Класс

Класс

28 октября 2016 15.25Интервью

Сьюзан Бераза, режиссер: «Россияне не видят независимое американское кино. К вам везут ленты про супергероев»

Американский режиссер рассказала «Классу» о своем новом фильме, Никите Михалкове и сериальной культуре.

Сьюзан Бераза, режиссер: «Россияне не видят независимое американское кино. К вам везут ленты про супергероев»

Александр Румянцев

В рамках фестиваля документального кино «Сибирь» Омск посетила режиссер-документалист из США. Сьюзан привезла в наш город свой новый фильм, а также согласилась провести пару мастер-классов для студентов ОмГУ. До начала фестиваля женщина решила пройтись по всем омским музеям, а в перерыве между изучением российской истории встретилась с журналистом «Класса».

Начнем с того, что вы приехали в наш город с фильмом «Уран под открытым небом» (Uranium Drive-In). Слышала, что отходы от разработки урана токсичны и загрязняют окружающую среду ─ фильм об этом?

─ Не совсем так. Этот фильм скорее о людях. Это человеческая история жителей небольшого городка на Юго-Западе Америки, в котором работала когда-то урановая шахта, а потом была закрыта, и о том, как жители этого городка воспринимают новости о возможности возобновления работы предприятия.

Почему пришли именно к теме экологии?

─ Город, в котором я живу сейчас в штате Колорадо — очень прогрессивный, к тому же это горнолыжный курорт, потому тема защиты окружающей среды всегда стоит на повестке дня. Людей это волнует, и я неизбежно становлюсь участником событий, так или иначе связанных с охраной окружающей среды.

Кроме того, я родилась и выросла на острове, поэтому для меня важна и тема защиты океана.

А вообще как пришли в документальное кино? Всегда снимали документалистику или пробовали себя и в других жанрах?

─ В течение многих лет я была театральным режиссером. И моя первая работа была художественным фильмом о театре. А потом меня пригласили редактировать документальное кино. Мне это очень понравилось, тема меня увлекла. Сейчас это часть моей жизни.

Первый фильм это «Остановитесь: не слишком ли наша жизнь пластиковая»?

─ Да, это первый фильм в котором я выступала в роли режиссера, а не редактора.

Для многих зрителей эта лента стала откровением. Будет ли «Уран» иметь подобный резонанс?

─ Не думаю. История полиэтиленовых пакетов ─ это такая универсальная тема, понятная любому жителю Земли. И он был снят в нужное время. Мой второй фильм ─ это более спокойная история об очень конкретных людях, которые живут в очень конкретном месте. Но я думаю, что маленький городок, это в каком-то смысле микрокосмос. Отражение того, что все люди воспринимают одну и ту же историю по-разному.

Еще какие-то документальные фильмы у вас есть, помимо тех, о которых мы уже говорили?

─ Я сейчас заканчиваю работу над очередным фильмом. Я снимаю его в Доминиканской республике. Он называется «Река Массакра» (Massacre — дословно «резня»). Это название реки, которая делит Доминиканскую Республику на две части и является границей между двумя странами, которые находятся на острове. В 2013 году по решению правительства у гаитянцев, которые когда-то приехали в Доминиканскую Республику, было отозвано гражданство. Это 200 тыс. человек. И мы рассказываем эту историю через судьбы конкретных людей. Показываем, как решение правительства повлияло на их жизни.

С кем вы работаете, и как команда внедряется в повседневную жизнь героев?

─ Количество людей в команде зависит от фильма, но все равно нас немного. Это необходимо. Когда мы снимаем интимную историю в домашних условиях, то в каком-то смысле становимся семьей героев. В конце концов нас начинают воспринимать как часть жизни. Сейчас над фильмом, который мы снимаем в Доминиканской Республике, работают три человека. Это Дэвид Байер — оператор, я и местный продюсер.

Когда мы снимали на Гаити, с нами еще был переводчик и человек, который помогал административно.

Какое кино любите смотреть вы? В каких жанрах?

─ Все зависит от настроения (Смеется.). Иногда, если очень сильно устану, хочется посмотреть какую-нибудь глупую комедию, чтобы отдохнуть и расслабиться. Но, конечно, я люблю и настоящее кино, драмы. Но выбирая между документальным кино и игровым, я бы все-таки сказала, что мне ближе документальное.

Вот один из моих любимых фильмов это «Урга: Территория Любви». Этот фильм очень красивый, он мне очень нравится.

А сериалы смотрите? У нас, например, это очень популярный жанр.

─ Нет, не очень. Я занята, я работаю, я мать. У меня просто не остается времени. Но если я где-то далеко и скучаю по дому, то тогда я могу смотреть не отрываясь по четыре эпизода. Я посмотрела две первых серии «Карточного домика» (House of Cards) и больше не стала. Кстати говоря, «Карточный домик» практически превратился в реальную ситуацию в Америке. Вот Breaking Bad я смотрела. Встречный вопрос: а в России смотрят американские передачи?

Конечно. В России в принципе зритель больше ориентирован на западные примеры. То есть часто заранее скептично относится к лентам, произведенным в России. Как с этим в США?

─ На самом деле, и в Америке происходит подобная борьба между корпорациями и маленькими студиями. Если ты независимый режиссер, то, естественно, очень сложно сделать кино, которое бы продавалось так же хорошо, как фильмы, снятые большими студиями. Мне приходится много трудиться, чтобы донести свой фильм до зрителя. Я, например, даже не уверена, доходит ли до российского зрителя наше независимое кино. Потому то, что получаете вы в России, ─ это, конечно, высокобюджетные фильмы про супергероев и тому подобное.

Да, на самом деле было сложно найти ваш фильм о пластике. Мне удалось посмотреть его, но без перевода, на английском языке.

─ О, бедняжка. А где ты нашла его?

На ютубе.

─ Какой кошмар. Вообще-то он не должен быть там (Смеется.).

Российское документальное кино смотрели? Отличается ли его уровень в России и в США?

─ В рамках фестиваля разве что. А так могу сказать только, что мне интересно документальное кино других стран. Неамериканские документалисты позволяют себе долгие кадры. Когда ничего не происходит, когда нет никакой информации. Я часто, когда снимаю кино, сама себя ловлю на том, что я должна пустить в свой фильм моменты без текста. Потому что это хорошо. Так должно быть. Но я часто фокусируюсь на информации.

Я знаю, что вы уже бывали в нашей стране в рамках фестиваля в Ханты-Мансийске. Долго ли раздумывали над предложением приехать еще раз и на этот раз в Омск?

─ Нет. Как только я получила приглашение, я сразу же согласилась. Мне действительно очень понравилась моя поездка в Россию на предыдущий фестиваль. Поэтому в этот раз я сразу же сказала: «Да, я еду».

Путешествия по России не натолкнули вас на мысль снять кино о нашей стране?

─ Человек, который снимает документальное кино, от природы любознателен. Поэтому где бы я ни была, я всегда, разговаривая с людьми или глядя на что-нибудь новое, думаю: а это хорошая идея для фильма.

В голове у меня потенциальных идей для документального фильма очень много. Но идеи и реальный фильм — это совершенно разные вещи. Все равно должен быть и коммерческий потенциал, на котором эта идея сыграет. Тебе ведь нужно собрать деньги, чтобы снять хорошее кино. Это дорогое производство. Идея должна быть интересной, но все же иметь возможность коммерческого использования.

Я знаю, что вы очень хотели побывать в музее имени Достоевского. Откуда такое желание?

— Он ведь всемирно известный писатель. К слову, я уже побывала в музее Колчака и краеведческом музее. После его посещения, я считаю, что история России ─ это история, наверное, самая потрясающая, какую только страна может иметь.

Вы проведете мастер класс в ОмГУ. Приходилось ли уже проводить подобные мероприятия?

— Да, очень много раз. С обоими моими фильмами я много путешествовала по разным странам. И самые запоминающиеся впечатления остались от мастер-классов, которые я проводила со студентами в Монголии, Доминиканской Республике. И вот когда я была на фестивале в Ханты-Мансийске, я тоже показывала фильм студентам, это было очень интересно.

У вас не возникало желания открыть свою киношколу, чтобы на постоянной основе проводить занятия?

─ У меня был опыт, когда я вела курс для одаренных студентов. Именно о том, как создавать документальное кино. Мне это очень понравилось. Я бы хотела и в будущем иметь возможность преподавать, но при этом я никогда не откажусь от работы режиссера.

А любимые режиссеры есть?

─ Когда задают вопрос, кто твой любимый, не важно — кто, ты сразу забываешь все имена и не знаешь, что сказать. Так всегда бывает.

А на самом деле я уже говорила об одном российском режиссере. Я видела фильмы Михалкова: «Утомленные солнцем» и «Урга». И они мне очень понравились. Мне нравится британское кино, британские режиссеры. Режиссеров голливудского кино я называть не буду, потому что это не те фильмы, которые я сама лично бы стала смотреть.

Я люблю независимое кино. А все эти ленты, которых так много в последнее время, о супергероях, снятые по комиксам ─ это для моего сына. Но иногда все же приходится смотреть с ним.

Конечно, это хорошо, что в кино существуют развлекательные жанры. Но я чувствую свою миссию в том, чтобы делать фильмы, которые могли бы что-то изменить в жизни. Поэтому я стараюсь и буду стараться снимать такое кино, которое, как я надеюсь, может подтолкнуть людей к переменам.

Добавить комментарий
«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

Пожалуй, один из самых любопытных фильмов, представленных на фестивале «Движение».

«Бонус» Германики: много шума из ничего

«Бонус» Германики: много шума из ничего

В субботу, в 17:00, в КЦ «Галактика» зрители смогут увидеть пилотный эпизод сериала «Бонус», который презентуют в рамках фестиваля «Движение».

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

В рамках фестиваля «Движение» состоялся закрытый показ пилотного эпизода сериала «Детки». Гости фестиваля смогут увидеть его в субботу, в 17:00, в киноцентре «Галактика».

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

На омском кинофестивале «Движение» дебютировал в качестве режиссера известный музыкант Александр Слободяник.

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

В рамках фестиваля «Движение» в Омск приехал советский и российский актер театра и кино Авангард Леонтьев. На творческой встрече он читал стихи и рассказывал почему-то исключительно о Михалкове.

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этнодрама, снятая школьным директором.

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

О незолотой середине, набитых шишках и волшебных пенделях.