Обед у профессора: рецензия на спектакль «Кант»
В рамках фестиваля «Академия», на омских подмостках играют лучшие столичные и зарубежные театры. «Класс» выбрал пять привезенных спектаклей, ради которых можно отправиться и следом за труппой. Первый из них — от Московского академического театра имени Маяковского.
За столом в доме профессора Канта (Михаил Филиппов) на обед собираются четыре его товарища: богослов Иоганн Шульц (Игорь Костолевский), судейский Иоганн Вигилянтий (Александр Андриенко), личный врач профессора Йоэль (Юрий Коренев) и начальник кёнигсбергской полиции Иоганн Шефнер (Виктор Запорожский). За обедом они непринужденно беседуют, рассказывают анекдоты, пьют белое и красное вино. Кант время от времени спорит со своим непоседливым слугой Мартином (Анатолий Лобоцкий) бывшим рядовым прусской армии, который мало того что не может уследить за хозяйским домом (часы не идут, стулья скрипят), так еще и изрядно пьет. При этом никаких разговоров о философии и работе: как замечает сам Кант, это комната для отдыха. Этот закон однако вскоре будет нарушен из-за племянницы приятеля хозяина дома Джозефа Грина Фоби (Юлия Соломатина), которая приехала из Шотландии ради автографа на только что изданной «Критике чистого разума».
Спектакль «Кант» Миндаугаса Карбаускиса по пьесе Марюса Ивашкявичюса неподготовленному зрителю приготовил барьеры. При этом тречасовой хронометраж здесь вовсе нт при чем — по ходу действия скучать не приходится. В этом смысле художественное пространство Сергея Бархина сыграло не последнюю роль. Застольную беседу Канта и его товарищей мы наблюдаем сидя в шестигранном амфитеатре, покрытом алым бархатом. Стол, за которым и сидят действующие лица, практически полностью окружен зрителями. Дистанция минимальная, а значит, мимика и голос становятся более приближенными, более личными, будто бы мы сами являемся полнопраныыми участниками застолья.
Однако, сложность заключается в том, что по ходу действия достаточно часто сменяются регистры: вот публика взрывается в хохоте после того, как богослов Шульц в очередной раз произносит фразу, начинающуюся со слов «Господи, Господи, как же замечательно»; затем напряженно наблюдает за вращающимся столом, пока Фоби Грин по рекомендации профессора Канта высвобождает свое «Я»; затем слушает монолог Мартина, который опровергает существование времени и рассказывает о том, как его чуть было не застрелил русский солдат; затем вновь раздаётся смех, когда старшую сестру милосердия Анну-Регину (Светлана Немоляева) внезапно целует вышеупомянутый слуга Мартин, и она на несколько минут впадает в эйфорию от неожиданной связи; и вновь поднимаются серьёзные мотивы, когда на «Критику чистого разума» падает по среди ночи божественный луч.
Смесь абсурдного юмора и эсхатологических вопросов сбивает, запутывает, но в конечном итоге оказывается ладно скроенным повествованием для тех, кто пристально следит за действием, по ходу разграничивая два противоположных чувства. А главное, для нормального восприятия отнюдь не нужно знать от корки до корки «Критику чистого разума», что бы там не предвкушал зритель, покупая билет на спектакль, в заглавии которого стоит фамилия основоположника немецкого идеализма. Безусловно, некоторые положения из нее незримо присутствуют в диалогах, но никогда не говорятся прямым текстом сложного философского языка. Хотя, каждый раз, когда профессор Кант встает из-за стола, велик соблазн начать предвкушать рассказы об антиномиях, императивах, эмпирическом опыте и много чем еще. Как говорит слуга Мартин в середине спектакля о лежащей на столе «Критике»: «Эта книга о том, как чистый разум критикует жизнь». Вот и спектакль, как нам кажется, занимается тем же.
Самое актуальное в рубрике: Культура
Больше интересного в жанре: Статьи
Просмотры: 3024
Самое читаемое