Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

26 октября 2017 12.24

Питер начинает: обаятельный обманщик на омской сцене

В рамках XI Международного фестиваля «Молодые театры России» участники из Санкт-Петербурга представили зрителям первую постановку.

Фото: Дарья Пичугина/vteatrekozlov.net

25 октября в рамках XI Международного фестиваля «Молодые театры России» на сцене «Пятого театра» труппа Санкт-Петербургского театра «Мастерская» представила зрителям спектакль «Тартюф». Режиссер постановки —художественный руководитель театра Григорий Козлов.

Пьеса про мнимого святого была написана французским комедиографом Жаном Батистом Мольером в 1664 году, но была запрещена сразу после постановки. Современники усмотрели в ней оскорбление религии и служителей церкви. Через пять лет «Тартюф» вернулся на сцену, и с тех пор пьесу начали ставить по всему миру. В России спектакль впервые показали в 1757 году, произошло это в Петербурге. И вот уже около двух с половиной веков поднятые Мольером вопросы продолжают волновать зрителя.

Григорий Козлов, безусловно, расставил свои акценты, что позволяет по-новому взглянуть на классическое произведение. Главный персонаж комедии предстает перед зрителем в несколько ином свете. До определенного момента Тартюф сначала по рассказам героев, а после и своими поступками являет собой олицетворение лживости и лицемерия. Но если в комедии Мольера, написанной в духе классицизма, он является исключительно отрицательным героем, ханжой, мошенником, то Козлов видит в персонаже другие качества.

Роль Тартюфа сыграл Максим Студеновский — харизматичный актер театра и кино, привлекательная внешность которого не позволяет до конца поверить в то, что перед нами отрицательный персонаж. Необходимо отметить, что ко всему прочему Студеновский является композитором спектакля. Весьма эффектной и оригинальной деталью постановки является момент, когда главный персонаж начинает играть на фортепиано. Так вот, Тартюф в представлении зрителя — самозванец и плут, по сюжету признается в любви супруге главы семейства. Не остается сомнений в подлости его поступка, но герой произносит эмоциональный монолог на грани крика, затем садится за фортепиано, берет несколько аккордов, наигрывает мелодию из французской песни, которую неуверенно подхватывает Эльмира (актриса Полина Воробьева), и вот они поют вместе. Момент! И мы видим уже не самозванца, а влюбленного человека, глубокого персонажа. В следующей комической сцене с его участием этого эффекта уже нет, но создается устойчивое ощущение того, что он не имеет цели обмануть: Оргон (персонаж пьесы) сам вкладывает в Тартюфа желаемое содержание, а тот, в свою очередь, просто не мешает ему, легко при этом добиваясь желаемого.

Новое прочтение пьесы, безусловно, не позволяет ей потерять актуальность. А уж динамичная игра актеров «Мастерской» и вовсе завораживает. Особенно хотелось бы отметить работу заслуженного артиста России Сергея Бызгу (роль Оргона), Галины Бызгу (роль госпожи Пернель) и Алены Артемовой (роль Дорины). Спектакль длится три часа с антрактом. Благодаря потоковой игре, когда одновременно в нескольких локациях происходят действия, составляющие целостную картину, спектакль смотрится на одном дыхании. Динамики добавляет и конструкция декораций. На сцене установлена круглая вращающаяся панель, половина которой по краям заставлена полупрозрачными ширмами. За счет поворота панели достигается эффект смены действия. В целом оформление сцены содержит элементы времени написания произведения, а смелые костюмы героинь приближают события к современности.

Отдельного внимания заслуживает световое оформление, которое в сочетании с музыкальным сопровождением создает нужную атмосферу на сцене.

Самое актуальное в рубрике: Культура

Больше интересного в жанре: Обзоры

Добавить комментарий