Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

23 сентября 2016 12.33

Саша Привалов, создатель Lit Trip: «Современные поэты — не серебряный век. Нигилизм сегодня намного грубей»

Писатель Саша Привалов год назад собрал в Омске литературное сообщество Lit Trip. «Класс» поговорил с молодым автором о том, как и зачем пиарить омских поэтов.

Фото: личный архив Саши Привалова

Для начала расскажи поподробней, что такое Lit Trip, кто его придумал и самое главное — для чего?

— Для чего? — это, пожалуй, самый сложный вопрос. Год назад, в августе, мы ночью сидели с товарищем на кухне и пили. Мы только что сняли с друзьями квартиру и подумали, что было бы интересно сделать поэтический вечер. Квартирник. 19 сентября прошел первый такой вечер, потом второй. Сначала пришло 14 человек, во второй раз — 28. Квартира уже конкретно не выдерживала, слишком много народу. И посетившая один из квартирников Ника Покоева предложила нам помещение в «Гайдаре» (молодежном клубе. — Прим. ред.). Раз такое предложение поступило, решили двигаться дальше.

Поначалу это был довольно простой проект. Ребята встречались, пели свои песни, читали стихи. Сейчас он стал более обширным. У нас теперь есть проект Music Trip, где выступают молодые омские группы. Сейчас мы для них готовим тур. Три группы везем в три города: Тюмень, Екатеринбург и Челябинск. Есть проект Cinema Trip, там показывают довольно андеграундное авторское кино. Проходят ночи кино. Еще есть литературный клуб, где люди могут приходить, читать свои стихи и получать на них критику.

Вообще это проект для помощи что ли... Чтобы у музыкантов и поэтов были слушатели и площадки. Не просто какие-то редкие случайные вечера, а четкая система проведения таких мероприятий. Чтобы каждый знал, что может быть услышан вне зависимости от качества своего творчества.

Насколько массовым стал этот проект? Поэтов слушают в основном поэты или зрители со стороны тоже есть?

— Мы быстро перестали быть каким-то узким кружком. Очень мощными были декабрь, январь и февраль, когда на мероприятиях было по 80-100 человек. Потом этот бум прошел. Есть у нас еще формат Lit Trip Open, когда человек может прочитать стихи без каких-то предварительных договоренностей и отбора. Если там читает, к примеру, двадцать авторов, а больше мы стараемся не ставить, то приходит послушать еще человек тридцать.

Для меня довольно странно, что в Омске вообще столько поэтов.

— И для меня тоже было странно, на самом деле. Но ведь многие пишут или когда-либо писали стихи. Просто кто-то остановился, а кто-то нет.

Ты сам пишешь стихи?

— Стихи у меня очень плохие. Пишу прозу, она вроде как получше. Мне по крайней мере больше нравится писать именно прозу.

Как поэты друг друга находят?

— Сарафанное радио, наверное, и реклама во «ВКонтакте» в виде банальных репостов. Многие поэты, которые у нас выступают, просто долго следили за проектом и в какой-то момент решили выступить.

А напечатать свою книжку сложно? Есть ли у молодых поэтов проблемы с этим, например, финансовые?

— На самом деле, это не так уж сложно и дорого. Чтобы выпустить 100 экземпляров, а больше на первоначальном этапе нет смысла печатать, нужно примерно 14-15 тысяч рублей. Это не так уж много.

В новом сезоне что-то то новое в Lit Trip будет происходить?

— Мы сейчас развиваемся в сторону филиалов. В ноябре один откроется в Барнауле. Там у площадки Lit Trip будут свои организаторы. Я больше делаю ставку не на то, чтобы поэты выпускали сборники, а на то, чтобы их стали узнавать в других городах. На открытие я возьму омских поэтов и музыкантов, и мы поедем в Барнаул. Так же будем со временем развивать и другие города.

Это в дальнейшем будет удобней и для гастролей, и для тех же печатных книжек. Если у человека в его паблике со стихами, скажем, 400 человек, то он рискует даже не выйти в ноль после продажи книжек. А если его будут знать за пределами Омска, то возможностей появляется больше.

Гастроли поэтов не самое привычное явление. Это какая-то новая волна в нашей литературе или неизвестная широкой публике данность?

— На самом деле, очень много поэтов гастролируют. Сейчас мы помогаем привозу в Омск Мокко fm, следом за ним приезжает Ес Соя, потом — Серафима Ананасова. Они часто катаются по стране. Я просто раньше не был в этой теме и толком не знал, что так много поэтов гастролируют и что в Омске так много поэтов. Я думаю, это всегда было, просто не сильно афишировалось.

Все-таки похоже на какой-то серебряный век: литературные кружки, выступления поэтов. Как будто совсем не наше время.

— Современные поэты — это не серебряный век. Далеко не серебряный. Но тут свое: своя тематика, свой очень сильный нигилизм. Сейчас он намного грубей, чем в то время.

Вы как-то смотрите на качество стихов, когда начинаете помогать какому-то поэту? Есть же масса поэтов, которые вроде бы не так уж и хороши, но умеют именно хорошо продвигать себя у определенной аудитории.

— Есть откровенно плохие стихи, написанные по принципу «любовь — кровь». Такие в любом случае не пройдут, хоть ты запиарься. Не будут это читать и слушать со сцены. Есть средние стихи, которые можно читать и слушать. По сути, это они и гастролируют. Те же Ес Соя, Ананасова, Пинженин, Рома Гонза. Это хорошие стихи, но не конгениальные. Конгениальных я еще не встречал. Таких, чтобы я прочел и понял, что это космос.

Средне пишут довольно много людей. Даже в Омске. У нас был конкурс Lit Trip the Best. По его итогам финалистами стали шесть человек. Каждый из них, если его правильно распиарить, сможет гастролировать, и их стопроцентно будут слушать.

А есть молодые омские поэты, которые стихами зарабатывают?

— Нет. Это студенты, журналисты, актеры — у всех есть какая-то профессия и работа.

Не было идеи совместить Lit Trip и Music Trip, скажем, чтобы омские группы пели песни на стихи омских поэтов?

— Нет, таких идей не было, мы только думали о том, что на литературных вечерах можно делать какой-то аккомпанемент. То, о чем ты говоришь, успешно делает, к примеру Ярослав Лапа. Он пишет стихи и играет в группе. Там его тексты и становятся песнями. Чтобы такой проект реализовать, надо этим прямо гореть. Нужны какие-то зараженные такой идеей люди, а их сейчас нет. А без них ничего не получится. Лично я не музыкант и не поэт, и сам я такой идеей не горю.

Тебе-то лично что дает и Lit Trip, и Music Trip как не музыканту и не поэту?

— Поначалу просто было интересно, смогу я или нет. Оказалось, что смогу. Знаешь, мне нравится помогать людям, а еще это такая эгоистичная штука. Не в плане коммерции, денег здесь я почти не зарабатываю. А в плане того, что ты доходишь до какой-то маленькой вершинки и понимаешь, что устал и хочешь отдохнуть, но тут обнаруживаются новые вершины и тут же возникает интерес и стимул лезть вверх. Мне просто интересно, когда я сам сломаюсь.

Почему обязательно сломаешься, разве бесконечного движения в таком деле быть не может?

— А какие еще варианты?

Постоянно ведь можно придумывать что-то новое, находить единомышленников, какие-то имена новые открывать.

— Ну смотри, вот ты говоришь про новые имена. В марте мы делали Lit Trip the Best. Я говорю «мы», имея в виду себя и еще нескольких людей, которые этим занимались. Либо мне просто удобней говорить «мы», потому что тогда я не чувствую, что делаю это все один, хотя со многими проектами так и получается. В общем, тогда я понял, что нет никакой перспективы развития. После первых вечеров в «Гайдаре» мы сидели на кухне и просто говорили о том, что клево было бы получить площадку в баре Bukowski. В итоге их арт-директор Руслан Брущенко нас туда позвал. Потом, когда в марте я перестал видеть перспективу и продолжал на автомате что-то устраивать, появилась девочка из Барнаула, которая предложила делать филиал. И теперь я снова знаю, что делать в ближайшее время. Просто, если оставаться в Омске и просто быть площадкой для поэтов и музыкантов, становится скучно. Это и бар любой может делать.

Сложно вообще с поэтами? Есть же устойчивый стереотип, что это люди ранимые, остро воспринимающие критику и так далее.

— Я стараюсь не критиковать. Когда в литературном клубе собираются совсем молодые поэты, мы разбираем их тексты. Без грубостей, конструктивно общаемся. Человек уже либо делает какие-то выводы, либо нет. Его дело. А с теми, которые составляют костяк Lit Trip... Ну я бы не сказал, что с ними тяжело. Всегда можно найти общий язык.

На чем основываешься, когда анализируешь чьи-то стихи? Ты филолог по образованию?

— Мы видимо, мало переписывались во «ВКонтакте», и ты не успела понять, что я совсем безграмотный (Улыбается.). Не филолог, но у меня есть определенные ощущения. Есть фильм под названием «Общество мертвых поэтов», и там говорится о том, что нельзя оценивать стихи по каким-то канонам. Есть то, что режет слух, и то, что не режет. Стихотворение должно быть гармоничным, а если есть какие-то «сучки», то сразу возникает вопрос, случайны они или нет. Если случайны — нужно «шлифануть». Если специально, то это интересный поэт. Может быть. Все зависит от осознанности.

Ну а вообще, я выполняю роль ведущего. Разбором стихов занимаются более опытные люди. Недавно с нами стала работать Лина Калинка, она взялась за эту работу. Иногда приглашаем Игоря Федоровского, который делает просто дичайший анализ. Я не особо разбираюсь в поэзии, у меня все больше на эмоциях. Вот прозу могу разобрать, там вообще все легко. В школе искусств «Резонанс» я как раз буду учить людей структурировать прозу, добавлять побочные сюжеты, чтобы не лить воду и не графоманить.

На свое творчество у тебя времени хватает с таким количеством дел?

— Действительно, времени очень мало. Я сейчас пишу книжку, в голове этот процесс происходит постоянно, а на бумагу не всегда успеваю что-то переносить. У меня еще висит один заказ на сценарий, вообще спать, наверное, не буду.

О чем сценарий?

— Пока что сказать не могу, у меня есть только описание сюжета. По-моему, это фантастика по какому-то из романов Берроуза. Платят они немало, но и не сильно много для сценария.

А про что твои книжки?

— Это такой реализм или даже сюрреализм местами. Вообще, я делю свою прозу на две категории, они никак не касаются жанров. Просто есть книга с идеей, а есть книга-сублимация. Например, сейчас я пишу книгу «Психонафты». Там есть конкретная идея, к которой я иду. Есть у меня сборник «Черный ящик» — это сплошная сублимация каких-то моих внутренних переживаний. Вообще, все о происходящем, все о жизни.

Тебе из Омска никогда не хотелось уехать?

— Нет. Я в свое время много где был, очень хорошо катался автостопом. Мне нравится Омск, и я не собираюсь уезжать и не отговариваю других... Просто мне часто смешно, когда люди хотят его покинуть. Музыканты, например, рвутся в Питер, кто-то едет зарабатывать деньги в Москву. Но игра не стоит свеч. Чтобы в Питере стать крутым музыкантом, есть два варианта. Первый — бухнуть хорошо денег в себя и свое творчество. К примеру, чтобы в будний день выступить в баре обычном, нужно заплатить пять тысяч за сет в 20-30 минут. Второй вариант — быть реально очень гениальным. Но гениальных людей почти нет. А так... едут в Питер и становятся разнорабочими на стройке.

На российском и на омском уровнях есть разные союзы писателей. Как молодые люди к ним относятся? Есть смысл туда вступать?

— Мне кажется, это не зависит от того, молодой писатель или нет. Это, скорее, зависит от человека. Молодые писатели там есть, но я к ним не отношусь. Мне никогда не было интересно принадлежать к кому-то там. Талантливые люди, мне кажется, никогда не будут себя к кому-то относить. Это не надо. Что мне нравится в Lit Trip: у нас каждый поэт полностью индивидуален и по-своему великолепен.

Самое актуальное в рубрике: Культура

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий