Класс

Класс

01 ноября 2017 17.59Интервью

Евгений Бабаш, режиссер: «Перформансов в Омске не было, нет и не будет»

Почему понятия Омск и перформанс несовместимы и зачем проводить акции формата «лайт» — в нашем мини-интервью с автором шестичасового «Жертвоприношения».

Евгений Бабаш, режиссер: «Перформансов в Омске не было, нет и не будет»

В день рождения Федора Михайловича Достоевского, 11 ноября, в артиллерийском цейхгаузе Омской крепости пройдет шестичасовой перформанс «Жертвоприношение». С 12:00 до 18:00 участники, а стать таковым может любой желающий, будут по очереди переписывать страницы книги «Записки из Мертвого дома». Идея и постановка принадлежат режиссеру Евгению Бабашу. О том, как омичи реагируют на подобные акции, и что такое перформанс по-омски, Евгений рассказал «Классу».

Вы являетесь автором идеи перформанса. Начнем с самого сложного, расскажите, для чего шесть часов переписывать от руки «Записки из Мертвого дома»?

— Придумалось и придумалось. (Смеется.) Мне кажется, объяснение лежит на поверхности. Достоевский, «Жертвоприношение». Он писал и мы пишем. Чем славен наш город — здесь сидел писатель. Больше объяснений и не надо. Дальше — кто что увидит.

Но слово-то какое: жертвоприношение. Это желание привлечь внимание к акции или есть что-то большее в этом слове?

— Кстати, не могу сказать, что у меня есть серьезное желание привлечь внимание. Я даже раскруткой не занимаюсь. Эту ответственность взяли на себя другие люди. Честно? Мне, вообще плевать. Если идея реализовывается — хорошо, если не реализовывается — это тоже результат. Название «Жертвоприношение» носит многоуровневое смысловое значение. Художник, если это хороший художник, приносит себя в жертву. Например, у одного мультипликатора есть «Манифест крови» (фильм-анимация. Канада, 2016 года. — Прим. ред. ), где он (Теодор Ушев. — Прим. ред.) рисует, соответственно, своей кровью. Это касается и писателей. Ну и мы давайте что-нибудь в жертву принесем. То есть с какой стороны не зайди — можно найти смысл.

В этом случае участники, омичи, будут тоже художниками?

— Да. Все присутствующие — это и зрители, и участники. И, конечно, художники.

А в целом формат перформанса в Омске, на ваш взгляд, уже укоренился в культурный пласт. Или, может, только начнет свой путь к сознанию горожан?

— Я думаю, что его здесь не было, нет и не будет. Я совершенно четко понимаю, что Омск и перформанс — вещи совершенно не совместимые.

Почему?

— Перформанс — это, как правило, некоторое провокативное действие. Все перформансисты осознанно выбрали трудную жизнь, за кого не возьмись. Начиная со скандально известного Павленского (российский художник-акционист, издатель журнала «Политическая пропаганда». Известен своими акциями политической направленности. — Прим. ред.). Или возьмем, допустим, югославскую Марину Абрамович (югославский мастер перформанса. Работы исследуют отношения художника и аудитории, тело и возможности ума. — Прим. ред. ). Омск — тихий провинциальный городок, где нужно всем все объяснять и желательно никого не взволновать. Поэтому само понятие перформанс, а еще с призывом «давайте проведем», уже вызвало комментарии и отклики. На ровном месте люди так заволновались, типа «что это еще за дрянь такая».

Ну да, вдруг это болезнь какая-то.

— (Смеется.) На самом деле, такие комментарии, что диву даешься. Провокации еще не было, а люди уже начали тревожиться.

Почему выбрано такое место — артиллерийский цейхгауз в Омской крепости? Я так понимаю, здание еще и не отапливается?

— Отапливается. Будет там тепло, ничего такого. Чисто, уютно, даже экспозиция какая-то будет действовать.

То есть запасаться термосами тем, кто планирует долго переписывать «Страницы Мертвого дома», нет необходимости?

— Можно взять с собой, чтобы попить чай и погулять по крепости. Место выбрано просто потому, что острог, где сидел Достоевский, не сохранился. Было бы круто, если можно было бы провести акцию в камере. А так мы работаем на месте, где Федор Михайлович приблизительно сидел, ходил и гулял.

В общем, где ступала нога Достоевского.

— Да-да. Вообще смысл этой затеи лично для меня — посмотреть, кто придет, и как вообще отреагируют.

Все листы, которые будут исписаны мелким почерком, уйдут в фонд музея Достоевского?

— Да. Но мы ведь должны понимать: это звучит красиво «перепишем рукопись». На деле мы перепишем листов 30-40 максимум. Я изначально думал, что на страницу уйдет минут пять. Оказалось, что даже если писать быстро-быстро, понадобится пятнадцать минут.

Мне подсказали, что участникам будут присваивать каторжные номера.

— Это будет печать, оттиск. На память участникам.

Параллельно должна идти видеотрасляция, так?

— По плану камера должна снимать руку, и появляющиеся строчки будут транслироваться на экран.

Как вы считаете, шесть часов — это оптимальная длительность для перформанса. Вне контекста — омский, сибирский, российский. В принципе для жанра.

— Все зависит от конкретного случая. Длиться перформанс может и пару дней. «Жертвоприношение» — это проба. Вот если бы мы писали сутками и задались целью осилить все «Записки» Достоевского, вот это было бы похоже на настоящий перформанс. А это так лайт-версия, перформанс по-омски. Серьезно. Откровенно говоря, уже сегодня, читая публикации, я вижу: акция подается как мероприятие ко дню рождения Достоевского, а таких событий будет много. То есть смысл уже утерян напрочь.

А сами вы будете присутствовать на акции? Все шесть часов?

— Конечно, я приду. (Смеется.) Да и напишу, наверное, прикольно же.

Добавить комментарий
Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Об отношениях в группе, новых клипах, фанатах и лифчиках на сцене — в нашем интервью с вокалистом эпатажной костромской группы.

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

28 октября на сцене Лицейского театра состоялась премьера спектакля «Канкун» по пьесе современного испанского драматурга Жорди Гальсерана.

Анатолий Пахаленко, Nytt Land: «Многим музыкантам хватает выступлений в омских клубах. Надо завязывать с этим»Видео

Анатолий Пахаленко, Nytt Land: «Многим музыкантам хватает выступлений в омских клубах. Надо завязывать с этим»

О фолке, самодельных инструментах, плохих и хороших организаторах, а также гастролях по Европе — в нашем интервью.