Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

16 марта 2016 16.14

Наталья Георгиевна Коробейникова (г. Екатеринбург) - директор Уральского регионального центра комплексной сказкотерапии, психолог-сказкотерапевт, преподаватель Международного института комплексной сказкотерапии, мастер-икогенолог, специалист по работе с Родом, сертифицированный тренер в области психологии (сертификат Международной Ассоциации Независимых Экспертов).

Наталья Коробейникова, сказкотерапевт: «Идея унисекса губительна. Люди теряют свое естественное предназначение»

Психолог рассказала «Классу», как написать сказку, если кажется, что жизнь — трагикомедия.

Александр Румянцев

11 марта в Омске начала работу первая экспериментальная лаборатория сказкотерапии. На открытие приехала директор уральского центра Российского и Международного Института Комплексной Сказкотерапии Наталья Коробейникова. Психолог рассказала «Классу» о своем методе и объяснила, как написать сказку жизни, если вы уже не ребенок.

 - Для нашего города сказкотерапия — явление новое. Да, пожалуй, это один из древнейших способов воздействия на сознание. Однако, мы привыкли, что речь в этом случае идет о детях. Как этот метод применим ко взрослым людям?

- Вы говорите о воспитательном аспекте метода: формировании характера, системы ценностей и так далее. Однако цели у сказкотерапии разные. Сказка — это разговор о жизни. Каждый взрослый знает такое выражение, как эзопов язык. Так вот сказка передает знание с помощью символизма героев, образов и действия. Все мы ежеминутно пишем сказку своей жизни. Бывает так, что люди оказываются на перепутье, в сложной ситуации, хотят разобраться в каких-то внутренних процессах, в этом и помогает сказкотерапия. Конечно, взрослым нужен конкретный и скорый ответ на вопрос, «как и что происходит в моей жизни». По взмаху волшебной палочки этого не происходит. Специалист помогает определить, в какой точке жизненного пути находится человек, в какие ловушки и тупики попал. Помогают проективные методики, например, психологическая песочница.

- Что такое психологическая песочница?

- Сцена, а попросту ящик, где с помощью фигурок и цветного песка человек моделирует ситуацию, выбирает героя, которому передает свою роль, и смотрит со стороны, что происходит. Дальше участник режиссирует, как будет развиваться ситуация, проживает здесь и сейчас, понимает, как это работает в реальной жизни.

- То есть мысль о том, что сказки — продукт для ребенка, по вашему мнению, заблуждение?

- Сказки прежде всего для взрослых. Столько раз сталкивалась с ситуацией, когда взрослые отказываются читать ту или иную сказку, поскольку она «учит только жестокости». А ведь это предупреждение. В таком случае произведение объясняет, что может вести к разрушению, а что — к созиданию. В общем, сказки помогают человеку встретиться самим с собой. Обозреть в символически созданном пространстве, как можно выйти из той или иной ситуации. Так и находятся ответы на внешние или внутренние вопросы.

Сказки помогают человеку встретиться самим с собой. Обозреть в символически созданном пространстве, как можно выйти из ситуации.

- Выходит, что человек символически или вполне реально пишет сказку. А читать ту или иную литературу вы даете?

- Скорее, привожу примеры. Через образы и символы до человека очень экологично, употребим такое слово, доходит информация, не больно раня, в то же время позволяя задуматься.

- Как лично вы пришли в метод?

- Сказкотерапией я начала заниматься с 1998 года. А учиться у Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой, которая является основоположником метода и директором международного центра, с 2006 года. Икогенология, работа с Родом, сказкотерапия интимности — за плечами многое. В метод я пришла совершенно осознанно. Говорить с людьми на языке сказок для меня легко и органично, думаю это связано с тем, что сама я человек чуткий и мягкий.

- Исходя из выбранного вами метода, хочется спросить: имеете ли вы филологическое образование за плечами?

- У меня три высших образования. Инженер, психолог и сказкотерапевт. Но я всегда много читала. Когда росли дочери — огромное количество сказок. А после того как начала практиковать, поле литературы, в котором я работаю, очень расширилось.

- Насколько центр сказкотерапии на Урале востребован?

- Центр существует с 2000 года. Открыли его Елена Ходырева и Анжелика Диева. А затем, в силу некоторых изменений, стала директором я. У нас очень сильная команда, 13 специалистов только в формате центра и множество практикующих психологов на Урале вообще. Метод набирает силу, поток постоянный.

- Сказкотерапия — отличный от классической психологии метод?

- Нет, он основывается на классических постулатах.

- Ближе к психоанализу или арт-терапии?

- В любом случае методы чем-то похожи, но это отдельный метод, в котором используется арт-терапия как проживание, как возможность отреагировать на ситуацию.

- Кто чаще становится вашими клиентами как по гендерным, так и по возрастным показателям?

- Возрастные границы сильно размыты, как и гендерные. Если взять детей — много и мальчиков, и девочек, на мастерские (совместные занятия по проецированию ситуации с использованием метода арт-терапии. — Прим. ред.) также приходят мамы, папы, бабушки, дедушки. Я люблю работать с мужчинами. Мастерские из полуторачасовых превращаются в трехчасовые, поскольку мужчины работают вдумчиво, глубоко. Не заканчивают, пока не найдут свое зерно. А если говорить об обучении методу, то это в основном женщины. Думаю, это связано с женской отзывчивостью.

- Вы решаете и семейные проблемы. Здесь тоже применим метод сказкотерапии?

- Да, конечно. Это и называется икогенология — курс создания благополучной семьи и воспитания здорового характера. Спасибо моим клиентам за доверие, есть семьи, с которыми мы сотрудничаем уже 8-10 лет. Это очень здорово.

- На каком уровне сегодня психология в России? В России ведь пары, которые ходят к семейному психологу, скорее, исключение из правил. Или я ошибаюсь?

- Помощь психолога никогда на была в России столь уважаема и признана, как за рубежом. Поэтому у взрослых людей возникают опасения и сомнения. Бывает, люди ожидают быстрых результатов. Другие хотят, чтобы проблемы кто-то решил за них. Все истории разные, и когда начинаешь разговор, помогаешь разобраться, увидеть суть. Но бывает так, что на консультациях на мастерских возникает сопротивление. Но ничего страшного. Перед тем как войти в дом, мы стучимся или нажимаем звонок. Человек открывает нам дверь. Возникает момент знакомства, принятия или непринятия. Каждый находит своего специалиста, свой метод, себе понятную информацию. И это нормально.

Часто человек, который идет к психологу, ждет быстрых результатов, чтобы кто-то решил проблемы за него.

- Люди сегодня охотнее идут к психологу?

- Сложно сказать. В моем случае, скорее, да, но это связано с наработкой клиентуры. Также, исходя из существующих сегодня экономических проблем, люди вынуждены от чего-то отказываться. Но мы находим варианты, при которых работа может продолжиться. Впрочем, что касается меня, моих коллег и специалистов нашего центра, поток не снизился.

- В описании вашей программы я увидела такие слова, как «символдрама» и «мифодрама». Что это за методики?

- Они работают на уровне архитипических законов. Это древняя матрица, которая действует вне зависимости от желания человека.

- То есть слова «драма», в которое сегодня все чаще вкладывается негативное значение, пугаться не стоит?

- Конечно, нет. Речь о символах, через которые люди находят ответы на свои вопросы.

- С кем сложнее работать, руководствуясь сказкой? С детьми или взрослыми?

- Детей воспитывают родители, поэтому ответить на этот вопрос сложно. Группа на группу не похожа. Другое дело, что в каждом возрасте свои особенности, а также есть собственные ориентиры — с кем хочется работать. Шесть-восемь лет назад большей часть моей клиентуры были дети. Затем возникла моя собственная серьезная внутренняя потребность работать со взрослыми. Так появились мастерские для родителей. Когда начинается учебный год, к которому мы неизбежно привязаны, работая с детьми, я приглашаю и взрослых. Через каждые полтора-два месяца у нас проходят совместные мастерские. Родители должны принимать участие и быть в курсе того, что мы делаем. Ведь они доверяют мне самое дорогое — своих детей. Так происходит сонастройка, приходит легкость сотрудничества, понимания. Затем появились образовательные программы исключительно для взрослых, после чего аудитория кардинально расширилась.

- В основном работаете с группами?

- Веду и индивидуальные консультирования и очень их люблю. Бывают, конечно, очень сложные истории. Жизнь она разная.

- Что касается такого определения, как работа с Родом...

- Это глубинное направление. Все мы выходцы из родов. Дух захватывает, когда представляешь, сколько десятилетий насчитывает тот или иной. Есть подвижный слой — семь-девять поколений, а есть фундаментальный — ниже девяти. Там, как в торфянике, скапливается самая чистая, самая ресурсная информация. Вне зависимости от того, какие костюмы носят люди, каждый член Рода важен. Человек понимает, что он вносит своей жизнью и отношениями, которые он выстраивает с окружающими людьми, вклад в родовое сознание и родовое бессознательное. И в этом его большая ответственность за здоровье рода. И те знания, которые мы предаем детям, они будут передавать следующему поколению.

Вне зависимости от того, какие костюмы носят люди, каждый член Рода важен. Своей жизнью и отношениями, которые человек выстраивает с окружающими людьми, он вносит вклад в родовое сознание и бессознательное.

Каждый человек выполняет в роду определенную роль. Есть очень значимые — старший, обновитель, стабилизатор, агнец божий — козел отпущения, через которого перерабатываются разные боли, токсины. Так есть и более проходные роли. Возможно, кто-то выполнял не совсем красивую роль, в таком случае это предупреждение. Как вы представляете себе род?

- Дерево, река...

- ...впадающая в огромное жизненное пространство — в море, символ которого часто встречается в сказках. Есть корни, которые питают, которые держатся за землю, за основу мироздания. Есть ствол, ветви, листья, цветы, плоды. Каждая частичка важна. И когда рассказываешь человеку, как важна его роль, большинство людей начинают задумываться. И это к лучшему.

- Для того чтобы применить к человеку этот метод, необходимо знать свою родословную?

- Удивительно, но этот метод подходит и в случае, если информация потеряна. Здесь помогает сказка. Я предлагаю человеку придумать свое происхождение. Мне отвечают «это ведь будет всего лишь вымысел». На самом деле нет. Наши фантазии, образы неслучайны. Это письмо из родового бессознательного. Когда человек пишет сказку о роде, например, описывает самого богатого или самого здорового человека, он опирается на те или иные действия, которые для него важны и актуальны. Поэтому сказки о роде целительны. Они позволяют выстроить мостик из мира реального в мир бессознательного.

Работа с родом трудная и длительная. Поскольку открытия не всегда радужные, то порой человеку становится больно. От близких и дальних родственников приходят такие родовые истории, которые страшно слышать. С ними также можно работать. Мы опираемся на ресурсные слои и следуем дальше.

- Вы часто говорите о ресурсности.

- Один из принципов сказкотерапии — поиск ресурсов, то есть внутренней силы. Иначе как можно жить, если ты опустошен.

- У вас ведь есть группы, направленные на женскую самость. Вы ли были инициатором их создания?

- Мир откликнулся на мою мечту, ведь мы постоянно ведем диалог с мирозданием. Я хотела работать с женщинами, и поскольку веду детские и родительские группы, это стало возможно. Работаем с исцелением внутренних процессов. Прибираемся внутрь себя, отвечаем на вопросы.

Если женщина по каким-то причинам взяла на себя огромную отвественность, то нести ее помогает принятие и прощение. А еще любовь. Все-таки именно любовь — самое главное в жизни.

- Что такое «Сундучок жизненных сил»?

- Это программа для подростков. И есть у меня девчоночья группа от 10 до 14 лет, мы с ними разбираем женские сказки. Есть семь ключевых женских сил, транслируемых через сказку: радость или внутренний свет, благоразумие, любовь, терпение, целомудрие, трудолюбие и умение прощать. Я подбираю сказки, мы их проживаем, разбираем, проигрываем в театре или рисуем. И когда мы находим силу радости или, например, силу прощения, обсуждаем, в каких ситуациях она необходима. Дальше девчонки создают свой символ, который рисуют на камне. Все их мы собираем в сундучки. Иногда, когда девочкам трудно, они перебирают камни. Этот метод применим и к женщинам. Взрослые люди вкладывают в символ много больше, чем подростки, поэтому такая практика работает.

- Говоря о женской радости, вы приходите к тому, что каждая женщина должна найти ее в чем-то одном, конкретном?

- Нет, радость многогранна. Я поэтому и оговариваюсь о внутреннем свете, чтобы люди воспринимали это понятие более широко. Я даже даю задание — записывать все радости дня или какого-то конкретного промежутка времени, например, пока идешь на работу. Для выполнения нужно приложить усилие и дисциплинировать себя, но чтобы найти ответ на тот или иной вопрос, приходится потрудиться. Нужно всегда пройти период разгона и потом уже начать действовать.

Есть в структуре сказкотерапевтического занятия этап — ритуал входа. И мы делаем привычным сбор радости. Через постоянное действие люди принимают ритуал, а затем и свою жизнь. Бывает, что клиент говорит: «Радостей не было». «Удивительно, — говорю я. — Придется найти». По сути дела, жизнь постоянно предлагает нам что-то особенное. И мы сами выбираем реакцию на ситуацию. Как сказала одна женщина: «Есть горячая вода, и это радость».

Мужчина в любом случае играет роли защитника, учителя, кормильца и продолжателя рода. И сильный человек делает это красиво, достойно и благородно. Этому необходимо научить ребенка.

- Есть обратная гендерная сторона? Силы, которые помогают мужчине.

- Есть мужские роли. Самые сильные из них: защитник, учитель, кормилец и продолжатель рода. Эти позиции родителям необходимо в правильном ключе передать сыновьям. Мужчина в любом случае эти роли играет. И сильный мужчина делает это красиво, достойно и благородно. Этому необходимо научить ребенка. Также есть семь мужских социальных архетипов: воин — умение управлять гневом, монарх — ответственность, крестьянин — стабильность, философ — познание, купец — гибкость, творчество, слуга — служение родине, родителям, женщине, монах — служение идее. Эти архетипы действуют совместно. Другое дело, что у каждого мужчины есть две-три ведущих силы, а остальные поддерживают их.

- В современном мире гендерные роли спутаны. Как на ваш взгляд, может ли быть человек счастлив, когда происходит сдвиг, или нужно все ориентироваться на ортодоксальные, традиционные понятия?

- Не просто так Бог создал мужчину и женщину. Идея унисекса вводит людей в заблуждение. От этого страдают все, поскольку теряют свое естественное природное предназначение.

- Однако есть и социально сильные женщины.

- Стандартные женские роли: возлюбленная, хранительница и мать. А мать кормит, поддерживает, защищает. По жизненной или собственной воле женщина может одна воспитывать детей или нести другую огромную ответственность. Тогда помогает принятие и прощение. А еще любовь. Все-таки именно любовь — самое главное в жизни.

Самое актуальное в рубрике: Общество

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 2):

Светлана
Однажды услышала Вас по радио. Заинтересовалась. Нашла вас в интернете. Эта тема мне просто необходима. Как с Вами связаться?
28 сентября, 17:36 | Ответить
Полина
Екатерина, подскажите пожалуйста где именно начала работать эта первая экспериментальная лаборатория сказкотерапии?
08 апреля, 10:57 | Ответить