к пикнику по духу, существовали и до того, как проект развернулся и прогремел на всю Сибирь. Однако именно благодаря фестивалю от Романа Ковалева и компании сформировалась аудитория, готовая как организовывать, так и участвовать в мероприятиях.

Изначально этот материал задумывался как обзор проектов, появившихся на свет благодаря Городскому пикнику. Однако мы столкнулись с тем, что почти все организаторы не хотят ассоциировать себя с главным омским праздником и достаточно агрессивно доказывают свою самостоятельность и независимость. То ли популярность пикника набила оскомину омским активистам, то ли этот формат действительно исчерпал себя. Тем не менее, хоть пикник официально и прекратил свое существование, у омских общественников на 2016-й планов громадье. Мы спросили их о том, чем они собираются удивлять омичей в юбилейный год, в чем видят секрет успеха Городского пикника и считают ли нужным попробовать организовать подобное масштабное мероприятие своими силами.

Одна из организаторов последнего Городского пикника Анна Косьяненко в этом году попробовала себя в свободном плавании и смогла организовать несколько интересных ивентов в команде с Натальей Ткаченко. Среди них — «Экопикник» и первый в городе маркет здоровой еды «О! Город». Кроме того, бывшая журналистка с подругой открыли мастерскую мебели «Тишь». В этом году Анна и Наташа решили отойти от развлекательных мероприятий и заняться решением насущных городских проблем.

Анна Косьяненко,автор проектаНаши новые проекты будут связаны с экологией, сделаем акции от «души города». Нас беспокоит тема мусора, и мы решили попробовать проект под условным названием «Куритиба в Сибири». При школах мы организуем прием вторсырья за печеньки. Может быть, сладости кого-то перетянут на сторону добра. У нас есть еще одна задумка — лесная детская площадка. Она дорогостоящая, без спонсоров мы ее не осилим. Пока надежды на крупных спонсоров нет, поэтому реализация этого проекта может затянуться. Планируем сделать акцию регулярной, проверить теорию разбитых окон. Приведем хотя бы один участок города в порядок, затем можно будет заняться экспортом проекта в микрорайоны и районы. Наша мечта — силами общественников и бизнеса решить проблему мусора в Омске. Масштабно? Да, но город нуждается именно в больших инициативах. Как и организаторы Городского пикника, мы решили отойти от формата городского праздника. Такие мероприятия помогают найти единомышленников. Мы их нашли. Сейчас время праздников прошло, пора заняться решением проблем.

Секрет Городского пикника — в искренности и желании делать, а не говорить. Как говорил известный российский урбанист Святослав Мурунов, власть заинтересована в сохранении лояльности к себе, бизнес — в извлечении максимальной прибыли, и только общественники могут думать о будущем города. Команда Городского пикника вдохновляет в масштабах страны, а не Омска. Хочешь что-то менять, начни с себя и продолжи своим примером. Переходить от потребления к созданию — отличная задача на каждый день.

Не вижу смысла устраивать очередной пикник без команды организаторов. Не надо мучить бренд Городского пикника. Ребята сделали крутой проект. Они показали новые возможности. Надо идти дальше: не повторять, а делать свое. Хороший бизнес избавляет общество от какой-то боли: нехватки качественного сервиса или продукта. С городскими проектами можно рассуждать схожим образом. Мы с Наташей познакомились в мае прошлого года. Нашли сразу общую «боль» — омская экология. Мы спросили себя, что мы можем сделать? Оказалось, не так мало.

За три месяца мы сделали экопикник, арт-субботники, вели акцию «Урна», искали спонсоров на социальную рекламу про мусор. Мы решали свои проблемы в общем-то. Нам хотелось, чтобы город стал чище и светлее. У нас не было денег, не было опыта организации городских мероприятий. Было желание действовать и хорошие люди рядом. Система власти, госкорпорации, монополисты — больны. Поэтому они плохо решают проблемы современного города. Но город тоже болен. И лечить его могут люди. Менять свой двор, устраивать пикники в любимом парке, строить спортплощадки. Это лучше, чем уповать на высшие силы.

Евгения Мальгавко развивает театральное движение в Омске и старается привить горожанам любовь к искусству.

Евгения Мальгавко,В апреле этого года мы планируем провести фестиваль искусства молодых омских художников «МОХ». В 2015 году я участвовала в организации проекта «Экспериментальные выходные», основным организатором которого является творческое объединение «Два театра»: «Шумим» и «Карусель». Этот проект проходил в рамках фестиваля «Неделя экспериментального театра в Омске», который в 2016 году состоится уже в девятый раз. Фестиваль искусства «МОХ», мне кажется, мероприятие нового формата для нашего города, ведь мы предлагаем художникам не просто заявить о себе и сделать выставку, но и выиграть денежное вознаграждение. Я думаю, что для любого художника материальные бонусы важны, чтобы развиваться и идти дальше. Не думаю, что у Городского пикника есть какой-то особый секрет. Просто все случилось вовремя, на «сегодняшней волне». Но время постоянно меняется, и появляется что-то другое. Задача организатора подобных мероприятий, как мне кажется, поймать ту самую волну. Чтобы провести нечто большое интересное и новое, есть все: город, площадки, люди. Думаю, не стоит цепляться за пикник, как за единственное интересное мероприятие Омска, уверена, будет еще круче.


Василий и Татьяна Птицыны на пикнике продвигали в массы здоровую еду, а впоследствии открыли Kawa Kawa бар с блюдами только из натуральных ингредиентов. В их магазине креативных подарков Kawa Kawa и самой кофейне регулярно проходят творческие встречи и мастер-классы, в которых могут поучаствовать все желающие.

Василий и Татьяна Птицыны,бар здоровой еды KAWA-KAWA BAR

У нас есть планы продолжать интересные и развивающие проекты, которые мы начали в прошлом и позапрошлом году — это творческие встречи «KAWA с утра» и литературные вечера, проходящие пару раз в месяц в нашем заведении. Как показал опыт прошлых мероприятий, людям нравится приходить к нам, а те темы, которые мы затрагиваем (искусство, литература и психология) всегда актуальны и вдохновляют омичей даже на то, чтобы зимой в воскресенье вставать утром пораньше и приходить к нам на интересную лекцию или мастер-класс. Мы почувствовали, что у наших гостей зарождается новый интерес к теме здоровой еды и кофе. И мы планируем в этом году провести несколько мероприятий, направленных на то, чтобы в легкой и доступной форме дать людям знания, которые помогут хорошо ориентироваться в этом новом и не простом, на первый взгляд, мире.

Секрет пикника, на мой взгляд, — в тщательном выборе участников и умении объединить людей и проекты из самых разных сфер жизни нашего города. Благодаря этому фестиваль получился качественным и достаточно разносторонним, чтобы быть интересным многим омичам. Плюс четкое представление, для кого именно делается мероприятие. И это уже отличная формула успеха! Мы ее начали применять еще до первого пикника, собрав в одном месте работы интересных мастеров, работающих с разными материалами и техниками. И наша ставка сыграла. Шанс провести крупный городской фестиваль есть всегда, как и ресурсы. Вопрос, пожалуй, лишь в мотивации. Качественно сделать такого масштаба мероприятие — это ведь несколько недель плотной подготовки, нужны время и энергия целой команды профессионалов. И такие люди в Омске точно есть. Вопрос, на наш взгляд, лишь в том, какая общая цель объединит и вдохновит их настолько сильно. Если омичам дать достойную цель — они даже со скромнейшим бюджетом горы свернут!


Центр развития туризма «Увлечен и Я» взялся за организацию городских фестивалей совсем недавно, однако преуспел. Летний и зимний турфесты, геоквест прошли на ура, и останавливаться на достигнутом организаторы не собираются.

Анастасия Карбаинова,Городской пикник не оказывал никакого влияния на наши проекты. Планы были уже давно, просто не хватало сил на их реализацию. 31 января уже второй раз мы провели Региональный молодежный фестиваль «Турфест». Мы постарались показать жителям города, что зиму можно провести не менее активно чем лето. Участниками турфеста стали 20 интерактивных площадок, которые представили самые интересные и активные организации нашего города. Мы опирались только на собственный опыт проведения турфеста 31 мая 2015. Не знакомы с нюансами организации Городского пикника, и, честно, я ни разу не посещала этот фестиваль. «Увлечен и Я» участвовала в двух пикниках, но летом основная наша деятельность направлена на выезды и походы, поэтому обычно в это время нас просто нет в городе. Проекты, которые мы провели в 2015 году имели успех, и мы обязательно повторим их в 2016. 29 мая пройдет летний Турфест, также 24 апреля состоится уже третий Геоквест. Мероприятия имели успех среди жителей города, так как это принципиально новые проекты, аналогов которым нет в нашем городе. После их завершения на следующий же день мы получали вопросы: когда дата следующего? В этом году мы планируем провести в мае (в праздничные дни) новый проект «Сибирская тропа». Это массовая городская прогулка, цель которой — приобщить омичей к активному образу жизни и рассказать об интересных городских объектах: парк им. 30-летия Победы, Стоянка омская и природный парк «Птичья Гавань», три объекта — военно-исторический, археологический и природный. Общая протяженность маршрута — 5-8 км. Секрет пикника — в том, что в свое время это был новый для нашего города формат, без официоза, не стандартный праздник, типа Дня города. Сейчас все больше мероприятий проходит именно в таком виде. Наши фесты направлены на популяризацию географии и туризма, в чем мы на 100 % эксперты, чем мы сами заражены и можем передать свои эмоции и энергию людям. Именно это является нашим секретом успеха. Какие цели преследуют другие организаторы мероприятий, не могу сказать, но в любом случае все делают одно общее большое дело. На счет жизни пикника после ухода всей его команды, не думаю, что хорошая идея продолжать проект. Другие организаторы привнесут что-то свое, с одной стороны это может сработать, с другой – провалиться, и тогда их постоянно будут сравнивать с теми ребятами, которые делали это раньше. Если есть энтузиазм, лучше вложить его в принципиально другое мероприятие, в этом смысле в нашем городе непаханное поле для деятельности.

«Будут работать две основные площадки, на которых в течение дня пройдут разнообразные мероприятия: презентации, концерты, конкурсы, открытые интерактивные площадки. Мы всячески уходим от сравнения, и есть разница. Самое главное, что есть административный ресурс и будут деньги (после торгов). Еще одно отличие — мы делаем упор на общественные организации, они действительно много делают для города, и мы будем их благодарить», — рассказала «Классу» организатор мероприятия Юлия Губина.Пока общественники собираются с мыслями и рефлексируют, стоит или не стоит перенимать знамя пикника из натруженных рук авторов проекта, поднять его из пыли решили городские власти. Мероприятие под названием «День омича» запланировано на 30 июля и по концепции очень напоминает детище Ковалева и компании, хотя новые организаторы также всячески открещиваются от популярного формата.

Горожане включили присущий им в отношении любой инициативы властей скепсис. Фестиваль уже обозвали «дном омича» в соцсетях, формат «недопикника» никому непонятен. Однако, если махину четвертого Пикника на «Агроомске» организаторам удалось организовать за полтора месяца, подготовку официального мероприятия начали аж за полгода. Хочется верить, что подготовка телеги в морозы принесет свои плоды. Однако, добиться успеха городским властям было бы проще, если бы удалось наладить контакт с общественниками — гордыми птицами, которые предпочитают существовать сами по себе.

Самое актуальное в рубрике: Общество

Больше интересного в жанре: Обзоры

Добавить комментарий