Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

08 августа 2016 16.27

«Родные города» ― комплексная программа социальных инвестиций «Газпром нефти». Цель программы — повышение качества жизни в городах присутствия компании, расширение доступа их жителей к качественной городской среде, образованию и культуре. Компания исходит из принципа, что люди, живущие в небольших городах и поселках, имеют право на такое же качество социальной среды, что и жители мегаполисов.

#Городговорит: Stenograffia в Омске в лицах и фактах

В конце июля в нашем городе впервые прошел фестиваль уличного искусства Stenograffia, благодаря которому преобразились пять зданий и территория Зеленого острова. «Класс» разобрался, как фестиваль вывел уличных художников из тени и превратил граффити в искусство.

Вначале было слово

Изначально граффити выполняли роль этакой стенгазеты на жилищах и других поверхностях — жители Земли делились признаниями в любви, стихами, жалобами. Не зря слово graffitti переводится с итальянского как «нацарапанный». Самые древние из них датируются 30-м тысячелетием до нашей эры. С течением времени острые предметы в руках «художников» заменила краска, а сами надписи стали приобретать более художественный вид.

В середине 70-х годов прошлого века граффити влилось в набирающую обороты хип-хоп-культуру. Подворотни Нью-Йорка заполонили яркие теги — красочные надписи-рисунки, смысловое содержание которых часто было сложно разобрать. Райтеры сами смешивали составы для красок, помещая их в пустые баллончики из-под дезодорантов. В надписи вплетались художественные элементы, мастера экспериментировали со шрифтами, повышали скорость работы. Их излюбленным развлечением стал «бомбинг» — быстрая разрисовка вагонов поездов и метро. Шалость удалась, если за время стоянки поезда вагон полностью закрашивался, а авторы успевали скрыться от полицейских.

К 80-м годам сформировались узнаваемые стили граффити. На сегодняшний день их существует больше десяти, не считая различных вариаций на тему. Произошло разграничение между граффити в классическом понимании и стрит-артом, или мурализмом. В обоих случаях используются аэрозольные баллончики, однако, как понятно из названия, уличные художники создают на стенах настоящие произведения искусства.

Революцию в сфере стрит-арта произвел великий и загадочный Бэнкси. Почти мифическая фигура, уличный художник и режиссер, чье настоящее имя до сих пор неизвестно, он первым стал вкладывать в свои работы социальный подтекст. Мастер начал украшать улицы туманного Альбиона еще в конце 90-х, однако пик его популярности пришелся на 2010 год. Его личность стала по-настоящему культовой — в 2011 работу Бэнкси в Бристоле закрасили черной краской, и жильцы окрестных домов были крайне возмущены и назвали произошедшее актом вандализма.

В июне 2013 года работа «Рабский труд», нарисованная Бэнкси за год до этого в честь празднования 60-летия правления королевы Елизаветы II, была продана с аукциона за сумму свыше 750 тысяч евро. Сегодня Бэнкси продолжает творить, а за его новыми граффити охотятся коллекционеры по всему миру.

Во многом благодаря Бэнкси городские власти начали осознавать: если не удается победить уличных художников, может быть, стоит организовать их деятельность? Для согласованных рисунков стали выделяться стены, мастеров начали специально приглашать для украшения серых бетонных поверхностей. Все чаще проводятся фестивали граффити — движение постепенно поднялось из андеграунда.

Красота шагает по стране

Использовать таланты уличных художников для реального улучшения внешнего вида города в 2010 году решила троица из Екатеринбурга — Евгений Фатеев, Андрей Колоколов и Константин Рахманов. На первый фестиваль «Стенограффия» в Екатеринбурге собрались более 150 стрит-арт-художников из 25 городов России. За несколько летних дней город заиграл яркими красками — граффити на тему «Европа и Азия: столкновение противоположностей» появились в подземных переходах, на плитах набережной, во дворах спальных районов и на зданиях вдоль гостевого маршрута. После фестиваля организаторы создали агентство Streetаrt, которое и по сей день им занимается.

За семь фестивальных лет в Екатеринбурге было создано несколько сотен объектов уличного искусства, многие из которых получили статус городских достопримечательностей, а сам город был признан российской столицей стрит-арта. С каждым годом у фестиваля становилось все больше соорганизаторов и волонтеров. Год назад «Стенограффию» взяла под крыло компания «Газпром нефть», сделав ее одним из проектов своей программы «Родные города», и география фестиваля существенно расширилась. Кроме Екатеринбурга десант художников отправился в Оренбург, Ноябрьск, Муравленко, Ханты-Мансийск, ямальские поселки Новый Порт и Мыс Каменный. А в этом году к списку городов присоединились Санкт-Петербург и Омск.

В 2016 году традиционной отправной точкой «Стенограффии» стал Екатеринбург, где с начала июля было создано около 20 объектов. Для участия приехали и гости из Италии и Бразилии. Впервые на уличных «холстах» показал свое мастерство в России легендарный итальянский художник Peeta, известный своей 3D-стилистикой во всем мире. А затем творческая команда отправилась в трехмесячный граффити-тур по стране.

У фестиваля есть особая миссия, идея, которую он несет в массы. Команда «Стенограффии» показывает своим примером, что уличное искусство не имеет отношения к хулиганству, порче имущества и другим видам вандализма. Художники рисуют вместе с детьми, используют в своих эскизах детские рисунки, проводят мастер-классы для жителей городов, собирают лекционные площадки и находят все больше понимания и поддержки у населения.

Вогнали в краску

В Омск фестивальная делегация прибыла в конце июля.

Официально «Стенограффия» стартовала в нашем городе 28 числа, но еще накануне омичи стали замечать уличных художников, которые, не боясь представителей правопорядка, расписывали стены в разных частях города.

Первым преобразился павильон по адресу: Бударина, 3/1. Одно из главных правил «Стенограффии» — вписывать рисунок в геометрию здания и улучшать ее с помощью красок и мастерства художников — здесь было применено как нельзя лучше. На павильоне, расписанном в стиле сепия (цвет, присущий старым монохромным фотографиям), теперь запечатлены герои любимых отечественных мультфильмов, на которых выросло не одно поколение: «Винни Пух», «Малыш и Карлсон» и др. Автором работы стал художник Константин Александров из Павлодара.

За преображение технических построек на территории детской больницы № 3 взялись омичи Марат Абишев ReMarik и Иван Крячко. Позитивное граффити с героями русских сказок теперь развлекает малышей, которые смотрят на него из окон своих палат. Слоган нынешнего фестиваля «Да будет цвет!» и его концепция «Вид из окна» здесь воплощены как нельзя лучше. Творение оценили и доктора. «Приятно, что теперь на нашей территории вместо серых бетонных стен появились яркие пятна, которые скрасят детям пребывание в больнице», — высказался заведующий эндоскопическим отделением ДКБ № 3 Николай Черников.

Изначально художники должны были работать над разными стенами, но впоследствии их усилия решено было объединить.

Марат АбишевИдея нашей совместной с Иваном Крячко работы родилась случайно. Изначально мы готовили макеты для разных поверхностей. На моем первом эскизе была девушка, которая смотрела в небо из окна автомобиля, а над ней летел снегирь как символ Сибири. У Вани первый эскиз был про сказки. Девушка открывала ставни окна и из него вылетали разные персонажи. По композиции было похоже на программу «В гостях у сказки», которая выходила на советском телевидении. Но потом нам предложили объединиться. Мы знали, что фасад на территории больничного городка, около детского отделения. Поэтому тему сказок решили сохранить. Осталась моя композиция с девочкой и птицей, появилась книжка и все те же сказки. Поскольку картинку видно с верхних этажей, то мы также расписали крышу пристройки. Ведь главный зритель не прохожий, а именно маленькие пациенты стационара. Создавали мы свою картину также вдвоем в течение нескольких дней. Результатом, конечно, довольны. Для нас это опыт совместной работы, плюс сам факт участия в таком большом проекте, как фестиваль «Стенограффия». 

Константин Zmogk из Москвы потрудился над зданием в центре Омска. На доме по адресу: Чокана Валиханова, 11, появился богатырь, выполненный в абстрактной технике. Теперь он охраняет сверху покой прогуливающихся по омскому Арбату.

 

Константин ZmogkИдея появилась, после того как организаторы «Стенограффии» прислали мне адрес, по которому располагается здание, — улица Чокана Валиханова. Мне стало любопытно, кто этот человек, чем он занимался и что значимого сделал. Почитал о нем и выяснил, что он был первым, кто записал и перевел отдельные главы эпоса о Манасе — крупнейшего произведения киргизского народа. Это произведение охраняется ЮНЕСКО, и Валиханов фактически открыл его для остального мира. Я просмотрел созданные на сей момент памятники, иллюстрации, различные почтовые марки с изображением Манаса и на их основе создал свой образ — богатырь верхом на коне в степи, вглядывающийся вдаль. На его создание у меня ушло три с половиной дня работы (творю я всегда один). Результатом очень доволен и еще раз благодарю фестиваль «Стенограффия» и всех, кто причастен к воплощению этого проекта в жизнь.

Екатеринбуржец Андрей Топоров стал автором одной из самых нашумевших работ фестиваля, которая расположилась на стене музыкального училища имени Шебалина. Здесь появился «пролом», внутри которого видно, как через два этажа пытаются протащить рояль. Вариации на тему изнанки Шебалинки настолько полюбились омичам, что они выложили в свои социальные сети множество фото с восторженными комментариями, откуда они расползлись в местные и федеральные СМИ. По словам автора работы, ее сюжет навеян простым человеческим любопытством.

Андрей ТопоровВсем хочется знать, что происходит за стенкой у соседей. А здесь мне досталось очень интересное место — хотелось вложить в работу музыкальную тематику. В результате появился такой сюрреалистический сюжет. Работа действительно разлетелась по интернету и продолжает жить, и это здорово. От омичей также слышал множество положительных отзывов.

Больше всего объектов досталось Зеленому острову, где 30 июля на празднике «День омича» торжественно завершался фестиваль. Омский художник Иван Предит изобразил на сцене-ракушке рабочих, закрашивающих граффити его коллег-художников.

Яркая точка фестиваля была поставлена 30 июля на площадке Stenograffia на Зеленом острове. На сцене у входа в парк развернулся граффити-баттл на холстах среди омских бомберов и гостей из других городов. По площадке летали дроны со сладкими пряниками, а рядом работал лекторий, где своими умениями делились художники фестиваля.

Но главными точками притяжения площадки стали два 3D-объекта, к которым выстроилась очередь — коллекция фото на руке у Кинг-Конга и вокруг объемных бабочек пополнила инстаграмы омичей. Мини-сюжет с известным киношным приматом придумал и осуществил Андрей Топоров. «Мы создавали для гостей Дня омича 3D-аттракцион, и мне хотелось, чтобы с моей помощью они как будто оказались внутри фильма», — поделился с «Классом» Андрей.

Участникам праздника предложили вместе создать 3D-диораму в подарок к 300-летию города. Омичам раздали шарики с краской, которыми они с удовольствием кидали в подготовленный «холст». На основе этого радужного произведения стрит-арт-художники создали силуэт города, который теперь останется на Зеленом острове навсегда. Как и два 3D-объекта, они стали подарком Омску от «Стенограффии».

Еще одним развлечением на площадке была «Антиточка» — специальный экран позволил увидеть город, который находится точно «под» Омском. Это место расположено в Чили. Омичи увидели рассвет и зиму — на другом конце Земли сейчас минусовая температура.

По словам представителя проекта «Стенограффия», все работы выполнены специальными красками для граффити, которым не страшен ни мороз, ни дождь.

«Аналогичными красками нарисованы работы в Екатеринбурге, которые остались неизменными с 2010 года. Поэтому можно быть уверенными, что граффити в Омске сохранятся надолго. Нам было очень приятно работать в вашем городе, получили большое количество положительных отзывов от омичей, значит, все не зря», — поделилась с «Классом» Дарья Мельникова, пресс-секретарь проекта.

«Стенограффия» двинулась дальше по стране. Новые красочные граффити уже появились в Ноябрьске и Муравленко, на очереди — другие города, а завершится фестиваль грандиозным шоу в Санкт-Петербурге. Омские художники переняли опыт коллег из других городов и готовы продолжать делать город лучше.

«Это, безусловно, известность и хороший старт для участия в подобных мероприятиях в дальнейшем. Новые знакомства, связи, ведь и организаторы, и другие участники (из разных городов) остались довольны нами, нашей работой, нашим городом. Для Омска и омской тусовки граффити-культуры это новый уровень, шаг вперед. Давно слежу за «Стенограффией», каждый год смотрю фото- и видеоотчеты, подписываюсь в соцсетях на авторов работ. Это реально популяризирует культуру, знакомит и объединяет сотни художников по всей стране. Организаторам можно сказать лишь слова благодарности за возможность участвовать, представлять свой город, украшать его так масштабно. Возможно, теперь чиновники поймут, что красивые фасады — это действительно здорово, и таких работ и проектов станет больше», — надеется Марат Абишев.

Другой взгляд

Пока же в Омске уличное искусство понимают и одобряют не всегда. Так, совсем недавно по указанию одного из чиновников была закрашена стена Егора Летова, которую съемочная бригада фильма «Омск, я люблю тебя» подарила городу на 300-летие. По словам директора БУ «Эксплуатация объектов внешнего благоустройства» Галины Зурнаджан, рисунок замазали, так как он появился на опоре моста без согласования, а омичи успели снабдить его своими нецензурными надписями. Хочется верить, что «Стенограффия» научит уличных художников и представителей власти вести диалог. Ведь тогда в нашем городе однозначно станет больше красоты.

Самое актуальное в рубрике: Город

Больше интересного в жанре: Обзоры

Добавить комментарий