Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

23 февраля 2015 14.15

В какой сфере лучше начинать бизнес?

Есть расхожее мнение, что кризис — лучшее время для старта бизнеса. «Деловой Омск» совместно с предпринимателями выяснил, какие ниши образовались в последние месяцы и на что лучше делать ставку.

Почему?

Сложные экономические условия — естественный отбор в среде предпринимательского сообщества. Сильные слабеют, слабые банкротятся. Игроки на рынке меняются местами и выживает, как правило, тот, кто остался на рынке последним. Ему достается вся «пищевая база». Поэтому некоторые эксперты справедливо замечают, что стартовать нужно на излете кризиса. Когда предпринимательское поле зачищено и «оставшиеся в живых» конкуренты совсем уж потрепаны. В этот период свежие игроки, мощные, борзые, способны завоевать ключевые позиции на рынке.

Что?

Многие эксперты убеждены — начинать бизнес в Омске можно в любой сфере, все зависит от стартовых условий. Есть два вида стартаперов — с ресурсами и без.

Тем, кто в период высоких кредитных ставок и, как следствие, дефицита оборотных средств, обладает ресурсами, эксперты советуют обратить внимание на замещение импортных товаров. Полный перечень импорта предоставляет Федеральная таможенная служба РФ. Например, только свежего и замороженного мяса за январь-ноябрь 2014 года было завезено в Россию на 252,5 млрд руб., а кроме этого ввозится еще молочная продукция, зерновые, цитрусовые, алкоголь, табачные и медицинские изделия. Импорт только Омской области за указанный период составил 21 млрд рублей.

Кстати, помимо внутреннего рынка, можно сосредоточиться на производстве товаров для внешнего потребителя. Например, большинство IT-компаний, работающих с западными заказчиками и получающих расчет в евро/долларах, кризис воспринимают позитивно.

Отсутствие ресурсов, по мнению экспертов, вовсе не повод отступать. В отличие от производства, где оборотные средства имеют первостепенное значение, на рынке услуг важна сама идея, которая, кстати, не обязательно должна быть новой. Например, в период кризиса из-за сокращения рекламных бюджетов компаний актуальность получает e-mail-рассылка.

Где?

Не дожидаясь подъема экономики, можно стартануть с уже обкатанными проектами в непривычных местах. Так, некоторые эксперты рекомендуют обратить внимание на совсем еще свободные от конкуренции рынки районов области. Местные жители зачастую вынуждены совершать вояж в город за необходимыми услугами. Идти навстречу покупателю — вот залог возможного успеха.

Декабрьский скачок валюты сформировал новое направление потребительского спроса — Казах-стан. Здесь можно рассмотреть массу вариантов — от логистики до гостиничного бизнеса.

Справка

Импорт Омской области за период январь-ноябрь 2014 года по курсу на 11.02.15 составил 21,7 млрд руб. Экспорт — 40,6 млрд руб. Сальдо — 18,8 млрд руб.

«Одним из вакантных рынков станет туризм»

Виталий Королев, генеральный директор NAI Becar в Омск

Я не думаю, что бизнес лучше начинать в кризис. Речь, видимо, идет о том периоде, когда кризис уже на излете. Тогда да — это благоприятное время для старта. Уменьшается количество игроков на рынке, большие компании ужимаются, и возникают ниши, к которым и стоит присматриваться, к тем рынкам, где конкуренция не развита и ожидается рост. После кризиса 2008 года, когда была практически убита стройка, стало выгодно строить. Появилось много новых компаний в этой сфере, которые неплохо себя показали на расчищенном поле. Но пока рано что-либо прогнозировать. Посмотрим, по кому кризис сильнее ударит. Могу предположить, что одним из вакантных рынков станет туристическая отрасль. Сфера уже сильно пострадала, потрепалась.

«Бизнес нужно строить в районах»

Виктор Шкуренко, владелец ТД «Шкуренко»

Свой стартап я запустил 20 лет назад и сегодня, наверное, уже слишком старый предприниматель, чтобы давать советы о том, чем лучше заниматься. Есть традиционные бизнесы: розничная торговля, оптовая, производство — в эти отрасли очень сложно заходить с нуля. Но есть новые направления, скажем, интернет, где можно реализовать стартап.

В целом есть такая стратегия «голубого океана»: суть в том, что нужно искать свою нишу. Допустим, для себя я ее недавно нашел: не город Омск, а районный центр. Нужно развивать бизнес там, где меньше конкуренция. Все деятельные люди из села пытаются уехать в город, поэтому успеха можно добиться, делая нечто противоположное мейнстриму. В районе меньше выбора, и потребитель больше заинтересован в услуге.

Наглядный пример — чтобы получить кредит, любой организации нужно сделать оценку активов. В Омске много фирм, оказывающих такие услуги, а в районах их вообще нет. Предпринимателям приходилось ездить в город, договариваться с оценщиками о выезде на место. А на это не каждый согласится. А теперь Вадим Шнайдер открыл в Одесском районе агентство по оценке активов. И к нему пошли клиенты. Вот и вся стратегия.

«Сфера услуг комфортна для старта»

Павел Кручинский, директор по развитию «Миард-недвижимость»

Начинать бизнес можно в любой сфере, потому что в кризис сыпятся все, кто слабо стоял на ногах.

С другой стороны, стартаперы, как правило, не обладают большим капиталом для запуска масштабных проектов. В этой связи наиболее комфортная среда для старта — рынки, где не требуется больших затрат, например, сфера услуг. Учитывая нынешнюю ситуацию, у нас сформировался большой поток людей из Казахстана. Стоит просчитать, а с какой целью люди едут? Что, помимо автомобилей, пользуется большим спросом? Можно в этой сфере оказывать конкретные услуги «челночным мигрантам»? Это может быть и гостиничный бизнес, и автоперевозки, и логистика, и сопровождение грузов.

«Шансы получили сельское хозяйство и производство»

Олег Ананьев, гендиректор ООО «Новое Кредо», президент НП «Энергоэффективный регион»

Я согласен, что кризис — это время возможностей. Чтобы найти новые ниши, нужно быть в курсе изменений, чутко отслеживать законодательство, экономическую ситуацию. Например, в связи с санкциями получает шанс развития тот, кто вкладывается в сельское хозяйство. Правительство проводит политику импортозамещения, поэтому есть смысл обратить внимание на сферу производства. Как никогда, актуальной становится тема экономии ресурсов, оптимизации, энергосбережения. Поэтому стартапы в этой области имеют хорошие шансы.

«Актуальной останется сфера питания»

Игорь Антропенко, директор по стратегическому развитию ЗАО «Основа Холдинг»

Если заниматься бизнесом, то в той сфере, где у тебя максимальный объем компетенции. Это универсальный совет. А что касается кризиса, то здесь актуальность получают сферы, сопряженные с обязательными потребностями человека, например, с питанием, водой. Когда количество средств ограничено, сократятся все расходы, кроме питания.

«Позиции сильных игроков сменятся»

Николай Артемьев, учредитель ООО «Автодор»

В период кризиса устоявшиеся игроки меняют свои позиции. В первую очередь это касается сферы услуг. Например, недавно столкнулся с проектом «Деловые идеи». Он как раз запущен в период кризиса. Цель проекта — помочь инициативным людям организовать собственное дело в это непростое время, когда сложно создавать механизмы финансирования с банковскими структурами. В «Деловых идеях» как раз предлагается реализовать бизнес-проекты с помощью инвестиционных частных средств, без привлечения банков.

«Не советовал бы лезть на рынок luxury»

Виктор Скуратов, руководитель сети кофеен Skuratov Coffee

Думаю, что успех бизнеса не зависит от хороших времен, а неудача — от времен плохих, поэтому заниматься можно чем угодно, если к этому лежит душа. У нас ни в одной сфере нет конкуренции. Конечно, не советовал бы лезть на рынок luxury. Основные потребители данного рынка хорошо зарабатывают и лучше всех умеют экономить.

«Интернет сегодня процветает»

Денис Клостер, соучредитель ООО «Эксело медиа»

Все очень просто, для старта нужно соотнести два параметра: бизнес должен быть незатратный, но очень нужный. Все, остальное — дело поиска и практики. Сейчас подходящее время, например, на рекламном рынке. Рекламные бюджеты урезаны. Телевидение, журналы и, извините, газеты теряют клиентов, но интернет, наоборот — процветает.

Например, e-mail-маркетинг — просто золотая жила. Это, пожалуй, один из самых эффективных рекламных каналов.

Владимир Червонящий

Фото: finansovyesovety.ru

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 6 (059) 17 февраля

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

cumeu
[Комментарий удален]