Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

29 мая 2017 17.35

Смотри и слушай: сотни омичей, десятки площадок, одна библиотека

Репортаж с масштабной акции «Библионочь-2017».

Уже в половину восьмого у библиотеки им. Пушкина собрались десятки омичей: взрослые, студенты, малыши —все живо беседовали между собой, ожидая, когда распахнутся двери в «Библионочь». Пары в костюмах 19 века плавно прохаживались среди толпы, напоминая, в чью честь именовано здание. Через десять минут вход был открыт, и люди выстроились в длинную очередь. Цепочка спустилась до самой дороги.

Фойе наполнилось шумом голосов и шагов. Люди суетливо сновали туда-сюда. У стены одиноко стояли пюпитры, ждавшие музыкантов. К восьми вечера каблучки перестали бить разномастную чечетку и библиотека наполнилась музыкой. Камерный оркестр Омской филармонии приветствовал посетителей короткой симфонией Вивальди в трех частях. Скрипки, виолончели и контрабасы заполнили пространство, окутав звуками людей, плотно обступивших оркестр. Ноты, облетев толпу, вырывались на улицу, желая добраться до уха случайного прохожего.

Сразу после выступления оркестра начался концерт-поздравление «Юбилейная мозаика», а после все желающие могли принять участие в танцевальном мастер-классе. Музыка на «Библионочи» не затихала до самого конца мероприятия.

На одной из площадок участники погрузились в сны героев Пушкина, Бунина и Чернышевского. Литература —самая близкая по отношению к нам вселенная, что является отражением нашей жизни. Те, кто живут на страницах книг, тоже видят сны. О них и рассказали артисты «Аудиотеатра волонтеров», созданного на базе специализированной библиотеки для незрячих и слабовидящих.

Призрачный мир Татьяны из «Евгения Онегина», Веры Павловны из «Что делать?» и очертания любви и сна в поэзии Бунина — по великим снам русской литературы побродили все желающие.

Интерактивная экскурсия к 100-летию Великой русской революции прошла в Музее книги. История человеческого сознания спрятана здесь от умерщвляющего ее света, а стопка сшитых или склеенных вместе листов желтеет и крошится, подобно листьям, которые мы в детстве засушиваем для гербария.

Однако, в пятницу, книга сменила анестезирующую ее старение тьму архива на свет, чтобы явить собственную историю в период с 1917 по 1925 год.

У книги много сущностей. Помимо носителя, она также и памятник материальной культуры. Книга не редуцируется до обычного переносчика информации, но предстает как документ эпохи создавшей ее.

В Музее книги показали, как издавался Блок или Горький чуть меньше ста лет назад. Изломы переплета, тиснение и шрифты, которыми набрали тексты произведений.

Лекция о музыке и природе в постиндустриальную эпоху участникам «Библионочи» поведали об оксюмороне места и времени. Это противоречие как ни что иное отражает условия существования классики в эпоху современности.

Чтобы слушать Скрябина, Рахманинова или Баха сегодня — нужно замедлиться. К примеру отложить все дела и сходить на концерт. Или найти/купить качественную аппаратуру и сидя, а не на ходу, отдаться мелодии, в которой звучит мир. Музыка — это мистерия par excellence, которая невозможна без обряда.

Пока в секторе литературы по искусству через большие пыльные окна светило заваливающееся за горизонт солнце, омичей учили слушать. «Поэму огня» Скрябина сопроводили сменяющими друг друга пейзажами, чтобы напомнить потерявшимся в бетонных постройках, как выглядит природа.

Чтобы добраться от одной площадки к другой необходимо сменить сектор, зал или этаж. Людей вокруг было крайне много, голоса сливались в гул.

Кто помладше — водил хоровод. Рядом расположили несколько столов с тонометрами, видимо, для тех, кто постарше. К стенке примостились прилавки: девушка со стаканом чая или кофе отходит от одного из них, высоко задрав над головой напиток. Неподалеку художник плодил для заказчиков их собственных карандашных двойников.

Параллельно шел экоэтнический спектакль «Миф города». Больше всего хотелось разглядеть лица актеров, спрятанные за цветочными масками, напоминающими антропоморфные натюрморты Джузеппе Арчимбольдо. Действие спектакля сложно описать, да и в общем-то незачем. Это был обряд, которому возможно лишь быть сопричастным.

На полях конспекта стоит отметить реконструкцию истории: по библиотеке фланировал Ленин, советские и белогвардейские солдаты вальсировали с дамами, красное прямоугольное полотно сообщало: «Долой неграмотность». Это полотно будет оставаться актуальным на все времена. Возможно, сменится лишь стиль написания или цвет фона, но главная мысль останется нетронутой. Сегодня понятие «читательский билет» становятся рудиментарными, а «Библионочь» не впервые доказывает, что библиотека может служить не только для чтения.

Самое актуальное в рубрике: Культура

Больше интересного в жанре: Обзоры

Добавить комментарий