Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

28 ноября 2016 17.11

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Лофт, самокаты и баблы. О том, каким был ежегодный фестиваль «НОЯБРЬ», — в нашем репортаже.

Фото: Юля Польща

24 ноября в Омске стартовал четырехдневный фестиваль современного искусства. Организацией его занимается «ОДЭ мастерская», входящая в творческую ассоциацию «Огненный дракон» под руководством Руслана Шапорина и Олега Теплоухова. В первый год «НОЯБРЬ» нашел приют в Доме актера. Во второй — в ДК им. Малунцева. А на этот раз решил остановиться в лофте «Агрегат», куда пятничным вечером и заглянул «Класс».

Для начала решили осмотреть выставку. Придерживаясь музейного тона, мы, заложив руки за спину, медленно двинулись по периметру зала. Первое, что бросилось в глаза, — люди, рассекающие на самокатах. Эдакий эффект броуновского движения, хаотичного и непредсказуемого. Позже выяснилось, что транспорт предназначался для быстрого перемещения организаторов и волонтеров между частями экспозиции, но посетители быстро смекнули, что если взять брошенный самокат и уехать куда-нибудь, то ничего за это не будет. Получился своеобразный аттракцион, вполне органично вписывающийся в рамки фестиваля.

Но вернемся к выставке. Вот пустующая сцена в самом центре помещения, окруженная фиолетовыми шторами. Там же — несколько рядов офисных стульев — пара сбоку занята беседующими посетителями, два кресла-мешка и коричневый чемодан, оставленный будто бы нарочно. Сценическая площадка выглядит одиноко, впрочем, в субботу и воскресенье на нее выйдут хореографические и театральные коллективы.

Напротив сцены — куда оживленнее. Здесь на стене под лучами прожекторов — картины омских художников: вот бросающие вызов работы Никиты Позднякова, а вот в пестроте постмодерна угадываются произведения Дамира Муратова. Перед экспозицией сооружена скамейка, чтобы можно было комфортно созерцать, рефлексировать, разгадывать. Представленных художников и фотографов множество —Дмитрий Вирже, Полина Заремба, Ника Черняева, Максим Крафт, Кира Котвицкая, Надежда Булатова, Ксения Романенко, cthrn, Серафима Айкалова, Ксения Нефёдова и другие.

Чуть дальше картины сменяются фотографиями, рисунками и инсталляциями участников сообщества JVCR. Две девушки — Настя и Даша — внимательно рассматривают эту часть экспозиции, и, кажется, будто ничто другое их вовсе не интересует.

— Мы пришли именно сегодня, потому что будет классная музыка. Но современное искусство, например, тот же Муратов, на него стоит обязательно ходить, — делится Даша.

Значит, вы почитатели современного искусства?

Да! — хором отвечают девушки.

А сами занимаетесь творчеством?

Настя: Мы архитекторы.

— Вам такие мероприятия помогают как-то в этом?

Настя: Вдохновляют.

Даша: И помогают расслабиться.

— А почему именно экспозиция JVCR вас так сильно притягивает?

Настя: Это очень интересный стиль. В принципе, на таких выставках можно заниматься художественным воровством.

Дальше мы двинулись в другую часть зала — мимо кофейного автомата, фудкорта и маркета. Там, в небольшом темном помещении, разместилась своеобразная музыкальная гостиная с разбросанными креслами-мешками и проектором. Под музыку омских коллективов З А К А Т 1 7, «Уплотнение», OPNPZD на стене мельтешили сюрреалистичные картины, кадры кинохроники, абстрактные формы и геометрические фигуры. Эта комната стала центром притяжения всех посетителей. Группы людей и одиночки, завороженные, толпились кто где — одни занимали самый темный угол, другие садились на мешки, третьи стояли вдоль стен и в проходе. Парень, оценивающе кивая, никому не адресуя, отметил: «Такая движуха». Действительно, здесь постоянно ощущалось движение. Послушав композицию-другую, кто-то менял положение, кто-то уходил, но особо преданные поклонники, безусловно, оставались до самого конца.

Совершив круг по залу, нам захотелось пообщаться с кем-нибудь из организаторов, но оказалось, что сделать это в огромном пространстве лофта — задача довольно трудная. К счастью, нам помогла команда волонтеров, быстро рассредоточившаяся по залу. Наконец, мы встретились с Викторией Бабич. Куратор по работе с участниками дала нам небольшое интервью.

— Расскажи нам об идейной миссии фестиваля?

— Нам очень важно сгенерировать искусство в одном месте. Важно, чтобы мы могли познакомить омичей с тем, что есть в нашем городе. Люди приходят и находят вдохновение. Важно сделать селекцию культур. В городе очень мало мероприятий, которые на это нацелены. Мы, как бы это пафосно ни звучало, стремимся поднимать современное искусство в городе.

— Мы подошли поздно, к шести вечера, но фестиваль открылся раньше. Что мы пропустили?

— В два часа было условное открытие выставки. Мы просто начали запускать людей. Действие происходило, коллективы репетировали — лофт начал жить своей жизнью. Собственно экспозиция до сих пор работает. Это выставочные работы, омские художники, группа JVCR. Если ты заметил, картины размещены даже на колоннах… С двух часов начались интересные мероприятия в формате лекций. Сначала главный редактор и ведущий обозреватель киноблога Flicker Екатерина Барановская рассказала об истории кино («Киносеанс как «способ вызвать призраков перед собой» (Ж. Деррида): взгляд на историю кино из немагических времен»). Потом, в четыре часа, началась лекция руководителя проекта «ПРОСВЕТ-БЮРО» Галины Чербы «Арт-интервенция: художник в городе».

— А сейчас?

— Сейчас началась программа электромузыки. Мы выбрали оптимальное помещение для звука, чтобы максимально сосредоточить людей в одном месте и дать свободу музыкальным художникам.

— Не сказать, что людей очень много. Вы стремитесь направить современное искусство в массы или же формируете «свой круг»?

— Любая тусовка — это изначально свой круг, но мы работаем на то, чтобы максимально расширить его для масс.

— Представленные работы очень разнообразны, есть и противоречивые. Принято считать, что современное искусство — это сплошная провокация. А в вашем случае?

— У нас нет цели никого спровоцировать. Мы не можем ограничивать художников, предоставляем свободу выбора и не ставим рамок ни для кого. Тут полная свобода.

— Фестиваль будет работать три дня, что еще планируется?

— Завтра будет хореографический день фестиваля. Он включает хореографические спектакли омских коллективов, мастер-классы. Программа очень широкая: хастл, поппинг, контемпорари… Есть где разгуляться и есть что выбрать для себя.

Удивительно было увидеть здесь и семьи с детьми. Таких, к слову, было всего две. Валентина с мужем и дочерью пришла на фестиваль «НОЯБРЬ» впервые и выразила сожаление, что ей не удалось посетить предыдущие мероприятия. Мы спросили, что заставило ее привести на выставку маленькую дочь.

— Я хочу, чтобы она с детства впитывала, чтобы она знала, что такое существует, — признается Валентина. — Она, конечно, всегда по-разному реагирует, иногда просится уйти, но сегодня благодаря самокату… (Смеется.).

— А как быть с некоторыми работами, которые не совсем понятны детям?

— Она просто пропускает мимо себя это… Ее привлекают, может, более простые вещи. На них она заостряет внимание.

Поддавшись всеобщему движению, мы еще несколько раз обошли весь зал. К этому времени стало понятно, что самокаты в большом, некогда промышленном помещении, — вещь действительно полезная.

Ближе к девяти вечера оказалось, что временные рамки фестиваля весьма условные: никто не собирался расходиться. Завершился этот день на час позже, чем планировалось.

Самое актуальное в рубрике: Культура

Больше интересного в жанре: Обзоры

Добавить комментарий