Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

06 ноября 2017 09.33

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.

Фото: Ирина Балашова

15 апреля 2018 года в Москве в 24-й раз вручат национальную премию «Золотая маска» — самую престижную в России награду в области театрального искусства. Уже сам факт номинации на премию можно считать победой, что уж говорить о лауреатах. По данным официального сайта «Золотой маски», в театральном сезоне 2016-2017 годов эксперты драматического театра и театра кукол отсмотрели 555 спектаклей, эксперты музыкального театра — 277. На премию претендует и омский театр.

Омский академический театр драмы представит на суд жюри спектакль «Жизнь» режиссера Бориса Павловича по мотивам повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Премьера на камерной сцене им. Татьяны Ожиговой прошла 24 сентября 2016 года. В этот же день на большой сцене театра впервые показали «Искупление» по одноименной повести Фридриха Горенштейна. Эта постановка вошла в число самых заметных спектаклей прошлого театрального сезона (так называемый лонг-лист), как и спектакль «Ипполит» Северного драматического театра им. М.А. Ульянова из Тары, но в число номинанов не вошла.

«Борис Павлович примеряет реалии повести Толстого к сегодняшней жизни: коллеги и знакомые Ивана Ильича вспоминают о жизни героя в клубе — на камерной сцене омского театра драмы воссоздан настоящий бар, клуб сегодняшний, современный. За столиками и у стойки прилично одетые люди расслабленно потягивают какие-то напитки, два бармена скучают в ожидании заказов, на небольшой сцене готовятся к выступлению певица и двое музыкантов, вот-вот начнется развлекательная программа. Границы между зрителем и артистами практически не существует. Кажется, что и тебе нальют стаканчик коктейля с блю кюрасао. Режиссер приветствует зрителя тонким, меланхоличным настроением петербургской барной культуры. И что же это будет: кабаре, стендап? Оказывается, что повод для собрания невеселый: мы пришли сюда не отдыхать, а почтить память безвременно ушедшего Ивана Ильича», — так писала про «Жизнь» автор Петербургского театрального журнала Екатерина Кулакова.

Спектакль выдвинут на премию сразу в трех номинациях - «Драма. Спектакль малой формы», «Драма. Работа режиссера» и «Драма. Мужская роль» (за звание лауреата поборется заслуженный деятель культуры Омской области Владислав Пузырников). В номинации «Драма. Спектакль малой формы» у «Жизни» 14 соперников, «Драма. Работа режиссера» - вдвое больше. За «Лучшую мужскую роль» среди драматических театров Владислав Пузырников сразится с 15 номинантами.

Сложно предсказать исход этой битвы. Тем более, что театру драмы до сих пор припоминают три «Золотые маски» за спектакль «Женщина в песках» в 1997 году — в номинациях «Драма. Лучшая работа режиссера», «Драма. Лучшая женская роль» и «Драма. Лучшая мужская роль» (он претендовал еще и на звание «Лучший спектакль»). Для большинства театральных критиков решение оказалось, мягко говоря, спорным. Вот что писал тогда, к примеру, «Коммерсантъ»:

«Общий протест возник в связи с решением жюри присудить спектаклю омского драматического театра «Женщина в песках» по одноименной книге японского писателя Кобо Абе сразу три премии — за лучшую женскую роль японской актрисе Араки Кадзухо, за лучшую мужскую — Михаилу Окуневу и за лучшую режиссуру — Владимиру Петрову. Не умаляя достоинств этого вполне добротного спектакля, большинство посмотревших его критиков сочло, что конкуренции с другими номинантами, среди которых были режиссеры Анатолий Васильев, Кама Гинкас, Петр Фоменко, актеры Евгений Миронов, Игорь Косталевский, он не выдерживает. Наиболее радикальные критики этого решения считают, впрочем, что оно появилось в результате заговора жюри против ведущих московских режиссеров и является сознательной их дискриминацией».

Эти «Золотые маски» были для спектаклей омской драмы первыми и… последними. Больше ни одна постановка этого театра за последующие 20 лет премию не получала. Хотя в том же 1997 году персональную «Золотую маску» взяла актриса драмтеатра Елена Псарева (премия «За честь и достоинство»), в 2002 году — актриса Наталья Василиади (за исполнение роли Цицилии Ц. в спектакле Олега Рыбкина «Приглашение на казнь», причем даже не номинируясь), в 2006 году — главный режиссер театра Евгений Марчелли («За разнообразие творческих поисков в сезоне 2004-2005 гг.».

В омской истории «Золотой маски» есть еще один спектакль, который стал обладателем награды - «Сказка о царе Ироде, или Вертепщик» театра куклы «Арлекин». В 1998 году он первенствовал в двух номинациях - «Куклы. Лучший спектакль» и «Куклы. Лучшая работа художника» (Ольга Веревкина и Тамара Лытченко-Меткая), а всего номинировался на четыре (плюс «Лучшая работа режиссера театра кукол» и «Лучший актер театра кукол»).

На сайте «Золотой маски» о «Вертепщике» писали так: «Этот удивительно красивый спектакль, его необычайно мастерски придуманную и исполненную декорацию зрители фестиваля «Золотая Маска» вспоминают до сих пор. В основе постановки – сюжеты и тексты вертепных представлений народного площадного театра. Вертепщик неспешно ведет рассказ о младенце Иисусе и страшном царе Ироде, о том, что давно стало священной историей. Добро и зло ходят рядом. Рядом с правдой всегда будет кривда, и сильный ради своего спокойствия убивает слабого. Но зло и жестокость будут наказаны, и им уготован ад, а добродетель вознесется в рай».

26 ноября 2016 года спектакль отпраздновал 20-летие со дня премьеры. Как отмечает ведущий менеджер по связям с общественностью театра «Арлекин» Анастасия Толмачева, кукольные спектакли нередко становятся долгожителями — куклы не стареют, в отличие от артистов. В последний раз 50-минутный спектакль для детей был сыгран в апреле 2017 года в рамках обменных гастролей в Новосибирске. Актер Валерий Исаев, для которого и был поставлен моноспектакль, ушел на заслуженный отдых. «Вертепщик» не стал самым «долгоиграющим» спектаклем театра «Арлекин» (к 25-летию готовится спектакль «Еще раз о Красной Шапочке»), но точно стал самым титулованным и гастролирующим.

Всего с 1993 года, когда была учреждена театральная премия «Золотая маска», по 2017 год на нее было номинировано 16 спектаклей шести омских театров: драматического («Мария», «Август. Графство Осэйдж», «Фрекен Жюли», «Вишневый сад», «Король умирает», «Дачники», «Брат Чичиков», «Приглашение на казнь», «Живой труп», «Женщина в песках»), «Пятого» («Чудаки», «Старосветская история»), «ЧелоВЕКа» («Песни дождя»), «Арлекина» («Сказка о царе Ироде, или Вертепщик»), музыкального («Белая акация») и «нОги» (Five).

В Омск уехали 11 наград. Кроме вышеупомянутых обладателями «Золотой маски» стали: в 2003 году губернатор Омской области Леонид Полежаев «За поддержку театрального искусства России», в 2005 году солистка театра пластической драмы «ЧелоВЕК» Людмила Глухова «Специальный приз жюри музыкального театра» за спектакль «Песни дождя» и в 2017 году артист музыкального театра Георгий Котов «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (о награде он узнал за три месяца до смерти и получить ее лично и не успел).

18 декабря 2017 года будут объявлены лауреаты премий «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» и «За поддержку театрального искусства России». Так что Омск может еще пополнить внушительную для провинциальных театров коллекцию «Золотых масок».

Самое актуальное в рубрике: Культура

Больше интересного в жанре: Новости

Добавить комментарий