Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

11 октября 2017 07.00

Из прошлого в будущее: 10 любопытных фактов о мостах Омска

Коротко о девяти реальных и одном мосте-призраке.

Официально в Омске девять капитальных мостов через две реки: пять через Иртыш и четыре — через Омь, и в каждом из них можно найти свою неповторимую особенность. «Класс» выбрал для вас самые вкусные изюминки в кексе городских мостов.

Самый старый

Железнодорожный мост — старейший из сохранившихся с момента постройки в Омске мостов. Регулярное движение поездов по нему началось 19 марта 1896 года. Мост прослужил 111 лет. В 2007 году он был демонтирован, а на его месте построен новый. С царских времен от моста остались лишь каменные опоры.

Самый первый

Комсомольский мост — первый построенный в послевоенный период, доживший в относительном здравии до наших дней. Существует вполне правдоподобная версия, что именно при его строительстве впервые в России были применены конструктивные решения, широко использующиеся и сейчас. Мост открыт 6 ноября 1953 года.

Самый горбатый

Строительство этого моста велось с использованием сборного железобетона — и тоже впервые. Но вскоре у него обнаружился существенный недостаток — сверхнормативный продольный уклон. Устранили его только после того, как проезжая часть была поднята на пять метров, а на правобережной насыпи установлена эстакада.

Самый длинный

Мост построен на месте бывшей паромной переправы и на тот момент, в 1959 году, стал самым длинным в Омске из автомобильных (653 метра), первым из коммунальных и, кроме того, шестиполосным. Именно этому мосту омичи обязаны появлением «Птичьей гавани»: для подъема насыпи на Левом берегу был вырыт котлован, со временем заполнившийся водой.

Самый «пластмассовый»

Этот 750-метровый мост был построен в 1978 году, когда Омск уже стал миллионником. Любопытная деталь: в регионе денег на него не было, и в обмен на мост руководство страны разместило в городе завод пластмасс. Было у моста в районе Телецентра и свое «впервые» — эпослановое покрытие, которое нанесли на стальной настил.

Самый кривой

Мост, соединивший в 1988 году улицы Фрунзе и Маршала Жукова, впервые в Омске построен не по прямой, а по параболе. Монтировался он, что также было беспрецедентно, нарезным способом — деформационные швы соединяли лишь одну опору из четырех. После открытия автомобилисты назвали его «Пять минут Америки» за ровную дорогу, позволяющую быстро перебраться с одного берега Оми на другой.

Самый инновационный

Мост на южном обходе окружной автомагистрали Омска строился в две очереди. Первая была сдана в 1991-м, вторая — через четыре года. На тот момент аналогов ему в России и Европе не было. Мост построен из целонометаллического неразрезного пролетного строения длиной 620 метров.

Самый долгостроящийся

От задумки по строительству «моста тысячелетия» (он должен был соединить исторический центр Омска с активно застраивающимся центром Левобережья) до воплощения амбициозных планов в жизнь прошло почти 40 лет. Само строительство заняло рекордные 12 лет. Изюминка этого моста, помимо способа сварки, — короб метро, размещенный под проезжей частью.

Самый долгоиграющий

Юбилейный мост простоял без реконструкции ровно 50 лет благодаря уникальной для 60-х годов технологии армирования двух его консолей предварительно напряженной арматурой. Его предшественник, Железный мост, который прослужил омичам больше 60 лет, был разобран из-за ветхости.

Самый перспективный

Не один год обсуждается строительство еще одного моста в Омске — на стрелке Иртыша. Каким он будет — пешеходным или автомобильным — также большой вопрос. НПО «Мостовик» разработало проект по реконструкции правобережной набережной Иртыша «Речной фасад» со строительством дороги-дублера от улицы Рождественского до Заозерной.

При подготовке статьи использованы материалы из книги Тамары Шишовой «Мосты города Омска».

Самое актуальное в рубрике: 10 самых-самых

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 2):

киви
Книга про мосты уже достаточно стара для того, чтобы забыть одиозный мост вдоль реки.
11 октября, 10:55 | Ответить
Вова
Еще есть железнодорожный мост через Омь в районе Учхоза и два моста -теплотрассы, опять же через Омь
11 октября, 08:50 | Ответить