Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

28 июня 2016 14.44

Элар Шевела, режисссер: «Если кто-то обижается на реальную картину жизни, это их проблемы»

В начале июня экспериментальный театр «Комната 24» на базе ОмГУ представил свою первую постановку «Без Условно». Корреспондент «Класса» поговорил с режиссером спектакля Элар Шевела и исполнителем главной роли Владиславом Потоцким про авторский театр, новую искренность и планы на будущее.

Как начались ваши отношения с театром вообще и с «Комнатой 24» в частности?

Элар Шевела: Меня в детстве привели в театральную студию, и с этого момента я подсела. Знаешь, как это обычно бывает: маленькие дети приходят в театральный кружок, их чему-то учат, они играют снежинок, звездочек, просто для скрашивания досуга.

Что же касается «Комнаты», то все достаточно быстро завертелось. Я приехала из города Ростов-на-Дону в Омск, очень быстро познакомилась здесь с Людой (Людмила Атькина — заведующая организационной деятельностью в «Комнате 24». — Прим. ред.). Мы вместе занимались волонтерством. Я пришла с желанием создать свой театр, но выяснилось, что он уже существует. Потом было прослушивание...

Владислав Потоцкий (исполнитель главной роли): Кстати да. На этом прослушивании мы и познакомились. Стоит девушка, читает стихотворение…

Элар: Олега Груза…

Влад: Да. Мне жутко не понравилось. Я думал, мы никогда не сможем подружиться.

Элар: Ты думаешь, мы друзья? Я тебя просто использую (Смеется.).

Влад: Что же касается моих отношений с театром, то все началось с детства, когда я придумывал мини-спектакли. Режиссировал что-то заранее, мастерил какие-то декорации. Собиралась вся семья. Как-то раз мы с тетей сделали из подручных средств крылья, накладной нос и не помню что еще. В общем, с детских лет я чувствовал тягу к театру и пытался развивать это в себе как мог.

Бабушка часто по вечерам включала театральные постановки, которые передавали по радио, а я в этот момент сидел за столом и рисовал мизансцены, персонажей… А когда мне было семь, мама повела меня в театральный кружок, где на прослушивании я читал Агнию Барто. Меня приняли, но потом зашла режиссер (она была рыжая и коротко стриженная), а я сказал, что она похожа на ведьму, и я не приду к ней. Женщина была в шоке.

В «Комнату» я попал в момент ее создания, когда моя хорошая подруга по просьбе руководства ОмГУ начала возрождение университетского театра.

К чему вы больше склоняетесь: к авангарду, классике или это не принципиально?

Элар: Я люблю авторский театр, когда за постановкой можно разглядеть личность художника и актеров. Мне как раз кажется, что одна из главных проблем современного театра заключается в том, что мы смотрим на сцену и видим одно и то же: схожие образы, одинаковые движения, клишированные эмоции. А если новоприбывший актер с характером, художественный руководитель или режиссер борются с ним, начинают из него выбивать индивидуальность.

Например, мне нравится режиссер Кирилл Серебрянников. Про него, конечно, тоже всякое говорят, но он не обращает на это внимания, а занимается тем, что ему интересно. Не может всегда получаться хорошо, но даже неудачный опыт плодотворный: ты начинаешь работать над ошибками, развиваться, приобретаешь опыт. Таков и Вырыпаев (театральный режиссер. — Прим. ред.).

Я люблю, когда он живой, разговаривает с публикой. А не когда в него приходят «почавкать», для чистого развлечения.

Влад: Я согласен.

Элар: Кстати, вот Буслов еще, но он для театра вроде бы не пишет, в основном для кино. Виртуозно работает с текстом, жаль, что в основном зрители не замечают многих деталей. Вампилов, Табаков.

Насколько я понимаю, сценарий написала Элар. Можешь рассказать, чем ты вдохновлялась?

Элар: Мне сложно ответить на эти вопросы — я не задумываюсь над тем, что я буду писать, просто сажусь и делаю это. Знаешь, как поток сознания. Обычно это происходит ближе к вечеру.

Я села за «Без Условно» часа в четыре и встала спустя примерно шестнадцать часов. Затем легла спать, а когда проснулась, начала читать и не могла поверить, что написала это собственной рукой. Неконтролируемый процесс. Это все было в моей голове, просто в процессе мозаика сложилась, и получилось то, что получилось.

Название таким же образом было придумано?

Элар: Да.

Хорошо, давайте тогда ближе к спектаклю. Во втором явлении у вас есть сцена, где две души лежа на сцене кривляются, говоря при этом в довольно жесткой форме хоть и неудобную, но общеизвестную правду. Вы не боялись скандала?

Элар: Нет, не боялись. Это ведь правда. Если кто-то обижается на реальную картину собственного поведения, то это их проблемы. Почему мы должны закрывать на это глаза?

Сколько времени у вас ушло на репетиции и подготовку к премьере?

Элар: Репетировать мы начали с января. Но перед этим еще шел набор в труппу.

Влад: Пять-шесть месяцев где-то.

Элар: Да, но даже после премьеры остаются еще вопросы по постановке. Поскольку наша сцена по факту является просто аудиторией, некоторые задумки не могут быть исполнены в том виде, в котором хотелось изначально. Например, сцена с Сукубами требует определенного освещения, которого у нас пока нет.

Насколько я знаю, у вас нет финансирования?

Элар: Нет.

А планируется?

Элар: Пока нет. Пока что финансированием занимаюсь я. В будущем посмотрим. На шею мы никому садиться не хотим. У нас в спектакле есть отсылка к «Мастеру и Маргарите» в виде цитаты: «Никогда и ничего не просите».

Вы можете описать в двух предложениях синопсис вашей постановки?

Элар: Поскольку пьеса относится к течению постмодернизма, то каждый зритель «выуживает» из нее свое. Лично мне, по большому счету, не интересно, что люди думают о моих постановках, так как это зависит от их культурного багажа. Если он скудный, соответственно, зритель не способен погрузиться в символику, разбросанную по спектаклю. Для одних это просто история любви, для других — триллер, для третьих — история перерождения. Невозможно сказать, о чем это, нужно просто прийти и смотреть.

Влад: Могу еще добавить, как мне кажется, в нашей постановке очень много «воздуха» для зрителя. Над увиденным можно думать, размышлять, но мы не занимаемся назиданием. Хотя, если ты привык, что тебе все разжевывают, будет сложно.

Элар: Я хочу, чтобы люди думали, приходя в театр. Я вообще за то, чтобы люди думали.

Понимаю, что премьера состоялась только вчера, но все же: у «Комнаты» есть уже какие-нибудь планы на будущий репертуар. Или пока что главная цель — обкатка «Без Условно»?

Элар: C осени мы будем шлифовать «Без Условно», планируется большая сцена. Что касается репертуара, то актер нашей труппы в данный момент работает над сценарием второй постановки. Надеемся, что в следующем году состоится премьера.

Самое актуальное в рубрике: Культура

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий