Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

27 июля 2016 13.32

Евгений Груздов, автор словаря омской мифологии: «Славу Омску может принести бестселлер с нашим городом в главной роли»

Евгений Груздов давно занимается изучением феномена «омскости» и собрал ее проявления в целое учебное пособие по нашему городу. О периоде «омского негатива», грядущем юбилее и урбанистических мифах он рассказал «Классу».

Расскажите, чем вы сейчас занимаетесь?

— Как любой культурообязанный призван на срочную 300-летнюю службу. Завершаю вместе с коллегами выставочно-конкурсный проект «Мой город». Являюсь автором-составителем итогового альбома каталога и координирую итоговую выставку, которая пройдет в Доме художника и выставочном зале музея «Искусство Омска». «Отработаем» юбилей, будет дальнейшая дежурная работа заместителя директора музея по научной и выставочной работе.

Какими своими проектами гордитесь?

— Безусловно, Словарем мифологии Омска (2005). Эмблематико-топонимическим проектом «Я живу в Омске» (2006). Серией музейных выставок, отрабатывающих городские мифы, например, «Какого цвета Омск?» (2012), «Пыль или, Где-то есть город…» (2014). Выставкой-романом «Геральдика женского тела» (2012). Участием в реконструкции исторического герба Омска (2014).

Вырезки из словаря мифологии Омска: «Омсква— каламбур по поводу названий городов, в результате чего Москва трансформируется в Омск. Выражение столичного мифа, элемент соревновательной его формы — мифа о Третьей столице. Впервые данная игра возникла среди москвичей по поводу пребывания в Омске в эвакуации Московского театра им. Вахтангова. Самостоятельно открыл эту формулу художник — концептуалист Д. Муратов, который вообще отличается любовью к словесным играм».

Расскажите, почему возникла идея создать Словарь омских мифов? С какой площадки начинали, на каких платформах он существует сейчас?

— Интерес к городской мифологии — повсеместный тренд нового века. В саму концепцию городского музея «Искусство Омска» через понятие Genius Loci (гений места) включено такое направление научной и выставочной деятельности. По-музейному эту тему интересно разрабатывала Галина Мысливцева — мой учитель в музейном деле. Но конкретно поводом послужила необходимость организовать третью выставку-конкурс современного искусства «Новая кровь», в галерее «Лошадь Пржевальского» под руководством Людмилы Дебус в 2005 году.

Тогда словарь появился как пособие для конкурсантов. Сразу было понятно, что статьи словаря — это не сама мифология, а ее экспликация. А мифология разлита в текстах, в том числе и визуальных. Поэтому возникла идея иллюстрированного словаря. В печатном виде для гуманитариев-урабанистов он был издан в Омске и Москве в научных сборниках. Для широкой публики с иллюстрациями существует в соцсети «ВКонтакте».

Как собирали истории для словаря? Кто создавал тексты?

— В словаре нет историй. Там есть мифы. Причем конкретный миф может быть проявлен несколькими историями и не только ими. Тексты писали я, на тот момент — старший научный сотрудник музея, и мой друг и коллега — тогда кандидат, сейчас доктор исторических наук из ОмГУ Антон Вадимович Свешников. Дописываю, добавляю тексты я уже в одиночку.

Вырезки из словаря мифологии Омска: «...создается впечатление, что плоский растянувшийся вдоль Иртыша, город, задыхающийся от транспортного кризиса, боится Метро. На это указывает миф о том, что омские чиновники из-за своей халатности подарили омское метро Новосибирску, власти которого и технически, и идеологически были лучше к нему готовы. Подобное масштабное строительство не под силу одному городу. В условиях относительной стабильности в советское время Омск упустил свой шанс. В 90-е годы, казалось бы, начавшееся строительство объективно не могло продолжаться. Заборы с буквой «М» напоминали горожанам об утраченных возможностях».

Где омичи могут найти печатную версию издания? Когда планируется выпустить вторую редакцию словаря?

Омичи — только в сборнике Пятых искусствоведческих (культурологических) чтений. В печатном виде выпуск не планируется. Тогда, в 2005 году, на обсуждении Виктор Корб сказал, что это должно быть копеечное издание на газетной бумаге миллионным тиражом. А я полагал, — богато иллюстрированное альбомное издание. Время и для того, и для другого формата прошло. Нормальная интернет-версия в самый раз.

Кто на данный момент работает над словарем? Вы обещали отблагодарить всех, кто поможет, каким образом?

— Да, когда затевал группу в соцсети «ВКонтакте», еще мечтал об альбомном издании. Главных помощников им бы и отблагодарил. Не случились ни помощники, ни издания. Да, есть люди, которым интересно, кто понимает материал, художники, разрешающие использовать их произведения. С миру по нитке, как и должно быть.

Сейчас модно собирать средства на проекты посредством краудфандинга. Не думали запустить такой сбор для словаря?

— Не думал. Сначала нужно его переработать, собрать «иллюстрации». Причем теперь главная сложность — в проработке литературного (поэтического) массива.

Вырезки из словаря мифологии Омска: «Едрена мать (Зеленая баба, Зеленая глыба, Белоснежка) — персонаж уличной жизни города Омска кон. 80-х — нач. 90-х гг., «городская сумасшедшая». Всем известен ее фирменный стиль: вязаная шапка и длинное зеленое пальто, которое она носила круглый год и которое становилось все более и более ветхим. Ее поведение отличалось откровенным эпатажем, Е. М., не стесняясь, бранилась в публичных местах, для достижения своих целей использовала физиологическое отвращение, которое она вызывала. Чаще всего ее можно было встретить в студенческих столовых, в общественном транспорте или на остановках».

Какие ваши любимые мифы об Омске и почему? Нравится ли вам делиться этими историями с людьми? Нужно ли их популяризовать?

 — Городская мифология универсальна. Только в одном городе миф проявлен через одно, в другом — через другое. Есть обязательные формы-сосуды, например, топонимика или геральдика, которые наполняются тем или другим мифологическим содержанием. Поэтому «люблю» (условно), те, где «омскость» ярко проявлена. Так, мне интересен миф об омском поэте. Мифы о названии города.

Какое бы определение вы дали этому термину?

— Омскость — некий исторически изменчивый код, коэффициент, который сопрягаем с любым универсальным или уникальным объектом, после чего тот обретает узнаваемые специфические омские черты.

Будете ли вы готовить какой-то проект к 300-летию города?

— Уникальное, авторское, буду, но уже не к 300-летию, а к замечательной дате 301-летию, 302-летию.

Вырезки из словаря мифологии Омска: «Белая столица — мифологический образ связан с фактом размещения в Омске в 1918-19 годах Рос. пр-ва во главе с Верховным правителем России адмиралом Колчаком. Важнейший элемент столичного мифа, давший объективные исторические основания на столичные претензии общероссийского масштаба политического содержания. Так как факт столичности связан с гражданской войной и расколом российского общества на белых и красных, миф имеет двойственное — и позитивное, и негативное — содержание, актуальное в той или другой своей части в разные исторические периоды для разных социальных групп».

Омск знают по всей стране, благодаря сумасшедшим омским новостям, сырку «Омичка» и омской птице. Какой из мифов вы бы попытались продвинуть на уровне страны, чтобы несколько очистить репутацию нашего города.

— Внешнее мифологическое позиционирование, конечно, важно, но когда его делают специально позитивным, получается натужно и часто с обратным эффектом. Должно само родиться, хорошо бы, в беллетристике. Появится роман-бестселлер, где не просто действие будет проходить в Омске, а наш город будет действующим лицом, — придет слава! Сейчас ближе всего к этому то, что делает Дамир Муратов.

Какой главный омский миф, по вашему мнению.

— Город-сад. Город-крепость.

Почему вы до сих пор в Омске? Чем вам нравится и не нравится наш город?

— Я и Омск — вместе это что-то большее, чем по отдельности. Нравится тем, что он Город, т. е. созидающая эмансипирующая система. Не нравится много чем таким, что можно исправить. Но есть и то, что фатально по-омски. В разные эпохи оно срабатывает по-разному. Сейчас период омского негатива. Раз уж мы консервативны и традиционны, нужно научиться превращать это в источник энергии и созидания. Быть урбанистическим оксюмороном.

Как думаете, изменится ли в городе что-то после юбилея?

— Уже изменилось. Меньше иллюзий и упований, больше ответственности. Учимся жить по собственному креативу и трудолюбию. Это очень трудно!

Самое актуальное в рубрике: Культура

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий