Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

28 февраля 2016 12.37

«Оскар-2016»: Трансдания от Тома Хупера

Накануне вручения главной голливудской кинопремии наша редакция продолжает обсуждать номинантов на «Оскар» и их шансы получить золотую статуэтку.

Фото: kinopoisk.ru

Агния Николаева: Речь сегодня пойдет о драме Тома Хупера «Девушка из Дании», у которой четыре номинации на «Оскар» в этом году. Фильм про первого в мире трансгендера Эйнара Вегенера и, как и «Выживший», снят по книге, которая основана на реальных событиях 30-х годов 20 века. Издал роман американец Дэвид Эберсхофф в 2000 году. Но до этого была еще другая книжка, написанная буквально через пару лет после происходящих событий по дневникам и свидетельствам современников. Но в отличие от первых мемуаров, книга Эберсхоффа очень романтизирована и расходится с реальностью. Например, жена Вегенера Герда на самом деле, говорят, была лесбиянкой, в фильме — ничего подобного. Она любит своего мужа настолько беззаветно, что принимает все его изменения и даже пытается помочь в его стремлениях найти гармонию с самим собой, оставаясь с ним до самого конца. Так что некоторая недостоверность позволила развить дополнительную драматическую линию.

Варвара Захарова: Коротко о сюжете. Семья датских художников: он пейзажист, она портретистка. Эйнар, его играет оскароносный британец Эдди Редмэйн, пишет все время один и тот же пейзаж с пятью деревьями, который он видел когда-то в детстве. Он ему запал в душу (позже в фильме станет ясно, почему), и Вегенер его постоянно интерпретирует в картинах.

Любовь Громова: Тяжкая форма стендалевского синдрома.

В.З.: Ну да. А она пишет портреты, причем не особо успешные. Они были менее востребованны, чем его пейзажи. Ну это же классическая ситуация: кому нужна женщина-художница?

Л.Г.: Гендерное притеснение?

В.З.: Да, и оно там серьезное, там вообще все перверсии вокруг этого и построены. В общем, сюжет начинает закручиваться тогда, когда к жене Вегенера не пришла вовремя натурщица, и Герда попросила Эйнара ее заменить.

А.Н.: Балерина, которую сыграла Эмбер Херд. Новая жена Джонни Деппа. Чертовски красивая женщина.

Л.Г.: Меня интересует, как мужчина вообще смог заменить эту натурщицу, если ее играет жена Джонни Деппа?

А.Н.: Он просто приложил к себе платье и напялил чулки, вот и все. В принципе, ничего особо криминального, учитывая, что совсем недавно чулки были вполне себе и мужским предметом гардероба.

В.З.: Герде надо было только ноги дорисовать, и когда Эйнар сел на стул, приложил платье, вытянул ножку в чулке, он понял, что чего-то в его жизни не хватает.

Л.Г.: Видимо, чулок.

В.З.: И тут пришла задержавшаяся где-то балерина с букетом лилий, увидела Эйнара в новом образе и креативно предложила ему взять имя Лили. В итоге они втроем соорудили «то», что в итоге вышло в свет.

Л.Г.: То есть изначально это все было шуткой?

В.З.: Да, шутка, игра, что, в принципе, было нормально для того времени и их возраста. Они были молоды. Лет по 20 с хвостиком, наверное.

А.Н.: С другой стороны, вспомни, как писал Достоевский — старуха-процентщица в 42 года. Так что, может, не так уж и молоды они были.

Л.Г.: В любом случае — легкомысленная богемная молодежь.

В.З: В общем, сделали из него прекрасную деву, и он, смущаясь и спотыкаясь на каблуках, пошел вместе со своей женой на прием. Там выдали Эйнара за его же сестру — Лили Эльба. И дальше все становится хуже и хуже. Или лучше и лучше — как посмотреть.

А.Н.: Кстати, а вам не кажется, что из Эдди Редмэйна женщина вышла красивее, чем мужчина?

В.З.: Я с тобой согласна, но у него в этом смысле просто очень фактурное лицо, достаточно женственное, на котором гармонично смотрится косметика. Он не выглядит агрессивным трансвеститом, как если бы накрасили какого-нибудь брутального мужчину вроде Брюса Уиллиса или Джона Траволты.

А.Н.: Как в «Грязи».

«Грязь» — фильм 2013 года с Джеймсом МакЭвоем в главной роли. Он играет детектива эдинбургской полиции, у которого развивается острое психическое расстройство, из-за которого он долгое время не осознает, что его жена давно ушла от него и он общается с ней лишь в своих галлюцинациях, переодеваясь в женскую одежду и разгуливая по улицам.

В.З.: В общем, Вегенер стал все чаще и чаще переодеваться в женщину, пока ему наконец не представился случай женщиной стать по-настоящему при помощи хирургии.

А.Н.: Кстати, Герда начала рисовать Эйнара в женском обличье. Портреты на самом деле выходили прекраснее, чем «натурщица», и стали очень популярны. Мне кажется, Эйнар именно этот образ на картинах и полюбил, эту свою внешность.

В.З.: Вообще да. Был такой трогательный момент, когда он крутился перед зеркалом и подбирал такие ракурсы, в которых он выглядел максимально женственно.

А.Н.: Так вот, Эйнар, как только начал переодеваться в женщину, наоборот, перестал рисовать.

Л.Г.: Сублимация прекратилась.

В.З.: Да, тот сюжет, который он вечно рисовал, шел из детства, из того эпизода, когда он впервые почувствовал себя не в своей шкуре. Возможно, он настолько задавил в себе эти воспоминания, что к тому времени, как начал рисовать свои пейзажи, не особо связывал одно с другим. В те времена как раз расцветает фрейдизм, юнгианство, психоанализ, и этого всего в фильме много. И вот, когда он вскрыл в себе эту внутреннюю проблему, он забыл про эти пять деревьев и перестал их рисовать. И направил свой талант на самое себя.

Л.Г.: Превратил свою жизнь в искусство.

В.З.: Вполне себе перфоманс. Главное, что Герде все это помогло реализоваться как художнику. В этом смысле опять же гендерные моменты проявляются. Вспоминая того же Юнга: если Эйнар включает свою Аниму, то она — своего Анимуса. И Герда развивается именно как творческий человек по мужской стезе созидания. У нее в принципе мужская хватка по жизни, есть ремарки в фильме, которые дают в этом убедиться. Показывается то, что сейчас уже не так странно для нас: тот расклад, когда женщина — добытчик в семье, а мужчина, наоборот, отвечает за уют, детей. Кроме того, история разворачивается в 20-30-х годах прошлого века, в среде, так сказать, одиозных личностей — художников.

А.Н.: Кстати, «Девушка из Дании» не особо затрагивает проблему неприятия Эйнара/Лили социумом. Режиссер не заостряет внимания на таком конфликте. Да, есть несколько эпизодов на эту тему, например, сцена избиения Эйнара на улице, когда он, будучи во Франции, оделся несколько женственно. Или эпизод о том, как врачи принимали его за психбольного и пытались лечить электрошоком. Этот период его жизни проносится галопом, и вот он уже попадает к доброму доктору, который готов ради эксперимента сменить ему пол. Из-за этого я не увидела какого-то серьезного драматического конфликта с обществом, не прониклась к Эйнару сочувствием, если была такая цель у режиссера вообще. Я увидела потерянного человека, и при этом куда больше сопереживала его жене, чем Эйнару с его транссексуальными проблемами.

Л.Г.: То есть проблематика не в том, чтобы защитить бедных трансгендеров?

В.З.: Скорее, в фильме глубоко рассматривается психологическая борьба, развитие в Эйнаре, его межличностные отношения с женой. Через какое-то время после страданий, переживаний, ломки самой себя Герда осознала, что Эйнар — это уже не тот человек, за которого она выходила замуж.

А.Н.: Мне вообще показалось, что Алисия Викандер, сыгравшая Герду, была в картине и четче, и понятнее, и по-актерски выразительнее, чем Редмэйн.

В.З.: Я так не думаю. По-моему, Эдди Редмэйн великолепно справился со своей ролью, за что и был снова номинирован на «Оскар». А она, кстати, номинирована?

А.Н.: Да, она номинирована как лучшая актриса второго плана. Я, кстати, читала рецензию в «Коммерсанте», где автор пишет о том, что «Девушка из Дании» — это типично оскаровское кино, и Том Хупер его снял, скорее всего, исключительно для того, чтобы получить статуэтку, потому что сама тема фильма его, кажется, не особо интересует. В картине нет какого-то надрыва, и душу она особо не трогает.

В.З.: Мне кажется, в этом случае надо просто как-то внимательнее смотреть фильм. Или с каким-то другим настроем. Может быть, автор начал его смотреть враждебно или снисходительно.

Л.Г.: Многие бы начали не с такой нежной сочувствующей интонации и писали бы гадости.

В.З.: Вот поэтому им, возможно, и не стоит смотреть это кино. А по поводу «Оскара» — почему он решил, что это типичный оскаровский фильм? Он не номинирован там практически ни на что.

А.Н.: Да, в основной номинации фильма нет, а так у него две номинации — за лучшие костюмы и за работу художника. Режиссуру и сценарий не оценили.

В.З.: Визуальное наполнение в этом фильме на 10 из 10, потому что там каждый кадр — это картина. Очень интересно разбирать цветовую гамму этого фильма. Есть в нем что-то вермееровское. Это кино будет интересно, даже отходя от его содержания, художникам.

А.Н.: Том Хупер уделяет очень много внимания деталям, освещению, крупным планам, длинным кадрам. Там нет особого динамизма, поэтому фильм некоторым может показаться скучным.

В.З.: И это достаточно камерный фильм. Я не знаю, зачем его показывают в кино. И я не знаю, зачем его показывают в кино в России. Какую кассу они хотят сделать в наших гомофобных провинциях?

А.Н.: Поэтому никакую и не сделали. В принципе, фильм вышел провальным. При этом еще одно кино 2015 года с популярной сейчас Алисией Викандер — «Из машины», которое тоже засветилось в шорт-листе «Оскара», — наших прокатчиков вообще никак не заинтересовало. Хотя это фильм актуальный, о нашем технократическом недалеком будущем, собравший много положительных отзывов. Предлагаю его в следующий раз и обсудить. А пока буду держать кулаки за Викандер, хотя конкурентки у нее очень достойные: Рэйчел МакАдамс, Руни Мара, Дженнифер Джейсон Ли и Кейт Уинслет.

Самое актуальное в рубрике: Культура

Больше интересного в жанре: Обзоры

Добавить комментарий