Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»
Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.
Фото: Александр Румянцев; из личного архива
«Класс» продолжает серию материалов о молодых, подающих надежды менеджерах в сфере культуры, которые еще скажут свое слово. Культличностями мы уже назвали директора ТЮЗа Михаила Мальцева, директора Северного драматического театра им. Михаила Ульянова Анджея Неупокоева и начальника комплекса концертных залов Омской филармонии Екатерину Лущ.
Очередная беседа состоялась с Алексеем Матвеевым — заместителем директора по развитию Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. В этом году исполняется 20 лет, как Алексей служит в музейной отрасли Омской области. Начинал хранителем коллекции археологии краеведческого музея, работал замдиректора Омского музея просвещения, а в 2009 году занял ответственный пост в главном музее региона. Археолог, этнограф, историк, участник экспедиций Русского географического общества, бард. В 2017 году Алексей, уже имеющий степень кандидата исторических наук, завершил обучение в московской школе управления «Сколково» по направлению «культурный менеджмент». На днях ему исполнился 41 год. И молва пророчит ему кресло директора музея.
Для музеев существует такое понятие, как сезонность?
— Июль-август и январь-февраль для нас «низкий сезон». Зимой — сибирские морозы, а летом — активный отдых, каникулы и дачи отнимают у нас группового посетителя. У музеев «высокий сезон» в марте-апреле и в октябре-ноябре. В это время люди более расположены к посещению музеев. Как раз в эти месяцы сотрудники выставочного отдела и отдела просвещения создают большие выставочные проекты.
Какие особенно удались — нашли отклик в массах?
— В этом году весной хорошо отработала выставка «В горнице моей светло» (кураторы Екатерина Кудряшова и Ольга Гайдук), посвященная убранству и архитектуре деревянного дома, детству многих омичей. Кроме того, мы продолжали и продолжаем продвигать выставочный проект «12 стульев из дворца» (кураторы Иван Гольский, Игорь Глазов, Елена Реутова, Анна Чернявская). Для этого были организованы десятки мероприятий. Успешным был проект «Удачная находка в Помпеях» (куратор Ирина Симонова). Также большой интерес жителей Омской области вызвала привозная выставка работ Никаса Сафронова. Осень впереди, мы приготовили для любителей искусства новые большие проекты. Один их них, приуроченный к Году экологии в России, будет рассказывать об «этих замечательных животных», запечатленных разными видами изобразительного искусства, и нацелен он на посещение школьников. Открою секрет. Сейчас ведутся переговоры об организации в Омске первой в этом столетии выставки из Государственного Эрмитажа. Если все будет хорошо, выставка откроется 1 ноября во время «Дней Эрмитажа в Омске».
А что касательно всероссийской акции «Ночь музеев» на омском уровне?
— Еще в 2011 году мы переформатировали это мероприятие из локального музейного праздника в общегородское событие, которое разворачивается в исторической части нашего города. В этом году оба корпуса музея 19 мая посетило более 3000 человек. В квесте между двумя зданиями музея приняли участие 600 человек. И впервые «Ночь музеев» действительно была «Ночью», поскольку работала до 01.00 20 мая. Именно это мероприятие ежегодно вызывает наибольший отклик у посетителей. Уже за одну-две недели до «Ночи музеев» нам начинают звонить и уточнять детали праздника, заранее приобретают билеты. Статистика наших групп в социальных сетях также показывает, что наибольший пик интереса к музею у пользователей случается в преддверии «Ночи». Конечно, нам есть куда стремиться. Например, во многих городах существует подробная карта музейных активностей в эту «Ночь», единый билет на посещение всех участвующих в акции музеев, и главное — власти организуют бесплатные автобусные маршруты для передвижения между «ночными» музеями. Изготовление отдельного красивого сайта с онлайн-картой «Ночи музеев в Омске» берут на себя вот уже второй год активные общественники Илья Севастьянов и его товарищи, за что им большое спасибо! Можно спросить: «Зачем автобусы, если все музеи в центре города?» На что есть ответ: в акции могли бы принять участие и малые музеи, которые расположены на окраинах города. Например, Музей ветеранов Афганистана и боевых действий (Чкаловский поселок), Музей омского кирпича (поселок Южный), Музей истории авиации и космонавтики в школе № 55 (Старый Кировск), Музей археологии и этнографии Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского (городок Нефтяников) и т. д. В Омске почти 100 больших и малых музеев. И каждый интересен!
То есть этот проект финансово успешный?
— «Ночь музеев» всегда экономически эффективна, несмотря на то что музеи несут существенные финансовые затраты, связанные с ее подготовкой. И хочу подчеркнуть один немаловажный момент. Третий год подряд Музей имени М. А. Врубеля не повышает стоимость входных билетов на это мероприятие. Мы сознательно сохраняем для омичей возможность семейного посещения праздника. Скажу даже больше. Стоимость посещения всех конкурсов, квестов, концертов «Ночи музеев» ниже, чем если бы вы захотели в будний день просто посетить оба корпуса нашего музея и посмотреть экспозицию и выставки. Финансовый успех здесь — в организации потока довольных посетителей.
Возвращаясь к выставочным проектам вне всероссийских акций, удается ли заработать или для учреждения культуры они убыточны?
— Выставочные проекты бывают разными. Одни побуждают значительное число людей прийти в музей, купив в кассе музея билеты. Это успешные с коммерческой точки зрения проекты. Они подогревают интерес к музею, превращая его в место регулярного приятного времяпрепровождения. Другие выставки изначально не предназначены для зарабатывания. Это образовательные проекты, которые знакомят посетителей с новыми направлениями в изобразительном искусстве, новыми именами современных, малоизвестных пока еще художников. Но есть и третьи выставочные проекты. Эти идут «нагрузкой» к посещению музея, поскольку либо нацелены на узкую целевую аудиторию, либо у нас нет физической возможности провести полный цикл мероприятий по их продвижению, либо эти выставки вовсе отражают лишь профессиональные интересы и достижения сотрудников музея. Такое изредка тоже до сих пор случается.
Но если возвращаться в плоскость сугубо экономическую, то можно сказать так: одни выставочные проекты своим содержанием привлекают посетителей и зарабатывают музею деньги, другие нет. И зависит это от множества факторов.
Например? Что должно «срастись», чтобы проект сработал?
— Главным пунктом я считаю грамотный, сбалансированный выставочный план музея. Немаловажное значение имеют усилия и способности конкретного куратора конкретного выставочного проекта. Очень здорово происходит, когда куратор видит итогом своей работы не расстановку экспонатов и развеску картин, а тысячи довольных посетителей, которые расскажут о впечатлениях своим друзьям и знакомым. В этом случае куратор должен заранее плотно работать сообща с другими подразделениями музея. Совместно думать о мероприятиях, искать интересных людей для творческих встреч, подумать о программе для семейной публики, для школьников, дать материалы для разработки викторин и квестов, для заблаговременного размещения интересного контента в наших группах в социальных сетях. Да много чего должен делать современный куратор выставочного проекта! Сейчас иначе публику не привлечь. Музеям сложно соревноваться с системой кинопроката, интернетом, видеоиграми за свободное время конкретного человека. Для этого необходимо демонстрировать высокие профессиональные качества музейного продукта.
Об убыточности музейных выставок говорить сложно. По двум причинам. Во-первых, как я уже сказал, часть из них и не предназначена для зарабатывания денег. Они носят просветительный характер. Во-вторых, государственный музей не самофинансируемая организация. Его в большей степени содержит государство. Я бы называл «условно убыточными» проектами те, которые задействовали ресурсы музея, то есть большие выставочные площади, значительные усилия сотрудников, дополнительные материальные затраты на рекламу и продвижение, и — не привлекли посетителя. Такое изредка случается. Но грамотное и всестороннее внутреннее обсуждение планируемых выставок и мероприятий позволяет нам чаще всего заранее понять сработает проект или нет. Всегда существует и внезапный фактор. Форс-мажор. Например, зимой школы регулярно уходят на карантин. Каждый год в разные месяцы. Как это можно предугадать? У нас тогда, как и у многих учреждений культуры, работающих со школами, наступает неприятная пауза по приему организованных групп.
Музейная культура может быть рентабельна?
— Думаю, что нет. Есть отдельные примеры коммерческого успеха малых частных музеев в городах, наполненных туристическими потоками: Москве, Петербурге. Вот в Казани месяц назад наблюдал Музей счастливого детства. Кстати, с радостью и завистью наблюдал и туристический поток, который казанским властям удалось за последние десять лет организовать в городе и окрестностях. Большой классический региональный музей сам себя финансировать не сможет. Думаю, что и не должен, поскольку он решает государственную задачу сохранения и популяризации культурного наследия. Вместе с тем музеям пора задуматься об организации системы негосударственного финансирования для развития своих программ. Благо механизм для этого есть. В 2016 году мы вместе с омскими предпринимателями, при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, создали первый в России фонд целевого капитала регионального музея — Фонд развития Музея имени М. А. Врубеля. Он работает по модели целевого капитала, как известный фонд Альфреда Нобеля, на проценты целевого капитала которого ежегодно присуждаются нобелевские премии. В России создание таких фондов стало возможным в 2007 году. Сегодня в целевом капитале Фонда развития Музея имени М. А. Врубеля 8 млн рублей. Первая ежегодная прибыль, которую мы ожидаем получить от его доверительного управления в начале следующего года в размере 250 тысяч рублей, будет направлена попечительским советом фонда на важные программы Музея имени М. А. Врубеля. Мы планируем в ближайшее время начать публичный сбор, когда каждый человек сможет внести свой вклад в развитие любимого музея. Каждый год мы будем стараться увеличивать размер целевого капитала и соответственного ежегодно получать все большее внебюджетное финансирование. Подробнее о работе нашего фонда можно посмотреть здесь. В ноябре этого года именно в Музее имени М. А. Врубеля при финансовой поддержке Благотворительного фонда В. Потанина по программе «Музейный десант» состоится всероссийский семинар-практикум «Фандрайзинг в музеях. Восток». Мы, при участии специалистов из Государственного Эрмитажа, будем учить директоров музеев Урала и Сибири привлекать внебюджетные средства.
Как думаете, есть ли в Омске общая тенденция на омоложение крови управленческого аппарата в культурной сфере?
— Мне кажется, такой «общей тенденции» нет.
Как привлечь в музей омича?
— Путь привлечения омичей в музей один: музей должен делать для разных целевых аудиторий интересные культурные проекты и максимально широко рассказывать о них. Например, мы активно представляем себя в социальных сетях. Среди музеев омского региона у нас самые многочисленные группы. Конечно, не хватает нам рекламы в городе, афиш на остановках общественного транспорта, билбордов. Очень дорога такая реклама для большинства бюджетных учреждений культуры. По этой причине мы стараемся уже на этапе планирования выставки или мероприятия искать партнеров, которые смогут помочь. В ряде случаев это удается. Огромную информационную поддержку нам оказывает большинство областных СМИ. Кстати, еще в прошлом году мы стали соорганизаторами конкурса «Искусный глагол» для СМИ, пишущих о культуре нашего региона. В этом году конкурс повторяется. Подарками для двух победителей станет поездка в Петербург на «Дни Эрмитажа» в декабре этого года.
Возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что мировая практика говорит о том, что лишь 10% жителей конкретного населенного пункта имеют желание, возможность, способность посещать музеи. И это нормально. У 90% — другие приоритеты. Поэтому главной своей задачей мы видим не только привлечение омичей, но и жителей районов Омской области, Западной Сибири, Северного Казахстана. С постройкой центра Эрмитаж-Сибирь и организацией больших выставок из Государственного Эрмитажа эта задача станет для нас еще более актуальной.
Самое актуальное в рубрике: Культличности
Больше интересного в жанре: Спецпроекты
Просмотры: 5510
Самое читаемое