Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

10 февраля 2015 14.03

Self made man

Молодой предприниматель Ярослав Сопов противопоставил самообразование государственному образованию. Имея на руках лишь аттестат, он выстроил собственную систему обучения студентов в учрежденной им фотошколе «Черное Белое».

К концу года он планирует вывести оборот проекта на 2 млн руб. в месяц.

Ярославу Сопову 23 года. Он владелец одной из крупнейших в Омске фотошкол, за три года выпустившей более 2 тыс. студентов.

К такому результату молодой предприниматель пришел не сам. К каждому новому витку развития его толкали неудачи и разочарования.

Закончив 9 классов, Ярослав поступил в колледж (ОГКУиПТ) на специальность «Государственное муниципальное управление». Проучившись пару лет, параллельно поступил в ВЗЭФИ. Однако вскоре бросил институт и вернулся в колледж. Доучился, но до сих пор не забрал диплом, о чем ему постоянно напоминает бабуля. Так, с аттестатом о неполном среднем образовании Ярослав и вступил на извилистый путь российского предпринимательства.

Его первые шаги и бизнесом-то не назовешь: Ярослав подрабатывал фотографом и получал 50 руб. за фотосессию.

«Постепенно стал арендовать фотостудию «2Д». Была такая схема: час аренды студии стоил 300 рублей, но удалось договориться с владельцами о скидке. Я брал с клиента 300 рублей за сессию, а платил 250. Это и был мой гонорар. Я был счастлив такому заработку!» — вспоминает Ярослав.

Свое дело

Через год «2Д» отказались от скидки и Ярослав «назло» решил открыть свою фотостудию. Уговорил товарища скинуться на проект. Взяли у родителей по 20 тыс. рублей, попытались открыть ИП, сделать сайт, снять помещение, купить аппаратуру.

«Деньги куда-то разошлись, но мы остались без помещения, сайта, аппаратуры, — улыбается Ярослав. — Решили объединиться с другой фотостудией «Ля-мур». У них тогда дела шли не очень хорошо, наверное, поэтому они согласились на наше предложение. Но мы были счастливы. Внесли 20 тыс. в уставной капитал и стали владельцами собственной студии».

Спустя два года Ярослав стал настаивать на переезде в новое помещение в центре Омска. Соучредители согласились, но после переезда решили выйти из проекта. Название «Ля-мур» принадлежало им, и, уходя, партнеры забрали его.

У Ярослава осталось только понимание, что сама по себе фотостудия не может существовать — для развития проекта необходима фотошкола. Еще одно условие — нужна команда единомышленников.

«В то время я многим своим студентам предлагал оставаться в проекте, определять для себя направление и развиваться вместе. В итоге нас набралось 7 соучредителей. Так и появилось «Черное Белое», — вспоминает Ярослав. В работе с одним из них он и обжегся.

«Спустя год совместной работы один из партнеров не просто решил выйти из проекта, он потребовал свою долю — 80 тысяч. На тот момент это была серьезная сумма для нас. Свои средства в проект он не вкладывал, а кредиты на технику, с которой он работал, висели на мне. Я уже не говорю про обязательства перед студентами, которых он просто бросил», — сетует Ярослав.

В итоге партнер технику все-таки забрал, заявившись как-то в офис вместе с крепкими парнями. Устраивать потасовку Ярослав не стал, так как чеки на технику находились на тот момент у партнера и доказывать что-то казалось бессмысленным.

«То есть в один момент я потерял ИП, половину оборудования, группу «ВКонтакте» — партнер как раз и занимался ее созданием. Остался с кредитами и обязательствами перед преподавателями. Ох, как я был зол! — негодует Ярослав. — Хотелось показать ему, какой же он дурак, что кинул меня. Сейчас уже с благодарностью, конечно, вспоминаю. Если бы не было тех потрясений, не было бы и компании в ее нынешнем состоянии. Тот случай заставил меня меняться».

Бизнес в молодости

В 2013 году оборот компании «Черное Белое» составил 800 тыс. рублей. В 2014 году — уже 2 млн руб., в январе 2015 года — провальном во многих сферах бизнеса, в том числе и для фотографов — оборот «ЧБ» составил 300 тыс. руб., из которых 120 тыс. — прибыль. Ярослав рассказывает, что большой заряд мотивации и новых идей получил, пройдя тренинг «Бизнес молодости».

«Раньше было другое отношение к бизнесу. Деньги, мол, не главное, а главное — заниматься любимым делом. После БМ я изменил взгляды. Без заработка нет развития, а значит, нет нового оборудования, новых сотрудников. Эффективность бизнеса будет низкая. Деньги я взял за основу, как индикатор эффективности. И дело пошло лучше, а заработанные средства вкладывал в развитие бизнеса», — говорит предприниматель.

Параллельно работе Ярослав занимался самообразованием по американским «учебникам», вроде «Искусство объяснять», «Искусство управлять». Его учителями стали Крис Макгофф, Ли Лефевер, Роберт Кийосаки, Дэвид Рок.

Первоначально один обучающий курс в «Черное Белое» стоил 2,6 тыс. руб. Ярослав сравнивает этот период с каторгой — работали круглосуточно, почти не зарабатывали. Предприниматель эту горькую практику изменил, делегировав больший объем работ другим, а сам занялся планированием и продвижением.

Скачок произошел за счет объема рекламы. Сегодня «Черное Белое» тратит на привлечение клиентов не более 20 тыс. руб в месяц, однако правильное распределение ресурсов дает сильный отклик. В качестве площадок задействованы группы и таргетинг «ВКонтакте», Google AdWords, директ, лендинги (Landing — продающая страница) и соответственно SEO-продвижение. Самые эффективные — «ВКонтакте» и директ.

Среда

В начале февраля в Омске отрывается представительство федеральной фотошколы Like. Опубликовав конкурс перепостов «ВКонтакте», за неделю Like привлекли на открытый урок 400 человек. Ярослав воспринимает приход конкурента большим благом.

«Одному раскачать рынок очень сложно. Теперь, когда появился конкурент, который умеет работать — жить стало интереснее», — улыбается предприниматель.

Он поясняет, что вразрез со сложившимся стереотипом, мол, в Омске каждый второй студент — фотограф, рынок фотоуслуг на самом деле пуст.

«Если отбросить само-учек, то большинство фотографов эксплуатируют одну и ту же сферу. Один попал на свадьбы и сидит на них, довольствуясь сарафанным радио. Другой по аналогии снимает юбилеи. Забейте в «Яндексе» запрос «фотосессия Омск» — не увидите ни одного адекватного предложения, из которого понятно — что за услуга, сколько она стоит и какие дополнительные бонусы можно получить», — рассказывает Ярослав.

Главной проблемой омских фотографов, по его мнению, является неумение находить клиентов. Объясняя это, Ярослав рисует на листе окружность, обозначающую рынок фотоуслуг, а в ней другую небольшую фигуру (15%) — обозначающую ту часть рынка, которую действительно занимают фотографы.

«Такое ощущение, что они и не подозревают, что рынок на самом деле вот такой! Они на этом клочке тусуются и пихаются локтями. И общаясь со студентами, я показываю другие участки рынка или иные способы искать свою аудиторию. Например, что в Омске продвигается через «Инстаграм»? А ведь это фотоплощадка! Моя студентка начала вести там продвижение и за 3 дня получила 20 заказов. И таких площадок сотни, даже тысячи! Просто не надо лениться» — уверяет предприниматель.

Продукт

Ярослав описывает экономику «ЧБ» так: средний чек одного занятия (примерно по 10 человек) составляет 8 тыс. руб. В месяц таких занятий — 4. В 2014 году функционировало 11 групп. Себестоимость занятия: зарплата педагога — 1 тыс. руб., аренда помещения и коммунальные платежи — 2,5 тыс. руб.

В 2015 году Ярослав пересмотрел систему образования в «ЧБ». Студентов встречают на первом пробном занятии, так называемом «Большом уроке», куда приходят все желающие. Затем «Экспресс курс» — в 5 занятий, на которых даются основы фотографии. Затем студенты определяются на специальности — это более 20 мини-курсов. Если кто-то хочет проникнуть глубже в материал, то идет на продвинутый курс по специальности. Все замыкает тренинг «Спарта».

«Это умение фотографировать в авральных условиях, — объясняет предприниматель. — Допустим, я даю студенту модель, кирпич и котенка. За три минуты он должен сделать модельную съемку, предметную и художественную. Либо настройка камеры в любых условиях. Дают фотоаппарат и ставят задачу по фотографии. Нужно быстро настроить технику. Рекорд наших студентов — две секунды».

Ярослав показывает, как, не глядя на аппаратуру, одной рукой очень быстро менять настройки фотоаппарата. Это похоже на то, как ковбой обращается с револьвером. Курс заканчивается сражением с профессионалами.

В результате изменения системы в «ЧБ» добавилось 6 новых групп. Например, появился курс «Коммерческая фотография», где обучают не столько фотографировать, сколько правильно продавать свой труд. Амбициозно! Ярослав дает 100% гарантию (прописано в договоре) на востребованность человека, прошедшего обучение. Если фотограф, закончив курс «Коммерческой фотографии», не может заработать этим ремеслом себе средств, «ЧБ» обещает вернуть деньги за обучение.

Мысль о том, что предприниматель своими руками взращивает себе конкурентов, не пугает, а веселит его.

«Рынок пуст, — еще раз повторяет Ярослав. — Для развивающихся талантов места полно. Сейчас проблема не в потоке клиентов, а в преподавателях. Мы даже ввели отдельный бесплатный курс, где обучаем желающих с последующим трудоустройством».

Условия для преподавателей в «ЧБ» значительно лучше, чем в государственной системе образования. В среднем преподаватель получает 64 тыс. руб. в месяц и желающих работать много. Но сложно найти достойных.

«Требования к качеству обучения у нас очень жесткие. Сейчас продумываем новую систему контроля. Само собой, все данные интегрируем в СРМ-систему. Каждое занятие будет записываться на видео, чтобы в конце недели на совете педагогов можно было коллективно сделать выводы по каждому преподавателю. В идеале — это будет самоулучшающаяся система обучения, без моего надзора», — говорит Ярослав.

Планы

Сегодня Ярослав ставит перед собой цель — вывести «ЧБ» на ежемесячный оборот в 2 млн рублей. Для достижения цели омского рынка мало и к концу года предприниматель намерен внедрять франшизу в других субъектах РФ. В этом вопросе он снова не по годам амбициозен.

«Мало продать человеку франшизу — нужно научить его организовывать эту систему. Иначе никакого эффекта не будет. Там тоже будет 100% гарантия. Работать без гарантии — бессмысленно», — рассказывает предприниматель.

Обкатанную в течение года бизнес-модель фотошколы/фотостудии вместе с уникальной системой образования, мониторинга, привлечения клиентов и конт-роля за качеством основатель «ЧБ» готов доверить не каждому.

«Пора уже искать людей. Цель — не продать как можно больше франшиз. Не денежная цель. Задача — повысить уровень качества фотографии в России. Деньги придут, само собой», — резюмирует предприниматель.

Владимир Червонящий

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 5 (058) 10 февраля

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий