Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

19 марта 2014 06.04

Вадим Гинзбург: «Без поддержки населения сложно реализовать любой проект»

В конце марта в Омск приедет мировой эксперт в области транспорта №1 Вукан Вучик. Специалиста, к мнению которого о реформировании транспортной системы города готовы прислушиваться областные власти, привозят в Сибирь «Городские проекты». Агентство, созданное специально для решения городских проблем в России, впервые вышло за пределы Москвы. О том, почему именно Омск стал «пробным шаром» для компании, и с какими предложениями она вышла к губернатору Назарову, рассказал «Классу» директор агентства Вадим Гинзбург.

 — Вадим Витальевич, расскажите о деятельности агентства «Городские проекты».

— Агентство было создано на базе фонда «Городские проекты» Ильи Варламова и Максима Каца. Фонд — это общественная организация, живущая на пожертвования граждан и действующая самостоятельно, то есть у нее нет как таковых заказчиков. Фонд ведет деятельность в основном в Москве. Агентство же — это коммерческая компания, оказывающая услуги клиентам и в основном работает в регионах. Учредителями агентства выступают московский муниципальный депутат Максим Кац, журналист и архитектор Илья Варламов и я. Деятельность агентства ведется в трех основных направлениях: развитие городских пешеходных пространств – улиц, площадей, парков, скверов, дворов и территорий массовой жилой застройки; развитие транспортной инфраструктуры городов — общественный транспорт, парковочное пространство, велосипедное движение; и взаимодействие с обществом – открытые конкурсы, общественные слушания, освещение и информационное сопровождение значимых для городов проектов.

— Вы уже можете назвать удачные проекты, выполненные агентством?

— Наше агентство существует всего три месяца. Проект «Транспорт в Омске. Проблемы и решения», — по сути наш первый большой проект в новом качестве. До этого наша команда работала под эгидой фонда, и вполне естественно, что его проекты вошли в наш портфель.

Например, аудит проекта реконструкции Ленинского проспекта в Москве. В столице часто под предлогом борьбы с пробками предлагаются непродуманные и некомпетентные решения, которые снижают качество жизни в городе. Профессионалы в области транспортного планирования привлекаются к таким проектам крайне редко — только когда появляется большой общественный резонанс, для подтверждения правильности выбранного пути. «Городские проекты» решили изменить эту тенденцию.

Мы выступили с инициативой проведения независимого аудита проекта реконструкции основных магистралей города, в том числе Ленинского проспекта. В качестве экспертов были привлечены лучшие иностранные специалисты: Вукан Вучик из США, Тур Хотвайт из Норвегии и Жан Клод Зив из Франции.

Проект, предложенный городом, предусматривал строительство мостов, эстакад и туннелей с целью увеличения пропускной способности. Мы показали, что подобное строительство не приведет к решению транспортной проблемы. Любому специалисту известно, что развязка в городе — самый дорогой способ перенести пробку из одного места в другое. Наша задача была объяснить это власти и обществу, показать альтернативные решения, позволяющие не только обеспечить транспортную доступность и сократить время перемещения жителей, но и сохранить Ленинский проспект как улицу, не превращать ее в загородное многополосное шоссе. В итоге реконструкция Ленинского проспекта была заморожена, чему мы весьма рады. Замечу, что средства, потраченные фондом на проведение аудита и подготовку предложений, 3 млн рублей, были переданы нам самими горожанами в качестве пожертвований. Здесь оговорюсь, сбор денег — это чисто московская история, к сожалению, практически невозможная в регионах. Это обстоятельство стало одной из причин, почему учредителями Фонда было принято решение создать агентство «Городские проекты», работающее на коммерческой основе.

— Вы сказали, что эстакады, мосты и развязки не могут решить транспортную проблему в городах. А что может?

— Продуманная работа в двух направлениях. Во-первых, нужно развивать общественный транспорт — быстрый, комфортный, находящий в пешеходной доступности, имеющий преимущество на дороге по отношению к автомобилям. А во-вторых, снижать привлекательность использования личного транспорта. Поймите, ни один город мира не может вместить столько автомобилей, сколько хотели бы иметь его жители. Площадь дорог и улиц города — это ценнейший и очень ограниченный ресурс. От того, как он используется, зависит не только скорость перемещения, но и качество жизни горожан в целом, экономическая и инвестиционная привлекательность города.

— Вы говорите о том, что агентство идет в регионы. Зачем вас пригласили в Омск? Не могут справиться сами?

— Видимо, нет, и это нормально — ситуация с транспортом в Омске очень сложная, и тенденции текущего развития ведут город к еще большим проблемам. Такие задачи должны решать профессионалы. Очень хорошо, что власти это поняли и пригласили нас. Кроме того, транспорт в городе, а в Омске еще и в силу многолетнего проекта по строительству метро имеет большое общественное значение. Принимаемые решения должны быть не только качественно подготовлены, но и хорошо донесены и объяснены горожанам.

В качестве иллюстрации приведу пример: недавно в Москве были провалены общественные слушания по проекту строительства высокоскоростного трамвая в районе Бирюлево. Проект, предложенный мэрией, был хороший и правильный. Просто мэрия не смогла это донести, объяснить людям, в чем преимущества проекта, почему именно такое решение оптимально. Есть масса примеров, когда власть не может решить какую-то городскую задачу, потому что у нее нет контакта с населением. Между тем, в стране все чаще возникают ситуации, когда общество требует принятия публичных решений относительно знаковых для города объектов. В Омске это, например, ситуация с Омской крепостью. Есть проект на уровне министерства культуры России, но какой, горожанам неизвестно. В знаковое для города место вкладываются большие деньги. А что там будет? Кто это решил? Люди правы в своем желании знать, что делается в городе, понимать, почему и какие решения принимаются. По Омской крепости можно было бы провести открытый архитектурный конкурс, привлечь большое количество архитектурных бюро (в том числе иностранных), организовать профессиональное жюри, которое бы потом открыто приняло независимое решение.

Одна из главных задач агентства «Городские проекты» — максимально широко осветить наши предложения по транспорту в Омске и информировать о том, что будет с проектом происходить дальше. Стоит отметить, что у нас очень большая аудитория — блог Ильи Варламова читает 4,5 млн человек. Мы идем навстречу всем СМИ и приложим усилия, чтобы донести наши предложения до жителей Омска.

Но главная наша цель — это разработка предложений по решению проблем транспорта в Омске. В декабре прошлого года у нас состоялась встреча с губернатором Виктором Назаровым, где мы обсудили ситуацию, возникшую вокруг омского метро. Создавшееся положение можно описать так: город практически ликвидировал свою систему магистрального транспорта — трамвай, а нового магистрального транспорта не создал. Очевидно, что метро как магистральный транспорт не подходит для Омска — избыточный по провозной способности и непосильный для региона по затратам. Но если бы даже все планируемые деньги были выделены и освоены, омское метро бы возило воздух.

— Как в Нижнем Новгороде?

— И в Самаре. Это часто происходит в городах с населением меньше 4-5 млн человек. Исключение — Новосибирск, где специфическое расположение транспортного коридора позволяет метро наполняться. Тем не менее, себестоимость перевозки одного пассажира в Новосибирске раз в пять выше, чем в Москве.

Но что делать, какие есть альтернативы, как разумно распорядится уже построенными объектами метро (потрачено уже более 16 млрд рублей) — властям не понятно. Это непростой вопрос, и задавать его нужно не главе региона, а специалистам. Мы обсудили, что мы можем сделать, и губернатор просил нас организовать работу, направленную на подготовку предложения, подключив специалистов мирового уровня. Мы пригласили Вукана Вучика, с которым нас связывают давние деловые отношения. Вучик — мировой эксперт № 1 в области городского транспорта, его книги стали хрестоматией для всех урбанистов и транспортников. Он уже высказывал по нашей просьбе свое мнение о проблеме транспорта в Омске, и сейчас с удовольствием взялся за омский проект. Кроме самого непосредственного участия в подготовке отчета, он согласился приехать и будет лично представлять результаты нашей работы в Омске 29 марта.

— В чем конкретно заключается предложение агентства?

— Ключевой вопрос предложения — создание в городе широкой трамвайной сети. Почему именно трамвайной? В Омске уже есть такая очень дорогостоящая вещь, как рельсовый каркас. Он, конечно, старый, и кое-где рельсы ликвидированы или закатаны под асфальт, но все же реконструировать когда-то созданную транспортную инфраструктуру намного дешевле, чем строить новую. Концепция учитывает особенность транспортной системы Омска — наличие метромоста, который расположен в одном из важнейших транспортных коридоров города с левого берега Иртыша на правый. Но наше предложение состоит не в том, чтобы как-то спасти проект метро и запустить по уже существующим тоннелям и мосту современный трамвай — это не даст городу почти ничего, кроме очередной порции потраченных денег. Цель нашего предложения — сократить время поездок по городу. Для этого система должна иметь широкий охват, проходить по основным транспортным коридорам.

— Когда же все решится с омским проектом?

— Мы договорились о том, что власти ждут, когда мы представим проект. Вучик прилетит в Омск и даст пресс-конференцию 28 марта, а 29 марта выступит с докладом. И вместе с ним город получит серьезное концептуальное решение транспортного вопроса, проработанное сильной командой, куда кроме Вучика входят и российские эксперты.

— У вас есть конкуренты?

— Тут нужно говорить об альтернативных предложениях, нежели о конкуренции. И чем их больше, тем лучше для города. Пусть специалисты предлагают разные варианты, а администрация принимает взвешенное решение, базируясь на интересах города.

Правда, есть вопрос с тем, что предложения по решению транспортных проблем города предлагают строительные компании. Все-таки строители заинтересованы в первую очередь в объемах строительства, а не в сокращении времени поездок по городу. Отсюда в предложениях — многочисленные развязки, эстакады, мосты, тоннели, которые проблему поездок по городу почти никогда не решают.

Мы не имеем возможности детально ознакомится с альтернативными предложениями — информации о них, к сожалению, немного. Но то, что известно, уже позволяет нам дать конструктивную критику предложениям «Мостовика» и проекту, который недавно представил министр транспорта области. Уверен, такая дискуссия будет полезна городу.

— Допустим, концепцию агентства утвердили. Что нужно для ее дальнейшей реализации?

— Прежде всего нужно объяснить жителям, что планируется сделать, получить их поддержку. Также нужно подготовить обоснование для получения финансирования на федеральном уровне, и для этого должна быть сделана более детальная проработка проекта. Нужно грамотно донести до федеральных властей, чем этот проект полезен для города. После того как в землю были закопаны миллиарды рублей, сделать это, подозреваю, будет трудно. И здесь поддержка проекта горожанами очень важна. Считаю, что общественное обсуждение проекта должно проходить до того как специалисты приступят к детальным расчетам и проектированию. Также городу потребуется новая стратегия развития городского пассажирского транспорта, подготовленная с учетом создания системы магистрального транспорта. Реализация наших предложений без принятия комплекса мер, касающихся организации работы всех видов транспорта, тарифной политики, взаимодействия с частными перевозчиками, принципов проектирования и многих других вопросов, сведет на нет эффект от любой самой современной системы.

— Какова в итоге сумма инвестиций, которые потребует проект?

— Она вполне сравнима с той, которую планируется потратить на метро, но эффект от нашего проекта несравнимо больше.

— Так власти еще собирается тратить на метро?

— Насколько я знаю, пока мы с вами разговариваем, работа идет, метро копают.

— Кто финансирует работы агентства «Городские проекты» по омскому проекту, и во сколько они обошлись инвестору?

— Нашу работу над проектом финансирует благотворительный фонд «Мечте навстречу», учредителем которого является сенатор Андрей Голушко. Стоимость нашей работы — это предмет договора, который является коммерческой тайной.

— Что омичи и город получат в результате реализации вашей концепции на практике?

— Омичи получат сокращение времени на поездки по городу, причем это коснется всех участников дорожного движения. Конечно, комфорт поездки многократно вырастет. Город получит надежную и быструю транспортную систему, которая может наращиваться по мере необходимости и обеспечит развитие города на несколько ближайших десятилетий.

— Будут ли организованы общественные слушания по принятию концепции транспортного развития?

— Это вопрос к городским и областным властям. Считаю, что без поддержки населения будет сложно получить финансирование и реализовать проект.

— Вы можете прокомментировать ситуацию, сложившуюся вокруг реконструкции улицы Чокана Валиханова в Омске?

— По-моему, это история очень неприятная и крайне обидная для омичей. Опять кто-то принял какое-то подпольное и безальтернативное решение о том, что будет с одним из знаковых мест города. Кто это решил? Вопрос даже не в том, что под сруб идут живые деревья, и даже не в выбранном архитектурном стиле. Вопрос: почему за жителей кто-то принимает решения? Как раз в этой ситуации просто необходим открытый конкурс с участием большого количества архитектурных бюро, профессиональным жюри. Думаю, что проект, выбранный на конкурсе, стоил бы дешевле 2 млрд рублей, о которых сейчас идет речь. Это одна проблема. Другая состоит в том, что проект предполагает строительство подземного пешеходного перехода, а это абсолютное зло. Если вы хотите сделать город удобным, то первый приоритет на дороге должен быть у пешехода. Посмотрите на европейские города, вы не найдете там такого количества подземных переходов, которое строят у нас. Загоняя людей под землю, невозможно решить ни одну проблему. Город не становится безопасней — количество ДТП не сокращается, поездки не становятся быстрее, движение пешком и на велосипеде не становятся удобней.

— Но ведь в этом месте достаточно большой поток машин и пешеходов…

— Значит, должен быть регулируемый наземный переход — это самое эффективное и естественное решение для города. Подземный переход — это непреодолимое препятствие для пожилых людей, пешеходов с колясками, людей с ограниченными возможностями. Доказано на опыте многих стран, что те города, где передвижение пешком развито, и в экономическом плане являются более успешными.

— Если говорить глобально, в чем, на ваш взгляд, основная проблема нашего города?

— Омск, к сожалению, крайне неудобен для жителей в бытовом смысле. Пешеходное движение практически отсутствует, поскольку для прогулок нет условий. Дворы — вы их видели? Они заставлены автомобилями и могут предложить жителям в лучшем случае старую детскую площадку.

Другая проблема — удручающее состояние скверов, улиц, парков. На набережной, похоже, прошел метеоритный дождь и уничтожил все скамейки. Проблема общественных территорий в Омске в том, что там нечего делать и туда абсолютно незачем идти.
Следующая проблема — отсутствие вектора стратегического развития города. Есть, конечно, формальный генеральный план. Но нет человека, который бы занимался стратегическим планированием. Как решить проблему массовых частных застроек в центре города? Построить на их месте безликие многоэтажки или бизнес-центры? Как обеспечить в спальных районах развитие социальных функций — кафе, спортивные клубы, сфера услуг, общественные места, привлекательные для людей? У этих задач есть известные способы решения, но такое ощущение, что они неизвестны тем, кто управляет городом.

Еще один момент — обилие рекламы и визуального мусора, превращающие внешний вид улиц в азиатский базар. Движению людей препятствуют рекламные конструкции, множество заборов и ограждений. Подспудно все это отталкивает человека от города. Жители не чувствуют себя здесь, как дома, не воспринимают город как что-то свое, не заботятся о том, чтобы город развивался и процветал. Все эти проблемы не являются непреодолимыми, над их решением просто нужно работать. И чем быстрее это поймут власти, тем лучше.

Наталья Овчинникова

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий