Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

02 мая 2017 18.32

Сергей Ястржембский: «Посмотрев «Кровавые бивни», Папа Римский призвал прекратить использовать слоновую кость в религиозных целях»

В последний день фестиваля «Движение» в омском цирке состоялся показ документального фильма Сергея Ястржембского «Кровавые бивни». После показа картины режиссер встретился со зрителями и рассказал о том, что пришлось пережить его съемочной группе во время создания ленты, а также поведал о том, как им удалось достучаться до самого Папы Римского.

Фильм «Кровавые бивни» рассказывает о бедственном положении африканских слонов в наши дни. Согласно статистике, представленной в картине, каждые 15 минут от рук браконьеров погибает один слон. Основная причина такого безумства — небывалый рост цен на изделия из слоновой кости. В своей картине Сергей Ястржембский расследует, кто стоит за всем этим, а также пытается предложить выход из ситуации. На создание ленты было потрачено три года, в процессе этого времени съемочная группа посетила 30 стран.

Слон — легендарное животное

Почему героем нашего фильма стал именно слон? Собрал бы я такую широкую аудиторию, если бы сделал фильм о панголинах? Хотя их также истребляют в огромном количестве. Слон — это с детства легендарное, мифическое животное, которое вызывает у нас огромную симпатию. Кроме того, это знаковое животное для человечества, ведь слоны использовались и для работы, и для войны. Когда я узнал, что истребление слонов доходит до такого масштаба, я понял, что это та проблема, о которой можно высказаться.

Достучаться до Папы Римского

Когда мы работали над фильмом, то обнаружили связь между религией и слоновой костью, по крайней мере, у буддистов и католиков. Это правда, что во многих музеях Италии можно увидеть немало произведений искусства, изготовленных из слоновой кости. По сути, все искусство эпохи Возрождения строится вокруг религиозных сюжетов. Чем выше был сан священника, тем больше у него было предметов из слоновой кости. Безусловно, Ватикан как институт власти и государство несет прямую ответственность на протяжении веков за спрос на слоновую кость. Важным результатом нашего фильма стало то, что нам удалось достучаться до Папы Римского Франциска. В ноябре 2015 года, когда мы монтировали фильм, посол России при Ватикане — Александр Авдеев — обратился к нам с просьбой сделать нарезку нашего фильма, чтобы показать ее Папе. Мы сделали нарезку, самую жесткую, какую можно, и Папа ее посмотрел. После этого, во время поездки в Кению, он впервые произнес речь, в которой призывал прекратить использование слоновой кости и призвал к борьбе с браконьерством.

Мамонт может спасти слона

Начиная снимать фильм, мы не знали, к чему придем. Но по мере того как мы продвигались в глубь и искали ответ на вопрос, как защитить слонов, мы понимали, что нужно заставить Китай — самого крупного потребителя слоновой кости — запретить покупку и продажу этого товара. За Китаем могут подстроиться и другие производители, например, Таиланд и Вьетнам. Просто так Китай от этого не откажется, поэтому мы предложили заменить слоновую кость на мамонтовую. Разница небольшая, но если положить рядом кости мамонта и слона своими срезами, то с помощью лупы видно отличие в рисунке. В любом случае самое главное — перебить этот тренд на слоновую кость. Многим государствам пришлось приложить большие усилия, чтобы убедить Пекин отказаться от любой слоновой кости. Нужно прекратить ее использование, чтобы освободить место для мамонтовой кости. Кости мамонта в России очень много, по подсчетам ученых, ее запасов хватит на сотни лет. При этом никакой угрозы с точки зрения потери природных богатств нет, а слонов она может спасти. В итоге с 31 декабря 2017 года в Китае будут полностью запрещены производство и продажа предметов из слоновой кости. Мы не настолько самонадеянны, чтобы считать, что это связано с нашим фильмом, но полагаем, что он тоже внес определенную лепту в решение китайского правительства. Это высшее счастье документалиста, когда он вскрывает проблему, предлагает пути ее решения, а потом видит, что эта проблема начинает решаться.

Три слагаемых успеха документального кино

Я думаю, если фильм затрагивает острую проблему, интересно преподносит информацию и делает это максимально сжато, то его ждет успех. Сейчас такой век, что все торопятся, поэтому фильмы должны быть емкими, не затянутыми. В процессе работы над нашей картиной мы наснимали 260 часов, но в итоге у нас получился полуторачасовой фильм. В него мы постарались вместить самые важные аспекты.

Где найти деньги?

Как правило, я стараюсь снимать фильмы на спонсорские средства. Хотя у нас есть в коллекции фильмы, которые мы снимали на государственные деньги, например, документальная картина о чукчах. Наш новый кинопроект, посвященный амурским тиграм, мы сняли на общественные деньги. Он был заказан центром «Амурский тигр». Чаще всего я стараюсь не снимать на деньги государства, а ищу спонсоров.

Не обошлось без рискованных моментов

Мы старались избегать неприятных случаев. Но все равно были рискованные моменты. Например, когда мы снимали бывшего командира среднего звена террористической группы «Аш-шабаб». Мы находились на территории отеля, который был прекрасно защищен. Это было необходимо, чтобы избежать каких-то неприятностей. Был еще один тревожный момент, когда меня вместе с оператором использовали в качестве подсадной утки. Мы выступали в качестве скупщиков украшений из слоновой кости. Камера, которая снимала этот процесс, была спрятана в пуговице, поэтому нас никто не раскрыл.

Пожалуй, самый опасный момент был в Анголе на рынке. Один оператор снимал открытой камерой, она висела у него на животе, он просто ходил, не трогая ее руками. Но торговцы заметили камеру, окружили оператора и стали требовать показать ее. К счастью, экран был погашен, они не догадались, что камера работает. Потом мы скорее уносили оттуда ноги.

После слонов — амурские тигры

Недавно мы закончили съемки фильма про амурского тигра. Картина дебютирует на московском фестивале в июне этого года. В мире сохранилось всего около 3500 особей в дикой природе в 13 государствах мира. На фермах Китая — около 8000 амурских тигров. Их можно увидеть в сафари-парках. Когда эти тигры стареют, их утилизируют на мясо. В Китае это целая индустрия, поскольку в китайской медицине и кулинарии используется все, что несет в себе тигр — мясо, шкура, усы, когти, клыки. Стоимость взрослого тигра — 50-60 тысяч долларов. Браконьерство в России — это наличие китайского фактора. Люди живут небогато, поэтому убить тигра для них легкий заработок. Также мы хотим сделать еще несколько фильмов, посвященных другим аспектам, связанным с жизнью слонов. Будет две серии о традициях, отношениях к слонам в Азии, сделаем одну серию по Африке. Сейчас доделываем отдельный фильм о мамонтовой кости в России. Все это мы сделаем для российского телевидения.

Самое актуальное в рубрике: ВДвижении

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий