Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

08 апреля 2016 12.48

Максим Усов (Ракета): «Омский тлен сказывается даже на музыке в нашем городе»

Создатель и руководитель первого и единственного в Омске онлайн-радио «Ракета» рассказал «Классу», чем живет его проект и кто сидит на интернет-волне.

Александр Румянцев

С чего началось «РадиоРакета»?

— Мое увлечение радио началось еще в школе. Когда я учился, наши преподаватели на праздники делали школьное радио. Приемники всегда скрипели и гудели, но с помощью техников их заставляли работать, и мы вещали в формате — музыка плюс, к примеру, факты о любви ко Дню святого Валентина. На тот момент я уже знал, что буду поступать в университет на журналистику и хотел так или иначе связать свою деятельность с радио.

Уже поступив на первый курс, я однажды шарился в «Гугле» и наткнулся на инструкцию — как сделать радио в интернете. Я уже тогда знал несколько сетевых радиостанций, которые вещали онлайн и решил попробовать сделать свое интернет-радио. И у меня каким-то образом получилось, хотя с техникой я в очень плохих отношениях.

Как происходило вещание?

— Мы с друзьями сидели дома в разных концах города, наладили трансляцию между собой через Skype и таким образом выходили в эфир. Сейчас уже все поменялось, мы так больше не делаем, потому что ты либо постоянно слышишь в эфире эхо, либо голос идет с большой задержкой. Качество вещания было отвратное, но люди это слушали.

Объясни, как профану, каким образом вы выходили в эфир?

— У нас не было сайта, была лишь ссылка на потоковое аудио, которую можно было скопировать в браузер и слушать прямо через встроенный в него плеер. Потом мы стали пользоваться хостингом — у нас появилась своя страница. Но я понял, что нужно уходить на собственную платформу, иначе не интересно.

Как появились первые слушатели?

— Мы просто кидали ссылку на поток нашим друзьям, одногруппникам, школьным приятелям. Одна моя знакомая увлекалась корейской поп-музыкой, и притащила к нам своих друзей — фанатов этого направления. Пришлось ради них разбавлять эфир подобными композициями. Хотя сами мы такое не любили, ради 300 слушателей стоило прогнуться.

А какая аудитория у проекта сейчас?

— Честно говоря, я стараюсь не смотреть на цифры, потому что они могут либо расстроить меня так, что опустятся руки, либо наоборот — погрузить в зону комфорта и позволить не шевелиться лишний раз. Аудитория у нас маленькая — до 200 уникальных слушателей в день. Это немного, но у нас есть не только радио, но и сайт, куда мы пишем, поэтому суммируем и то, и другое.

Какие передачи выходили на «Ракете» поначалу?

— Первое время у нас не было как таковых передач, мы просто сидели в эфире и трещали. Потом спустя год, когда появился свой сайт, мы запустили разговорные шоу по вечерам. Обсуждали то, что интересовало нас на тот момент. И музыка была соответствующая — выбирали ее из собственных плейлистов во «ВКонтакте». Сейчас, например, редактор целыми днями ищет музыку, отбирая самое лучшее. Делали тематические выпуски про культуру, музыку, политику, итоговый дайджест новостей за неделю, причем это были несерьезные новости в стиле рубрики «Шапито» на сайте «Медузы».

А в какой момент подключился ОмГУ (Максим учился на факультете филологии и медиакоммуникаций. — Прим. ред.)?

— Помню у Регины Ханнановой был проект Zanoza.ru, и она написала мне с предложением сделать интервью. Она интересовалась, помогает ли нам как-то универ, и я ответил — нет. Многие люди очень удивлялись, когда узнавали, что вуз вообще непричастен к нашей деятельности. В 2013 году мы поехали на молодежный форум «РИТМ», где нам удалось выиграть. После этого на универской планерке Елена Григорьевна Малышева о нас рассказала декану. После чего нам дали первую маленькую студию про университете. И спустя какое-то время даже стали платить нам стипендию, которую через год забрали.

И почему вы оттуда съехали?

— Еще год мы просидели там, а потом во втором корпусе начался ремонт — меняли батареи. Несмотря на наши просьбы, студию просто перевернули вверх дном — испортили оборудование, декор студии, звукоизоляцию. Когда я пришел и увидел, как все оторвано от стен, забрызгано и валяется в грязи, я принял решение, что нужно уезжать.

Как выбирали новое место?

— Когда я написал пост о сложившейся ситуации, откликнулся журнал «Главный герой». Мы переехали к ним, но через месяц покинули и их, отправились в ОГИС в творческое пространство «Чердак», где сейчас и находимся.

А когда вы обитали в ОмГУ, делали какие-то материалы для университета?

— Вообще никаких, просто не поступало никаких предложений. Когда мы уезжали у преподавателей по нашему поводу даже случился конфликт. Нам поставили в вину, что мы для вуза ничего не сделали, хотя запросов никогда не было.

Ты позиционируешь свой проект как первое в Омске онлайн-радио. А ты мониторил этот рынок, действительно в Омске этого никто не делал?

— Пытались, но так серьезно не занимался никто. Обычно создавали и бросали. Самый масштабный проект, который был — это Omsk music radio — что-то вроде форума, на котором публиковались релизы омских музыкантов. Раньше у них было непрерывное вещание, но сейчас его нет. Остался только блог. Какие-то проекты возникали локально при вузах, но быстро умирали. У нас сразу стояла задача выйти за пределы универа.

А какую-то информационную политику прорабатывали?

— Изначально не было никаких концепций, они начинают вырисовываться только в последние года полтора.

Кто ваша аудитория? Студенты, хипстеры?

— Наверное, да, мы радио для хипстеров в хорошем смысле этого слова. Для молодых людей, которые следят за жизнью в Омске, за культурной повесткой, ходят на мероприятия. В общем, ведут активный образ жизни. Нашему типичному слушателю в среднем меньше 25 лет, он любит слушать качественную новую музыку, редкую и необычную.

Музыку каких стилей можно услышать на вашей волне?

— Это альтернатива, инди, современная поп-музыка, но хорошая в нашем понимании.

Ее качество вы пропускаете через собственный фильтр?

— Конечно, это все субъективно. Когда идет речь о вкусах, никакой объективности быть не может.

Я так понимаю, что вы как существовали на голом энтузиазме, так и продолжаете, не зарабатываете ничего?

— Да, кроме университетской стипендии радио «Ракета» никаких доходов не приносило.

Но ведь энтузиазм не резиновый и, скорее всего, скоро закончится. Ты планируешь как-то развивать проект, монетизировать? Продлить ему жизнь.

— Планы есть, но они не связаны с монетизацией. Потенциальным инвесторам очень сложно доказать, что на нашем ресурсе с нашей аудиторией можно размещать эффективную рекламу. Омск, как и любая провинция, консервативен. Здесь никто не представляет себе, что такое сетевое радио. Просто не понимают формата, не знают, кто это слушает.

У нас есть два варианта. Первый — делать рекламу на трех платформах (соцсети, радио и сайт) и брать за это небольшие деньги. Для начала мы хотели рекламные места разыгрывать или продавать со скидкой. Но для того чтобы этим плотно заниматься, нужен определенный человек, которого пока в нашей команде нет. Второй вариант — в случае, если совсем все будет плохо, свернуть проект и оставить только радио как источник круглосуточной музыки, где-нибудь в моем блоге, который я тоже планирую создать. Перестать записывать подкасты, оставить только музыкальный поток. Текст проще монетизировать.

Сколько человек сейчас занимаются проектом?

— Девять. Для всех это хобби, и только для меня — основное времяпрепровождение, несмотря на то что я работаю и учусь в магистратуре по журналистике. «РадиоРакета» для меня по- прежнему самое важное.

Чем занимаются эти девять человек?

— Двое делают авторскую передачу о хип-хопе, пара человек пишет в блог, есть человек, который отвечает за деловую переписку, музыку выбираю я сам, есть редактор, который модерирует сообщество. Плюс есть сторонние авторы. Скоро мы запускаем три проекта с их участием. Будет проект с диджеем Мишей Никишевым про электронную музыку, с нами работает группа Bad audio, есть и другие планы по наполнению эфира.

Из чего сейчас состоит эфир?

— Мы вещаем круглосуточно, в основном это музыка, которая ежедневно обновляется. Пока в прямом эфире одна передача, которую делает Женя Сахаров и Артем Куреза, находят новинки в стиле хип-хоп и делятся ими. Музыка проигрывается автоматически, я ее только нахожу и заливаю.

Вы продвигаете омских исполнителей?

— Раньше мы пытались это делать, но потом поняли — в других городах музыка на голову выше, а чем ближе к Европе — тем круче. И лучше заполнять эфир качественным звуком. Там люди не боятся экспериментировать и действительно заниматься творчеством, а у нас все встало в 2011 году и никуда не развивается. Если и находятся какие-то музыканты, то они обычно пишут в стол и вообще не мелькают на публике. А омская музыка себя изжила.

Омский тлен накладывает отпечаток на все и на музыку в том числе. Даже мелодии у нас соответствующие — депрессивный тягучий блюз-рок или глубокая электроника.

Не пытались сотрудничать с омскими радиостанциями?

— Нет, не пытались. Но если бы меня позвали работать, к примеру, на «РадиоСибирь», я бы пошел. Мне интересно побыть даже диктором новостей, ведь как ни странно на вещательной радиостанции я не работал ни дня. Но мне это очень интересно.

А какая ситуация с онлайн-радио в других городах Сибири?

— В Кемерово есть интернет-радио, близкое нам не столько по формату, сколько по подаче. В Новосибирске было что-то подобное, хотя в целом в Сибири это направление не очень развито. А если брать страну в целом, то подобных проектов много. Есть радио Roomy, известная радиостанция Follow me, о которой в Омске почти не знают. Хотя, когда там был выпуск про омских музыкантов, его заценили.

Ты себя в дальнейшем видишь в этом городе?

— Нет, я хочу переехать. Может, где-то там я потеряюсь, но мне будет просто комфортнее жить. В Омске неуютно из-за плохого состояния дорог и прочего. Здесь просто некогда думать о высоком, нужно смотреть под ноги.

Самое актуальное в рубрике: Общество

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 4):

Ира
Макс, ты молодец. Мало кто стал бы столько лет посвящать все свободное время и силы на проект, рассчитанный на узкую аудиторию и не приносящий дохода. Это действительно героизм своего рода, пример того, как человек горит делом и полон энтузиазма. Не получится с радио, направляй свою энергию в другое русло, неси ее в массы, и, главное, не теряй себя и свое желание делать хорошо не для себя, а для людей.
22 апреля, 23:21 | Ответить
Ламер
Эх, хорошее дело Макс делает. Но ведь уедет жеж
08 апреля, 15:02 | Ответить
Ваш К.О.
скатертью по попе.
11 апреля, 18:32 | Ответить
Макс Ракета
Что же мы раньше делали без ваших советов, уважаемый (-ая) К.О.
12 апреля, 23:17 | Ответить