Алексей Нагибин, уличный музыкант: «В Омске кризис поднял новую могучую волну стритеров»
Музыкант рассказал, как встал в переходе с флейтой, объяснил, чем живет омский «стрит» и сыграл для «Класса» вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь».
Как давно играешь и почему флейта Бема?
— Это долгая история о том, как я прыгал с инструмента на инструмент. Вначале была гитара, потом множество этнических флейт, потом остановился на флейте Бема, теперь потихоньку ее смещает саксофон. Играю уже года четыре. В школе музыкальной не обучался, но был у меня преподаватель и хороший друг Геннадий Леонидович Гергенкоп. Скончался 2 июня. Великий человек был. Один из выдающихся музыкантов Омска. Он меня и поднатаскал.
Что стало стимулом джемить на улице?
— Изначально игра на улице была дополнительным способом заработка, но когда втянулся, понял, что для артиста это возможность учиться взаимодействовать с аудиторией и повышать навык игры на инструменте, будь это конкретные произведения или джазовые импровизации.
Удивительно, но оказалось, что множество людей в меру каких-то причин никогда не слышали вживую классическую музыку. Еще более меня поразил тот восторг, что с которым они ее слушают. Я часто играю перед детьми и заодно рассказываю о том, какая бывает музыка. Видели бы вы их лица — это прелесть просто. Вообще, те эмоции которые выдают дети, слушая живую музыку, ничем не передать. С этим милым феноменом я хорошо познакомился, когда работал в частных детских садах музыкантом.
Да и вообще игра на улице помогает понять и узнать людей.
Насколько это прибыльно?
— Как способ заработка в принципе неплохо — в месяц получается около десяти тысяч. Все эти деньги тратятся на учебу или музыку. Есть у меня такое правило: хобби должно зарабатывать само на себя. Так как в Омске музыканту даже очень высокого класса проблемно найти способ заработка, то приходится вот так выходить из ситуации. Играю в среднем четыре-пять раз в неделю по два часа.
Учеба? Речь о втором высшем?
— Да, готовлюсь к поступлению. По образованию я специалист по связям с общественностью или, грубо говоря, пиарщик из политеха. А буду сдавать экзамены в Шебалина, ибо это очень серьезное и уважаемое учебное заведение в России и одно из немногих в Омске, где хоть чему-то учат действительно профессионально. Быть хочу саксофонистом. В связи с поступлением времени на работу почти нет. Только пару учеников частных веду, да иногда играю в детских садах.
Как выбираешь площадки? В «метро» вот, на мой взгляд, неплохая акустика.
— Выбираю площадки, опираясь на три фактора: хорошая акустика, атмосфера и, конечно же, культура аудитории. В противном случае бывают разного рода эксцессы. Помимо метро я играю в переходе у «Туриста» — «в куполе», у СКК им. Блинова, в переходах у «Голубого огонька» и у дома творчества, там людей, правда, почти нет, так красиво.
Уличные музыканты общаются между собой?
— Мы образуем чуть ли не эдакий профсоюз. Договариваемся, где когда стоять, а также о том, что с кем и как играть. Играем поодиночке и группами. Абсолютно разномастый материал.
Флейта не самый стандартный инструмент для уличного музыканта. Но все чаще люди выходят и с саксофонами, и с поющими чашами. Это новая тенденция или кризис толкает, на твой взгляд?
— Самый распространенный инструмент — это гитара, она составляет 80% всего омского «стрита». Но, флейта, кстати, в Омске более распространена, нежели саксофон. В связи с кризисом и безработицей в Омске пошла очень могучая новая волна уличных музыкантов, но в последнее время она спадает.
Играл ли в других городах?
— Было дело и много раз. Жители позитивно воспринимают подобные мероприятия, особенно в маленьких городках.
Омичи всегда доброжелательны?
— Самым главным негативным фактором для меня является бескультурие. Многие придерживаются стереотипа, что уличные музыканты — попрошайки, которые ищут деньги на выпивку. Согласен, вопрос сложный. Не все мы играем ради денег на покупку нового инструмента, но отличить прилично одетого человека, играющего нечто более-менее слушабельное, от алкоголика, кричащего нечто невразумительное, наверное, можно.
Другой омский стереотип — музыканты — бездельники, «шли бы работать». Скажу на это: стоять на сцене два часа подряд — это не так уж и просто. Нужно выдавать продукт, который может заинтересовать зрителя. К тому же все мы где-нибудь работаем, чтобы была возможность провести время за любимым хобби.
Ну и третья проблема — многие люди совершенно не понимают материал, который им дается. Музыканты выдают очень серьезные произведения, часть из которых даже написана омичами, но, увы, это непонятно для широкой аудитории.
Но это малая часть омичей, в основе же своей это добрые, позитивные и понимающие люди.
Сам ты не омич?
— В детстве переехал с семьей из Томска и теперь беспрестанно тут обитаю.
Помимо уличных площадок и детсадов выступаешь где-то?
— Да, играю во множестве разных коллективов. Последний раз играл 15 мая в Успенском соборе с таким прекрасным музыкантом, как Юрий Овчаров.
Самое актуальное в рубрике: Общество
Больше интересного в жанре: Интервью
Просмотры: 5412
Самое читаемое